«Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?»

Такой вопрос задавали всем арестованным после Сенатской площади. Те, кто вел допрос, не понимали, чего хотели декабристы. Их «мучали надеждой», как изволил выразиться Николай I. Вы можете представить, как это происходило, если посмотрите отрывок из спектакля Ленинградского ТЮЗа по пьесе Б. Ш. Окуджавы (постановка З. Я. Корогодского) «Глоток свободы», 1967 г.
Поделиться в соцсетях
Что столкнулось в тот морозный петербургский день на Сенатской? Это очень сложный вопрос. Есть, например, версия, что декабристы — это не отдельные недовольные ситуацией в России первой четверти XIX в., а целое поколение Д (рассмотрите инфографику ТАСС об этом).
Я. А. Гордин предполагает, что Великий князь Николай присягнул старшему брату Константину (несмотря на то, что знал про его манифест об отречении от престола) вовсе не из благородных намерений.
«Был граф Милорадович и его 60 000 штыков. Началось стремительное движение к взрыву. Милорадович и его сторонники загнали ситуацию в тупик»
Гордин Я. А., советский и российский писатель, публицист и прозаик, главный редактор журнала «Звезда»
Гордин Я. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 года. Л., 1989. С. 35.
Как это понять? Военный генерал-губернатор Петербурга граф М. А. Милорадович вынудил Николая присягнуть брату, пригрозив в противном случае гвардейским бунтом. И рок жестоко отомстил Милорадовичу за попытку влиять на ход истории: в день восстания на Сенатской он будет убит Петром Каховским.
И вот эта нерешительность верхов (Константин не только держал данное слово об отречении от престола, он еще и боялся повторения судьбы отца, задушенного заговорщиками) привела к династическому кризису, которым и попытались воспользоваться те, кого потом будут звать декабристами.
«Хорошо, с императорской чехардой более-менее понятно. А откуда взялась эта безудержная тяга к свободе у молодых, богатых, хорошо образованных дворян, чья карьера в будущем могла быть только успешной? Им не хватало свободы? И зачем за нее, как сказал на площади Рылеев, гибнуть („Это минуты нашей свободы: мы дышим ею, и я охотно отдаю за них жизнь свою”)?»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Вы уже знаете, как офицеры, пройдя по Европе во время войны с Наполеоном, увидели разные европейские формы парламентаризма; как солдаты, перенесшие тяготы войны, снова попадали в нечеловеческие условия бездушной шагистики и шпицрутенов. Но желание свободы рождается не только под ударами или при взгляде на чужую устроенную жизнь. Бунтовщиков в какой-то мере выпестовало русское государство.
Давайте посмотрим, что все-таки было важно для тех, кто стыл «в каре, в далеком декабре». О чем они мечтали? Свобода печати. Неприкосновенность личности. Конституция. Отмена рабства. Парламент. Но ведь очень многие элементы этих мечтаний горячо обсуждались в царском окружении при вступлении Александра Первого на престол, да и позже открыто звучали в речи, произнесенной императором в марте 1818 г. при открытии Первого Польского сейма (Варшава). Не верите? Читайте:
«Образование, существовавшее в вашем крае, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений, и которых спасительное влияние надеюсь я, при помощи Божией, распространить и на все страны, Провидением попечению моему вверенные»
Александр I, Император и Самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский
Это о чем? О дарованном Польше парламенте. А еще о том, что если дела в Польше дальше пойдут хорошо, то парламент Александр подарит и другим странам, находящимся под его скипетром. Отдельные фразы из речи многим показались оскорбительными. Вяземский, который переводил речь с французского, чуть не плакал, что произнесена она в Польше, а не в России.
Честное слово Александра, данное французскому генералу Н.-Ж. Мезону на Аахенском Конгрессе осенью 1818 г., что рабство в России будет отменено, стало известно в самой России. Выполнения слова ждали, но не дождались. Вместо этого дождались цензурного циркуляра, запрещающего обсуждать крепостное право в печати. Циркуляр появился из-за статьи профессора Царскосельского лицея А. П. Куницына. Статья вызвала гнев императора; ведь там не только объяснялось, что такое свобода («Свобода есть право человека поступать по своему благоусмотрению во всем том, что не вредит другим людям»), но и велся жаркий спор с публицистом «Духа журналов». В «Духе журналов» сообщалось, что положение иностранных крестьян, по сравнению с русскими, самое бедственное, а Куницын последовательно и логично опровергал эту пропагандистскую мысль.
Вот и получается, что к 1820-м гг. красивым словам Александра в России уже мало кто верил. И самые горячие головы решились преобразовать жизнь сами. Сейчас многие при мысли о декабристах думают про революцию, про убийство царя и т. п. Но ведь фанатичных проектов было значительно меньше, чем разумных и довольно сдержанных.
«Тайное общество не собиралось навязывать стране свою власть. Главной целью переворота и было дать стране возможность выбирать свободно свой путь, свое государственное устройство. Северяне не сомневались, что страна выберет конституционную монархию, которая, по их мнению, была на первый период целесообразна, после чего должна была последовать отмена крепостного права»
Гордин Я. А., советский и российский писатель, публицист и прозаик, главный редактор журнала «Звезда»
Гордин Я. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 года. Л., 1989. С. 123.
Часто те, кто потом вышел на Сенатскую, с жаром обличали существующие порядки в самых неподходящих, казалось бы, условиях — на балу или в светской гостиной: «Если целью движения было определенное действие (преобразование русской действительности), то главной формой действия парадоксально оказалось речевое поведение декабриста. Трудно назвать эпоху русской жизни, в которую устная речь: разговоры, дружеские речи, беседы, проповеди, гневные филиппики — играла бы такую роль. <…> Современники выделяли не только „разговорчивость” декабристов — они подчеркивали также резкость и прямоту их суждений, безапелляционность приговоров, „неприличную” с точки зрения светских норм тенденцию называть вещи своими именами, избегая условностей светских формулировок».
Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX века. СПб., 1994. С. 334.
«Для декабриста Слово было и началом, и венцом, и импульсом к историческому действию, и его высшим смыслом <…>. И наконец, слово декабриста — всегда слово, гласно сказанное. Декабрист публично называет вещи своими именами, „гремит” на балу и в обществе, поскольку именно в таком назывании видит освобождение человека и начало преобразований»
Лотман Ю. М., советский и российский литературовед, культуролог и семиотик
Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX века. СПб., 1994. С. 339–340.
И отсюда уже становится понятным и высокое назначение декабристских изданий: и «Мнемозины», и «Полярной звезды», и пафос рылеевского «К временщику» (подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»). Можно было, конечно, почитывать «Полярную звезду» как сборник хороших отечественных беллетристических и критических текстов, как значительно позже охарактеризовал этот альманах К. А. Полевой.
«Тут публика нашла в первый раз русские повести и рассказы, которые были не хуже современных иностранных произведений в том же роде. Самые суждения о литературе, изложенные одним из издателей, сделавшимся известным под псевдонимом Марлинского, отличались если не новостью взгляда, то по крайней мере живостью, пылкостью и оригинальностью выражения. В стоячем болоте тогдашней нашей критики это казалось явлением необыкновенным»
Полевой Н. А., русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк
Полевой Кс. Записки о жизни и сочинениях Н. А. Полевого. Часть I. СПб., 1860. С. 103.
Можно было вообще с помощью альманаха Рылеева и Бестужева пытаться устроить личное счастье, как неудачно попытался это сделать юный приказчик. Но можно было воспринимать «Звезду» и как набат, зовущий к иному, непонятному, но светлому будущему.
Сейчас декабристов чаще всего либо не вспоминают, либо осуждают. Хорошо это заметно, например, в художественном фильме А. Кравчука «Союз Спасения» (2019); совсем иначе выглядит фильм В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975). Но, знаете, даже если мы не разделяем их политических взглядов, стоит признать личное бескорыстие декабристов, во многом юношескую наивность и искреннюю попытку исправить несправедливость системы.
В 1968 г. Александр Галич написал «Петербургский романс»:
И все так же, не проще,
Век наш пробует нас —
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Они на площадь вышли. К добру это не привело, как мы с вами знаем спустя много лет. Но они этого не знали. И вышли дышать свободой.
Frédéric Lacroix. Les mystères de la Russie_ Tableau politique et morale de l’empire Russe. Париж, 1845. jpg
ТЕСТ
Восстание декабристов — событие очень важное для понимания истории России, истории русской журналистики и истории литературы.

Что повлияло на декабристов, почему люди решили выйти на Сенатскую площадь, какие были тайные общества в то время — все это сложные, но очень важные вопросы. Мы вас не пропустим дальше, если вы не ответите правильно хотя бы на 5 вопросов.
Давайте проверим ваши знания
Сыграла ли роль Отечественная война 1812 г. в движении декабристов?
Все верно! Вы глубоко чувствуете ход истории
Верно-то верно, да не совсем. Солдаты, конечно, прошли по Европе и во многих странах поудивлялись иной жизни собратий по крестьянскому труду, но все-таки до массовых замыслов о политических преобразованиях им было далеко
Очень спорно. Судя по этой логике, после каждой победоносной войны должно следовать потрясение государственных основ. Не дай бог, как говорится…
Вы не совсем правы. Вас, наверное, лучше убедит Ю. М. Лотман: война, «разыгравшаяся на полях Европы, активно формировала психологию людей начала XIX века <…> приучала их смотреть на себя как на действующих лиц истории, „укрупняла" их в собственных глазах, приучала к сознанию собственного величия, и это не могло не сказаться на их политическом самосознании в дальнейшем»
Дальше
Проверить
Узнать результат
Почему власть так ужаснул бунт лейб-гвардии Семеновского полка в октябре 1820 г.?
Традиционный — смотря когда? Вы немножко забыли, что в случае с «Семеновской историей» русское правительство впервые столкнулось с армейским бунтом (именно бунтом, а не попытками гвардии сместить кого-то из императоров)
Все так и было. Кажется, вы тоже были тогда в Троппау, раз так неплохо расставляете акценты в этой запутанной истории
Насчет «причастности» Александра I вы слегка перегнули палку. Шефом полка он был, но чрезмерного свободолюбия никогда не поощрял
Прелюдией, конечно, стало, но об этом стало известно только через пять лет, но никак не в 1820 г.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В программах декабристов Россия должна была быть страной свободной, без рабства. Действительно ли Александр I начал поэтапную отмену крепостного права?
Это Вы что-то напутали! Да, крепостное право в России было отменено при Александре II, но в 1861 г.
Все почти так. Одного Указа было маловато, но Александр I освободил еще часть российских окраин от рабства
Увы, вы правы. Часть рабов при Александре I перестала быть рабами, но только часть…
Благословенным его и правда называли, но этот эпитет связан с победой над Бонапартом. А освободил русских крепостных вовсе не он, а его племянник — Александр II
Дальше
Проверить
Узнать результат
Эпохой тайных обществ называли в России послевоенное время.
Тайные — значит антиправительственные, резко оппозиционные?
Да, некоторые члены тайных обществ действительно приняли участие в восстании декабристов, но в целом тайные общества создавались сначала вовсе не с целью свержения власти в России…
Все так и есть. Скажите, а не состояли ли вы или кто-то из ваших близких в «Союзе спасения» или в «Союзе благоденствия»?
Нам удалось вас подловить. Первая часть выбранного вами ответа верная, а вторая — категорически нет
Посудите сами: зачем, например, шутливо-литературному (и тайному!) обществу «Зеленая лампа» было мечтать о свержении царя? Конечно, часть обществ позже от частных тем перешла к глобальным, от веселья — к политике, от просвещения — к революционным идеям, но поверьте, что таких примеров было не так уж и много
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какие главные цели стояли перед декабристами?
Знаете, если бы декабристы-офицеры были готовы развязать гражданскую войну даже ради таких высоких целей, они не препятствовали бы своим солдатам на Сенатской площади стрелять в окружающие их правительственные войска. Нет, декабристы не пошли на братоубийственные шаги
Да, вы правы. Единогласия среди восставших не было, но приоритеты вы выбрали верно
Линия Южного общества не стала общей программой для всех участников восстания
Линия Северного общества не стала общей программой для всех участников восстания
Дальше
Проверить
Узнать результат
Восстание декабристов и день воцарения этого императора совпали. Какие родственные связи привели Великого князя Николая (будущего Николая I) на русский трон?
Хм, в генеалогическом лесу вы немного заплутали. Не был он сыном Александру!
Верно! Николай был третьим сыном Павла I, младше Александра и Константина
Куда вас занесло? Внуков у Александра I не было, хотя про существование его детей ученые спорят до сих пор
Вы немножко спутали. Николай был младшим братом Константина Павловича. А вот Константин действительно был наследником, пока не отказался от этой части
Дальше
Проверить
Узнать результат
Количество правильных ответов не дает вам возможности пройти. Изучите тему еще раз и возвращайтесь к тесту, за ним лежит пароль, а за паролем — столько всего интересного!
Пройти еще раз
Эх, чуть-чуть не хватило. Изучите тему еще раз и возвращайтесь к тесту, за ним лежит пароль, а за паролем — столько всего интересного!
Пройти еще раз
Похоже, вы смогли разобраться в этой декабрьской, холодной и тяжелой истории далекого 1825 г. Будете на Сенатской площади — вспомните декабристов…Проходите и забирайте пароль.
Пройти еще раз
1802 г.
1803 г.
1812 г.
1814 г.
1820 г.
1825 г.
1811 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1820 г. и продолжается до 1825 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1820 г.
и продолжается до 1825 г.
1826 г.
1830 г.
1837 г.
1840 г.
1855 г.
1813 г.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK