БУЛГАРИН В КАРИКАТУРАХ

Фаддей Венедиктович Булгарин — герой многочисленных эпиграмм, карикатур и шаржей.

Сатирический образ родоначальника торгового направления отечественной журналистики и русского фельетона максимально широко встречался в 1830–1840-х гг., времени наивысшего булгаринского издательского успеха и расцвета полемики с пушкинским кругом.

После отхода Булгарина от активной журналистской деятельности визуальный образ «неистового Фаддея» появлялся реже, особенно по сравнению с вербальным, но продолжал нести нарицательный смысл.

булгариноведение
Степень изученности темы и широка, и чрезвычайно узка. Известный булгариновед А. И. Рейтблат называет 542 работы, посвященные издателю и публицисту, вышедшие в 1958–2014 гг.
Рейтблат А. И. Фаддей Булгарин — идеолог, журналист, консультант секретной полиции. М., 2016. С. 564−604.
За начало XXI в. о Булгарине написано больше, чем за весь предшествующий период, начиная с прижизненных заметок о нем. Есть про него и фильмы, например «Фаддей Булгарин. Свой среди чужих» (проект Льва Николаева, 2012 г.). Такой перекос может быть объяснен современной модой на переоценку истории и даже некой конъюнктурой (монархический тренд). Тем не менее специальных работ по карикатуре, посвященных Булгарину, нет, за исключением упоминаний о сатирической графике в отдельных статьях.
«Взглянуть на карикатурные изображения одного из крупнейших пушкинских противников — значит увидеть эпоху глазами самого поэта, визуализировать наши знания об этом времени. Рассмотрим около тридцати созданных еще при жизни Булгарина (и, вполне возможно, знакомых ему) карикатур, шаржей и шутливых жанровых рисунков»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Особняком стоят рисунки, чаще всего просто высмеивающие фигуру Булгарина. Больше всего Булгарина изображал Николай Александрович Степанов. В его замыслах было издать альбом карикатур на Булгарина. Листы этого альбома, не разрешенного цензурой, хранятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина, Институте русской литературы (Пушкинском Доме), частных коллекциях.
Известная карикатура «Я ловко танцевал мазурку» готовилась Н. А. Степановым для «Иллюстрированного альманаха» Н. А. Некрасова и И. И. Панаева (СПб., 1848 г.), а сейчас хранится в Пушкинском Доме.

Булгарин изображен в военной форме танцующим с дамой на балу. Подпись «Смолоду я был хорош собой, ловко танцевал мазурку и нравился женщинам… Из моих воспоминаний» вызывает усмешку у зрителя (вряд ли «хорош собой» можно сказать про полного, одутловатого человека) и показывает специфику степановской работы.

Карикатурист, как правило, снабжал рисунки цитатами из булгаринских воспоминаний, а затем приписывал концовку, изменяя смысл фраз. В декабре 1847 г. Некрасов писал художнику: «Вот картинки, подписанные цензором. Не прошла одна; Булгарин, толкующий о честности, — необходимо переменить подпись». Но в итоге уже сверстанный альманах был полностью запрещен цензурой.
Невский альманах. Вып. 2. Из прошлого (Писатели, художники, артисты). Жертвам войны. Пг., 1917. С. 50.
Внешность Булгарина действительно была малопривлекательна. Так, А. Ф. Кони писал:
На балконе одного из каменных флигелей, выходящих на Невский, сидит в халате, с длинной трубкой в руках и пьет чай толстый человек с грубыми чертами обрюзглого лица. Это популярный Фаддей Венедиктович Булгарин
Кони А. Ф. Петербург. Воспоминания старожила. М., 2011. С. 9
М. Ф. Каменская вспоминала:
Булгарин <…> был кругленький, на коротеньких ножках, с порядочным брюшком, голова плотно подстриженная, как биллиардный шар, лицо смятое, глаза вытаращенные, как у таракана, толстые губы его плевались… С лица его не сходила задорная улыбка, и вечно он спорил и хохотал
Каменская М. Воспоминания. М., 1991. С. 69.
В РГАЛИ хранится карикатура неизвестного художника 1820−1830-х гг., также обыгрывающая неприглядный облик Булгарина. Карикатура помещена в альбоме издателя и баснописца А. Е. Измайлова среди стихотворений В. И. Панаева, записей Н. И. Греча, В. А. Жуковского, Д. И. Языкова и др. Сгорбленная фигура, на которой плохо сидит фрак и мешковатые брюки, внезапно дополняется цветами в руках изображенного. Но подпись трактует изображение букета неожиданно:
«Что если этот нос крапиву нюхать станет?
Крапива, кажется, завянет!..»

РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Альбом А. Е. Измайлова «Памятник дружбы». Ед. хр. 23. Л. 46.
Шарж К. П. Брюллова изображает Булгарина в профиль. Несколько утрированный нос, пухлые щеки, отвисшая нижняя губа и сутулая спина по-прежнему дают нам малопривлекательный образ.

Работая над картиной «Осада Пскова» (1836–1837 гг.), художник изобразил поляка, снимающего кафтан с убитого русского. Черты изображенного поляка напоминали черты Булгарина.

Картина так и не была закончена; вариант с поляком-Булгариным вовсе уничтожен и остался в памяти лишь благодаря мемуарам П. П. Каратыгина. Современный исследователь проводит параллель между историческим полотном и шаржем:
Очевидно, художник намекал на ту легкость, с которой Булгарин менял национальности в зависимости от политической ситуации (он был то французом, то поляком, то русским). Такая трактовка позволяет по-новому взглянуть на сохранившийся шарж К. Брюллова, представляющий Булгарина в кафтане. Скорее всего, это пример политической карикатуры в наследии Брюллова
Казакова С. К. Образ литератора в русском живописном портрете эпохи романтизма. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 2011. С. 22−23.
В Институте русской литературы (Пушкинском Доме) хранится лист из степановского альбома, где Булгарин показан полуобнаженным, чуть прикрытым купальным полотенцем. Подпись вновь акцентирует внимание зрителя на нелепой фигуре: «Конечно, я не могу сравниться красотою с Аполлоном, но форм своих не стыжусь и, каждый день, выходя из купального шкафа, люблю в этом виде провести несколько приятных минут в кругу моего семейства».

На втором плане изображены жена и сыновья издателя (у Булгарина были четыре сына и дочь).

Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964. С. 73.
В Пушкинском же Доме хранится другой лист из альбома Степанова, где Булгарин предстает в ситуации, связанной с его профессиональной деятельностью. На карикатуре видно, что Булгарин находится в книжном магазине. Он стоит, низко согнувшись, подставляя спину под удары тростью господина, чье лицо закрыто цилиндром.

Подпись многое объясняет: «Помню также, как в магазине Ольхина <…> Песоцкий сломал свою палку об мою спину. Конечно, не стоило упоминать о пощечинах, толчках и других ничтожных случаях».

Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964. С. 72.
Столкновение двух издателей действительно было. И. П. Песоцкий упрекнул Булгарина в невнимании к издаваемому ими совместно хозяйственному журналу «Эконом». Сотрудник «Эконома», В. П. Бурнашев, вспоминал:
Они обругались и подрались в книжном магазине Ольхина. Булгарин пустил в дело палку, а Песоцкий болт от внутренних ставней, и избил Булгарина так, что Фаддей лечился шесть недель
Летописец слухов. Неопубликованные воспоминания В. П. Бурнашева / предисл., публикация и комментарии А. И. Рейтблата // Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 173.
Так как конфликт произошел в мае 1843 г., то датировка карикатуры может относиться к середине 1843 г. и позже.
Федотов А. С. «Присыпочка втирается в литературный круг» П. Песоцкий — издатель 1840-х годов // Русская литература. 2015. № 3. С. 85.
Родоначальник русского фельетона высмеивается в карикатуре неизвестного художника 1830–1840-х гг.

Цветным карандашом на бумаге дан поясной портрет Булгарина, сидящего за письменным столом. Он вынимает перо из чернильницы. Капающие чернила на лету превращаются в стрекоз, которым Булгарин полушутя говорит:
«Летите, друзья, и помните мое наставление».

Возможно, в образе стрекоз художник визуализировал намек на легкость авторского стиля Булгарина, разговорную манеру его речи, о чем так любили говорить почитатели «Северной пчелы» и «Очерков русских нравов».
«Блок карикатур посвящен знакомству и сотрудничеству Булгарина с представителями торгового направления в русской журналистике. Одна из самых ранних — карикатура 1824 г., единственная известная мне, не нападающая на Булгарина»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Карикатура входит в альбом, хранящийся в ИРЛИ (ПД). Фаддей Венедиктович (хоть и молод, но уже с брюшком) держит на шее Н. И. Греча, а в руке — гусиные перья. Греч же сжимает волшебный фонарь. Оба смотрят в сторону полуобернувшегося к ним П. П. Свиньина, издателя «Отечественных записок». Свиньин прикрывается щитом и размахивает пером. В подписи — искаженные строчки из басни А. Е. Измайлова «Лгун», написанной в пику Свиньину:
РО ИРЛИ (ПД). Отдельные поступления. Ф. 14 671. №  9665.
Ну, Павел, исполать! Как ты людей морочишь!
Обманывал бы ты в Париже дураков,
Иль русских мужиков,
Не немцев и не поляков,
Смотри, брат, на кого наскочишь
Вацуро В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750–1840-е годы) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. 1977. Л., 1979. С. 16 а
В. Э. Вацуро считал, что волшебный фонарь держит Булгарин:
Стоит обратить внимание и на фонарь в руках Булгарина — это намек на сатирический раздел булгаринских «Литературных листков», в 1824 г. носивший название «Волшебный фонарь»
Вацуро В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750−1840-е годы) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. 1977. Л., 1979. С. 16.
«Но тогда следует закрыть глаза на худощавость сидящего сверху человека, на его пенсне, что, скорее, указывает на Греча, нежели на Булгарина»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Бесспорно, расшифрованный намек на причину появления фонаря в карикатуре верен, но, учитывая внешнюю несхожесть, а также сотрудничество Греча и с этим журналом (он читал корректуру и осуществлял правку), все-таки поправим наблюдение известного литературоведа. Значительно раньше это сделала М. Ю. Барановская, описывая идентичную карикатуру, находящуюся в собрании Государственного исторического музея.
Селезнев М. Б. Роль журнала «Литературные листки» в формировании литературной репутации Ф. В. Булгарина // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 14. Филология, искусствоведение. 2007. №  13 (91). С. 97.
ГИМ. Альбом №  38. Шифр 42 989/И — VII — 1891.
Не впервые на карикатурах в другом изображенном лице узнают Булгарина — например, исследователи 1930-х гг. видели в образе «жалкого фигляра-критика» (одной из иллюстраций к изданию «Тарантаса» В. А. Соллогуба 1845 г.) именно Булгарина. Современные ученые утверждают, что в фигляре, пляшущем на иностранных фолиантах, изображен О. И. Сенковский.
Г. Г. Гагарин. Иллюстрация к «Тарантасу» В. А. Соллогуба.
Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX вв. М., 1937. С. 109; Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40−50-х гг. XIX в. М., Л., 1937. С. 48.
Немзер А. Владимир Соллогуб и его главная книга. Кантор А. Григорий Гагарин — иллюстратор «Тарантаса». М., 1982. С. 44.
В альбоме ГИМа хранится и другая карикатура 1820-х гг. на друзей-журналистов. Неизвестный художник изобразил ширму, на передней стенке которой нарисован Булгарин с воротником рюш в костюме паяца и с фонарем в руках. Из-за ширмы выглядывает голова Греча в колпаке и таком же воротнике. На ширме надпись по-французски: «Никакого ума, никаких мыслей у нас и наших друзей». М. Ю. Барановская истолковала смысл карикатуры так:
Оба героя — балаганные шуты. Греч обращается к публике с подсказки Булгарина, хозяина ширмы, на которой изображен его портрет. Любопытно отметить, что в карикатуре, как и в эпиграмме А. С. Пушкина 1830 г., Булгарин представлен фигляром
Барановская М. Ю. К истории литературных течений первой четверти XIX века (по альбому из собрания ГИМ) // Из истории русской изобразительной культуры XVIII–XX вв. М., 1991. (Тр. ГИМ. Вып. 79). С. 122.
В альбоме ГИМа среди шаржей П. Л. Яковлева 1820-х гг. сохранились шаржированные изображения профилей Булгарина и Греча. «Толстый и тонкий» присутствуют и на листе из альбома карикатур Степанова 1840-х гг., хранящемся во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Невысокий полный Булгарин бросается навстречу худощавому Гречу; за спинами — книжные шкафы.
«Булгарин и Греч», Степанов Н. А.
Подпись выполнена в традиционном для Степанова ключе: первая часть — из подлинных воспоминаний Булгарина, вторая — вставка карикатуриста, принципиально меняющая суть высказывания: «Знакомство с Н. И. Гречем было началом моего литературного поприща… С первой встречи мы поняли и оценили друг друга; более тридцати лет живем душа в душу и грыземся публично тогда только, когда не можем разделить кости, брошенные нам на драку».
Всероссийский музей А. С. Пушкина. Фонд оригинальной графики. КП 13 289.
В домашней обстановке изображены Булгарин с Гречем и на жанровом рисунке П. А. Каратыгина 1849 г. Булгаринская фигура несколько утрирована, что позволяет увидеть в рисунке черты шаржа.

Судя по домашней одежде Булгарина и развешанным на стенах портретам людей в польских конфедератках, можно предположить, что изображен кабинет Булгарина. Тем более что хозяин занят работой, склонившись с пером над листом «Северной пчелы», а Греч довольно свободно расположился на стуле.

На соседнем с газетной полосой листке можно прочесть строчку В. А. Жуковского «О дружба, это ты!» (очевидно, Булгарину и Гречу художник отвел роль упомянутых в стихотворении Жуковского дуба и плюща).

Всероссийский музей А. С. Пушкина. Фонд оригинальной графики. КП 6020.
В карикатуре неизвестного художника 1837–1838 гг. «Грехопадение первого человека в литературе» мы видим уже представителей торгового направления в полном составе.

Редактор «Библиотеки для чтения» О. И. Сенковский в образе змея обвивает Древо познания. На Древе растут «Библиотека для чтения», «Грамматика» Греча и «Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях» (совместный труд Булгарина и профессора Дерптского университета Н. А. Иванова). Булгарин в виде Евы, прикрытый листом «Северной пчелы», протягивает перо «первому человеку в литературе» Н. И. Гречу.

Подпись к карикатуре высмеивает устремление издателей к извлечению материальной выгоды: «Древо познания бьет по карманам».

Шляпкин И. Грехопадение первого человека в литературе (Карикатура 1837–38 гг.) // Русская старина. 1898. № 2. С. 327.
«Тройка» Н. А. Степанова — акварельный лист из альбома — также подчеркивает грабительский характер торгового направления, но уже не для подписчиков, а для издателей. Выстроившись по росту (от высокого Сенковского до малорослого Булгарина), вооружившись дубинками и неся свои труды («Библиотеку для чтения», «Грамматику» и «Мои воспоминания»), тройка подходит к дверям книжных лавок М. Д. Ольхина и А. Ф. Смирдина. Подпись к карикатуре дана от имени Булгарина: «Я никогда не имел случая грабить на больших дорогах, но признаюсь, что в шайке Сенковского и Греча обобрал и пустил по миру многих книгопродавцев».
«Тройка» Н. А. Степанов
Всероссийский музей А. С. Пушкина. Фонд оригинальной графики. КП 2794.
Рисунок и подпись, хоть и гиперболизированные, соответствовали действительности. Об этом В. И. Даль писал С. П. Шевыреву в январе 1842 г.:
Из бумаг Степана Петровича Шевырева // Русский архив. 1878. Т. II. № 5. С. 65.
«Смирдина съели совсем; любопытно послушать его с часик, как в течение последних лет Полевой, Булгарин, Греч и Сенковский перебрали у него удивительно ловко сотни тысяч и посадили на мель»
Даль В. И., писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора
К 1840-м гг. Смирдин разорился. На издании книг Булгарина разорился также Матвей Ольхин (не смог, очевидно, отказать свату: на его дочерях были женаты два сына Булгарина).
ЗООморфизм булгарина
Встречаются и зооморфные изображения Булгарина.

В 1841 г. в Петербурге вышел второй том «Ста русских литераторов», изданный Смирдиным. После басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» помещена иллюстрация А. О. Дезарно (опубликованная уже после смерти художника).

На ней, как описывал В. Г. Белинский в рецензии на сборник, «изображены три человеческие фигуры в библиотеке, — одна с головою петуха, другая — кукушки, третья — воробья; две из них тоненькие и с очками на носу; а третья толстая и без очков, рот ее разинут по-петушьи, и, кажется, слышно, как дерет она свое петушье горло».

Белинский В. Г. Сто русских литераторов // ПСС в 13 тт. Т. 5. М., 1954. С. 198.
Булгарин показан в образе петуха, Греч — кукушки, а Н. А. Полевой — воробья. Чрезмерные взаимные восхваления Булгарина и Греча вызывали насмешки среди современников (памфлеты А. С. Пушкина и басня Крылова говорят именно об этом).
Существует немало сатирических параллелей с газетой Булгарина:
Незлобин Ю. 50 журналов и газет в лицах. Отдел I. Политические и сатирические. СПб., 1859. С. 2; Невахович М. Л. Шествие в храм Славы // Ералаш. 1846. Л. 24; Тимм В. Ф. Музеум Листка // Листок для светских людей. 1844. №  2.
Невахович М. Л. Шествие в храм Славы // Ералаш. 1846. Л. 24.
Тимм В. Ф. Музеум Листка // Листок для светских людей. 1844. №  2.
И если у Неваховича в «Ералаше» Булгарин встречается еще и в образе привидения, то у Тимма, позднейшего соиздателя с Булгариным и Гречем «Русского художественного листка», журналист выглядит вполне пристойно. С Тиммом Булгарина связывал не только «Листок». Художник участвовал в перестройке Карлова — имения Булгарина под Дерптом, иллюстрировал булгаринские сочинения. О нескольких шаржированных портретах Булгарина в «Очерках русских нравов, или Лицевой стороне и изнанке рода человеческого» исследователи писали (например, Чаушанский Д.).
Чаушанский Д. Белинский и русская реалистическая иллюстрация 1840-х годов // Литературное наследство. Т. 57. М., 1951. С. 327−356.
Среди шести литографий Тимма стоит отметить портреты издателя к очеркам «Извозчик-ночник» и «Ворожея» (1843 г.), давшие повод Н. А. Некрасову охарактеризовать оригинал как «господина весьма подозрительной наружности», «человека, обуреваемого означенной страстью переносить и подслушивающего за ширмами».
Некрасов Н. А. Очерки русских нравов… // Отечественные записки. 1843. №  3. Отд. VI. С. 19; Некрасов Н. А. Очерки русских нравов… // Отечественные записки. 1843. №  5. Отд. VI. С. 29.
Иллюстрация к очерку Булгарина «Извозчик-ночник». В. Ф. Тимм
Доносчик булгарин
Сотрудничество Булгарина с III отделением, где и требовалось изображенное Тиммом умение подслушивать, всесторонне освещалось в исследовательской литературе, прежде всего в капитальной работе А. И. Рейтблата. В ней же приводятся степановские карикатуры на Булгарина, в частности процесс написания текста (доноса?). А результат этих булгаринских трудов приводится на другом рисунке Степанова — акварели 1840 г. «Донос Булгарина» (хранится в Пушкинском Доме).
Видок Фиглярин: Письма и агентурные записки Ф. В. Булгарина в III отделение / Публ., сост., предисл. и коммент. А. И. Рейтблата. М., 1998. 704 с.
«Донос Булгарина», Степанов Н. А.
Фаддей, держа под мышками журналы своих главных врагов и конкурентов «Современник» и «Отечественные записки», стоит, наклонив голову, перед жандармами. Даже в позах чинов III отделения читается презрение, подчеркнутое художником.
«Лицевая сторона и изнанка» БУлгарина
Заискивающее выражение лица Булгарина, явственно видное в степановских зарисовках, прослеживается и в карикатурах Р. К. Жуковского.

В литографированной серии «Русские народные сцены»
1842–1843 гг. среди 50 листов есть четыре шаржированных изображения Булгарина. То он торгуется с лавочниками, то шествует среди гостинодворцев, то примеряет халат, то низко кланяется Л. В. Дубельту.
Г. Ю. Стернин отмечал:
Хотя имя его нигде прямо не называется, в облике изображаемого легко угадываются портретные черты этого реакционного литератора: одутловатое, несколько отекшее лицо, плутоватые глаза, толстый мясистый нос и, наконец, высокая каскетка на голове, являвшаяся почти обязательным атрибутом всех портретных изображений Булгарина.

Иногда намеки художника становились еще более прозрачными и очевидными для зрителя. Так, например, в самом названии одного из листов («Лицевая сторона и изнанка рода человеческого») Жуковский в пародийных целях повторяет заглавие незадолго до того вышедшего очередного булгаринского сочинения
Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964. С. 112−113.
Заискивающее поведение журналиста — ведущий подтекст в акварелях Степанова 1840-х гг., созданных по мемуарам Булгарина. Склонившись и приподняв каскетку, Фаддей идет по набережной поодаль графа А. А. Аракчеева. Текст контрастирует с рисунком: «Я сказал однажды графу Аракчееву, что Россия много обязана ему в деле покорения Финляндии. „Спасибо, братец, спасибо! —  отвечал граф. — Мне приятно, когда люди подобные тебе отдают мне справедливость”. С этого времени дружеские наши отношения еще более сблизились».

Первая часть фразы точно цитируется по мемуарам, вторая дописана Степановым. Сатира просматривается в выражении «подобные тебе» (намек на «предательство» Булгарина) и в расположении фигур.
Всероссийский музей А. С. Пушкина. Фонд оригинальной графики. КП 6046.
Еще уничижительнее акварель Степанова «Булгарин в приемной Сперанского». Вновь склонившись и уже сняв каскетку, Булгарин стоит перед швейцаром, загораживающим собой парадную лестницу.

Строчка мемуаров в подписи приведена в соответствии с оригинальным текстом, диалог выдуман художником: «Граф Сперанский был ко мне дружески расположен и часто со мною советовался… Я: Граф дома? Швейцар: Дома, да не приказал пускать Вас».

Всероссийский музей А. С. Пушкина. Фонд оригинальной графики. КП 13 291.
К ряду карикатур, высмеивающих Булгарина, надо отнести и степановский акварельный лист «Виолончель духовых инструментов, изобретенный М. И.» из альбома 1850-х гг., посвященного М. И. Глинке. Альбом хранится в Российской национальной библиотеке и недавно был издан. Интересно, что Булгарин занимает на рисунке второстепенное положение, но замысел карикатуры направлен против его самонадеянности.
«Виолончель духовых инструментов, изобретенный М. И», Степанов Н. А.
По воспоминаниям Глинки и В. Ф. Одоевского, Булгарин употребил невозможное с точки зрения музыканта выражение «флажолет на фортепьянах». Понятие, относящееся к струнным и духовым инструментам, он отнес к фортепиано. В отместку невежественному музыкальному критику Степанов изобразил Глинку, играющего на огромной виолончели с массой органных приводов. Вокруг сцены с изумлением взирает на композитора публика, среди которой заметны лица Булгарина, Греча и Ф. А. Кони.
Михаил Иванович Глинка глазами современника. Альбом рисунков Н. А. Степанова из собрания Российской национальной библиотеки. СПб., 2005. С. 87.
Образ «и человека, и свиньи»
Последними в ряду прижизненных карикатурных изображений Булгарина отметим степановские статуэтки-шаржи.

Среди 80 статуэток, созданных Степановым, есть разные варианты изображений Булгарина. Они хранятся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Ульяновском областном краеведческом музее им. И. А. Гончарова и др.

«Иные фигурки до того удались, что на них, как на индюшек у Гоголя, противно смотреть», — писал И. С. Тургенев, вполне возможно намекая на несимпатичную (схожую с прототипом) статуэтку Булгарина.

Фигурки приземистого, одутловатого, полного и сутулого Булгарина вызывали негодование у оригинала и смех у купившего несколько фигурок Гончарова:

Логинова О. В., Логинова Н. Н. Коллекция скульптурного шаржа Н. А. Степанова в собрании ГЦТМ им. А. А. Бахрушина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХЛА. 2014. № 1. С. 125−133.
Тургенев И. С. Современные заметки // Современник. 1847. Т. I. Отд. IV. С. 75.
Гончаров И. А. Письмо М. М. Кирмалову и его семье. 17 декабря 1849 года // Гончаров Иван Александрович. Письма (1842−1851). М., 2014. С. 44−45.
«Булгарин имеет редкое свойство — походить наружно и на человека, и вместе на свинью. Художник схватил это как нельзя лучше — и, кроме свиньи и человека, изобразил и Булгарина. Это одно из лучших его произведений; ты береги эту статуэтку, хотя прежняя еще продается, но, может быть, Булгарин потребует, чтоб и форму сломали, тогда негде будет взять»
Гончаров И. А., писатель и литературный критик
Образ «и человека, и свиньи», по выражению Гончарова, встречается и в карикатурах, созданных после смерти Булгарина. Их несоизмеримо меньше; популярность издателя, публициста, писателя шла на убыль еще при жизни Фаддея Венедиктовича.
Так, в номере «Сатирикона», посвященном русской прессе, пухлый Булгарин поджаривается в персональном котле ада, подсмеиваясь: «Хе-хе! А все-таки газетчикам там на земле больше жару задают, чем мне здесь». Художник начала ХХ в., пользуясь устоявшейся «славой» издателя, с помощью его образа смеялся вовсе не над ним, а над положением журналистики.
«Сатирикон». 1908. № 34
Из двух зол — меньшее // Сатирикон. 1908. №  34. 29 ноября. С. 3)..
Современный художник Ю. Г. Чистяков в цикле «Современники А. Пушкина» (2009 г.) дал очень похожий на труды его предшественников-карикатуристов шаржированный профиль Булгарина, а В. И. Моренко в 2012 г. создал комикс из 13 рисунков «Анекдоты о Фаддее Булгарине». Комикс основан на реальных событиях: репликах Пушкина и Рылеева, обиде Дельвига, гневе императора по поводу публикации баллады графини Е. П. Ростопчиной в «Северной пчеле» и пр. И тут Булгарин — в традициях русской карикатуры — унижен и жалок.
Как смотреть на булгарина?
Обилие эпиграмм, литературных пародий, литературных прототипов, карикатур и шаржей свидетельствует о незаурядной личности Булгарина и его заметном участии в русском литературном процессе, хотя и с разными знаками. Эпиграммы на Булгарина более злы и гораздо многочисленнее, чем карикатуры, и в целом образ предстает весьма негативным.
Современная тенденция обеления запятнанных имен не должна позволять нам закрывать глаза на непорядочные поступки Булгарина, но все-таки надо учитывать особенности эпохи. Кроме того, если понять, что эпиграммы и карикатуры — это взгляд той, а не нашей эпохи, то только тогда мы сможем избежать субъективности, идеологических перекосов и хоть в чем-то воздать должное человеку, чьими многими издательскими и авторскими нововведениями пользуемся до сих пор.
1802 г.
1803 г.
1812 г.
1814 г.
1820 г.
1825 г.
1811 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1825 г. и продолжается до 1830 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1825 г.
и продолжается до 1830 г.
1826 г.
1830 г.
1837 г.
1840 г.
1855 г.
1813 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK