Особенности оформления периодики в начале XIX в.

В 1817 г. из типографии Василия Плавильщикова в Петербурге вышел первый номер удивительного журнала «Волшебный Фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». Последующие выпуски носят краткое название «Волшебный Фонарь, или Зрелище». В течение 1817 и в начале 1818 гг. увидели свет 12 тетрадей в ¼ листа, с 40 сюжетами «гравированными крепкой водкой».
Для истории русской журналистики журнал важен как периодическое издание, впервые обратившееся к русскому быту как к основной теме и поместившее на своих страницах реалистичное изображение народных типов. Персонажи действительно изображены с высокой степенью этнографической достоверности. Примечателен и факт обращения к живой речи города в журнальном тексте. Мы «слышим» поговорки, присловья, присказки, улавливаем диалектные особенности речи персонажей.
Отдельных слов заслуживает фронтиспис «Волшебного фонаря». Это одна из первых русских журнальных литографий.
Литография в отечественную периодическую печать вошла вместе с «Азиатским музыкальным журналом» (Астрахань, 1816−1817). Этот журнал с нотами, инкунабула отечественной литографии, появился в провинциальной Астрахани в 1816 г.
Издавал его учитель гимназии Иван Викентьевич Добровольский — фольклорист-этнограф, композитор, скрипач и виолончелист, мастер и создатель музыкальных инструментов, педагог-просветитель. Добровольский смог соорудить станок, найти подходящие камни, овладеть процессами химической обработки и печати. И это все, как утверждала газета «Русский инвалид», «следуя одним только описаниям». Скромная кустарная титульная рамка-виньетка «Азиатского музыкального журнала» является самой ранней не только русской журнальной, но и отечественной книжной иллюстрацией в технике литографии.
«Литография не сразу была оценена издателями журналов как универсальный способ иллюстрирования. Между тем пластические возможности литографии практически не ограничены. Эта техника не диктует определенного стиля создаваемому произведению. При литографировании можно рисовать на камне как на листе бумаги. Литография способна воспроизвести карандашный рисунок так, что его не отличить от оригинала. Некоторое время отношение к литографии было весьма пренебрежительным. На первых порах ценилась главным образом легкость метода, не требующего долгой подготовки. Но литография сразу стала востребована для печати нот и технической иллюстрации: планов, чертежей, карт…»
Каск А. Н., кандидат искусствоведения, старший хранитель фондов отдела визуальной информации Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
Среди журналов-первопроходцев, на страницах которых появляется литография, «Журнал императорского человеколюбивого общества» (1817−1826), «Отечественные записки» (1818−1830). Павел Петрович Свиньин, к каждой части своего журнала прикладывал гравюру или литографию по своему собственному рисунку. Причем иногда не только создавал оригинал, но и сам рисовал на камне. Свиньин четыре года проучился в Академии художеств (1806−1810) и очень сносно рисовал. В тематику его иллюстраций входил пейзаж, причем не только архитектурный.
Но самым замечательным журналом, издававшимся в технике литографии во второй половине XIX в., является сатирический иллюстрированный журнал «Ералаш». Издавал его отставной штаб-ротмистр Михаил Львович Невахович. Журнал издавался с 1846 по 1849 гг. В 40-х гг. XIX в. в петербургском обществе ходили по рукам рукотворные альбомы с карикатурными зарисовками. Автором и владельцем одного такого, по общему мнению, одного из самых удачных альбомов, был Невахович.
«Существует мнение, что идею издания альбома карикатур Неваховичу подали французы-литографы Пьер Гюйо-Дефонтен и Пьер Поль-Пети, оказавшиеся на грани банкротства после неудачи с изданием «Императорской Эрмитажной галереи» (1844–1847), когда литографии, подготовленные для этого издания, не удовлетворили особую комиссию Академии художеств и лично Николая I. Им надо было как-то поправлять свои дела, и, возможно, что им показалась удачной мысль на русской почве затеять что-то похожее на знаменитые французские периодические издания „Charivari" и „Caricature
Каск А. Н., кандидат искусствоведения, старший хранитель фондов отдела визуальной информации Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
Популярность «Ералаш» получил благодаря остроумным, безобидным шаржам и карикатурам, главным творцом которых был сам издатель. В основном идеи для карикатур придумывал Невахович, а подписи — за бокалом вина общей компанией. Это очень симпатичное издание, но оно не отличалось сатирической остротой и разоблачительностью.
Хотя социальные вопросы тоже затрагивались: винный откуп, показная благотворительность, проделки аферистов… По сведениям историков цензуры, даже портретные шаржи в «Ералаше», как правило, публиковались с разрешения портретируемого.
Но даже такой журнал в пору «цензурного террора» в 1849 г. был закрыт за «предосудительное направление»
Невахович написал сатирическую пьесу «Эдуард XII». Это была имитация сатиры на Шекспира. Но на самом деле современникам было совершенно ясно, что это сатира на исторические фантазии Нестора Васильевича Кукольника, в частности на его ура-патриотическую драму «Рука Всевышнего Отечество спасла». Так, у Неваховича в конце, в последней сцене, были такие слова: «Отечество, спаслось ты от врага / Не будет больше здесь его нога». В общем, намек понятен.
«Невахович сделал иллюстрации к этой пьесе, причем они должны были наполнить целый номер. Был запрещен и текст, и иллюстрации, и в 1849 г. весь журнал тоже был запрещен за „предосудительное направление”»
Каск А. Н., кандидат искусствоведения, старший хранитель фондов отдела визуальной информации Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
Это название журнала, который издавался в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге бароном Теодором Анри де Чуди.
1702 г.
1755–1759 гг.
1769 г.
1791 г.
1824 г.
1826 г.
1826 г.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK