Максим Горький КАК ПУБЛИЦИСТ
И РЕДАКТОР В РУССКОЙ КАРИКАТУРЕ 1917 ГОДА

Историография Максима Горького огромна, и отмеченный в 2018 г. юбилей лишь дополнил ее интересными исследованиями. Огромна и иконография Горького. На него в начале ХХ в. создавали много карикатур, гораздо больше, чем на остальных русских писателей. Например, в начале ХХ века даже вышел сборник карикатур на писателя. Столь пристальное внимание карикатуристов объяснялось «необычным путем писателя в литературу, с новизной героев и тем его произведений».
Русаков В. / Либрович С. Ф. / М. Горький в карикатурах и анекдотах. СПб., 1903
Кузнецов Э. А., Маркичева О. Г. Жизнь в насмешках и почитании (Максим Горький в карикатурах и шаржах) // Записки краеведов / сост. О. В. Рябов. Нижний Новгород, 2008. С. 270
Стоит ли разыскивать все новые и новые карикатуры на Горького? Я уверена, что стоит.

Важно, как считает Е. А. Динерштейн, понять, что «иконография Горького громадна, но тем не менее каждый зафиксированный в ней артефакт представляет значительный интерес, поскольку помогает воссоздать личность писателя, а главное, понять его значимость для современников».
Динерштейн Е. А. Неизвестный шарж из российской Горьковианы // Про книги. 2016. № 3. С. 12
10 сатирических журналов и одна газета 1917 г.
Посмотрим, как реагировали русские художники на редакторскую и публицистическую деятельность Максима Горького в тревожном 1917 г. Предметом исследования стали 10 сатирических журналов и одна газета 1917 г. С помощью сплошного просмотра удалось выявить 32 карикатуры, связанные с образом известного русского писателя как публициста, редактора и/или его изданиями.
Иллюстрации довольно четко делятся на три блока: карикатуры на Горького с газетой «Новая жизнь» (17 рисунков); карикатуры на саму горьковскую газету «Новая жизнь» (9 рисунков); разные карикатуры на Горького — с журналом «Летопись» или другими изданиями/предметами и пр. (6 рисунков).
Отмечу, что еще в 1905 г. Горький участвовал в другой «Новой жизни» — первом легальном издании большевиков, и подрывному характеру его публицистики посвящена карикатура «Шута».;

Но вернемся к 1917 г. Серьезное количество выявленных карикатур именно на писателя с газетой связано как с высокой популярностью имени Максима Горького, так и распространенностью «Новой жизни».

Как утверждал один из ее редакторов, Н. Н. Суханов, «ее читали все. Главное же — ее читали рабочие массы. За небольшими исключениями, за скоро проходящими периодами тираж „Новой жизни“ был максимальный из всех петербургских газет, не исключая ни самых старых, заслуженных и привычных, ни партийных, рассчитанных на широкое обязательное потребление. Российская общественность хорошо слышала голос „Новой жизни“»


Европа: А я-то его, голубчика, по головке гладила // Шут. 1905. № 45. С. 1
Европа: А я-то его, голубчика, по головке гладила // Шут. 1905. № 45. С. 1
Чони П. Социал-демократическая критика Октябрьской революции: М. Горький и «Новая жизнь» // Россия и современный мир. 2018. № 3 (100). С. 152
Пристальнее всего за знаменитым выходцем из народа наблюдал как раз простонародный журнал «Трепач»
1917−1918 гг., ред.-изд. Е. О. Пяткин / Евгений Венский
В этом журнале выявлено 12 карикатур на Горького и его газету. Дешевый журнал, издаваемый в крохотном формате и на плохой бумаге, принадлежал к представителям новой «литературы улицы, трамвая, кинематографа, ресторана».

Максим Горький в представлении «Трепача» является предателем Родины, и язвительный текст выступает здесь на первый план, заменяя маловыразительный рисунок: «В «Нейе-Жизниˮ, в «Нейе-Жизниˮ / С Горьким немчики сидят», или «Максим Горький работает на Вильгельма, как Бурцев говорит».

Грубый, площадной юмор не требует никаких подтверждений; аргументация заменяется псевдонародным языком и голословными обвинениями. Журнал старательно вкладывает в голову малообразованного читателя, что Горький работает на большевиков.

Чик-Чик. Мишка, брызни // Трепач. 1917. № 26. С. 6; Что сказали бы на митинге великие люди // Трепач. 1917. № 14. С. 16
Кузнецова О. А. Евгений Венский // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005. Т. 1. С. 361
Чик-Чик. Мишка, брызни // Трепач. 1917. № 26. С. 6; Что сказали бы на митинге великие люди // Трепач. 1917. № 14. С. 16
При этом доводы избираются понятными для аудитории: полураздетая проститутка с бантом «партия большевиков» сидит на коленях у Горького и дергает его за усы. Писатель блаженно улыбается, а античная богиня «Литература» уходит вдаль: «Тьфу, старый пакостник! И как тебе не стыдно, как тебе не жаль? Променял супругу на такую шваль!»

Синус / Симаков И. В. / Максиму вожжа под хвост попала // Трепач. 1917. № 19. С. 16
Синус / Симаков И. В. / Максиму вожжа под хвост попала // Трепач. 1917. № 19. С. 16).
Картинку надо перевернуть, у меня не вышло
Посмотрим на толкование неизвестным художником «Трепача» сна Горького
Сон — излюбленный прием иносказания, начавшийся в русской журналистике еще с «Трудолюбивой пчелы» А. П. Сумарокова — подан в «Трепаче» так: на траве в заплатанной одежде валяется ширмач (карманный вор), в облаках видны очертания той же фигуры. Подпись дублирует изображение: «Спит ширмач Максимка Стырин и видит сладкий сон: провели его ленинцы в правительство, дали чин камергера. На Максимке мундир с золотом 56-й пробы, камергерская отмычка сзади, а на столе харч: окорок собачьей радости и море денатурки… Сладкий сон видит Максимка Стырин, сотрудник «Новой жизниˮ».

Детали карикатуры только усиливают неприятные впечатления: небритый подбородок и растрепанная прическа спящего, его руки, похожие на когтистые лапы, и в довершение всего на заду героя сна висит амбарная связка ключей (так художник — по незнанию или утрируя — изобразил камергерский ключ). При этом явно прослеживается портретное сходство с Горьким.

Мечты // Трепач. 1917. № 6. С. 5
Мечты // Трепач. 1917. № 6. С. 5
Дешевыми «номерочками» по 15 копеек показал художник С. Маклецов четверых большевиков — скособоченного Ленина, красавицу А. М. Коллонтай, разжиревшего Нахамкеса (Ю. М. Стеклова) и Горького, который сидит на стуле в странной шутовской позе, держа в руках «Новую жизнь».

Другой способ продемонстрировать большевизм Горького — изобразить его «мрачным дремучим» Елпидошей, готовым объявить красную половую тряпку контрреволюцией или перефразировать слова странника Луки: «Во что, милочек, веришь, то и «Правдаˮ».

Погребижский. Бывшие люди // Трепач. 1917. № 16. С. 7
Маклецов С. Номерочки // Трепач. 1917. № 24. С. 6
Венский Евг., художник Н. Чернецкий. Глушь // Трепач. 1917. № 15. С. 7; Погребижский. Бывшие люди // Трепач. 1917. № 16. С. 7
«Новая жизнь» в «Трепаче» выступает то в роли вороны, которая вместе с «Правдой» и «Рабочей газетой» «работает во имя каблука Его Величества Вильгельма», то в виде разбойного сборища «подмаксимков», которым «не пофартило», и приходится вставать «на стрему социал-демократии».
«Маленькая газета» перед судом большой прессы // Трепач. 1917. № 15. С. 3; Влипли в шухер // Трепач. 1917. № 16. С. 6
Бахвальство «товарища Максима», подделывающегося под народ и якобы понимающего его «чижолую жизнь», приводит лишь к игре слов «наша жизнь» — «Новая жизнь». За потоком брани и примитивных, опошляющих писателя приемов в «Трепаче» трудно разглядеть острозлободневную социальную сатиру.
Товарищ Максим // Трепач. 1917. № 5. С. 1
Товарищ Максим // Трепач. 1917. № 5. С. 1
Остальные журналы не делают из Горького такой постоянной мишени для остроумия, но и не собираются прощать его связи с большевиками.
Полосой «Новой жизни» прикрывает Горький босяка с ножом, закрывая его от испуганного прохожего. Подпись продолжает эффект перевертыша: «Иди под мою защиту, бедный большевик! Я охраню тебя от этого кровожадного, толстомясого буржуя!».
Идеальным министром-председателем (с точки зрения коммунистов) рисует журнал «Барабан» человека, сидящего в приемной Совета солдатских и рабочих депутатов и читающего «Новую жизнь».
В «Биче» Горький и члены его редакции, обуреваемые жаждой славы, взбираются на коней Аничкова моста в Петербурге, «отчаявшись в признательности неблагодарных сограждан».
Лебедев А. Максим Горький // Стрекоза. 1917. № 31. С. 1
Радлов Н. В ожидании приказаний // Барабан. 1917. № 20. Окт. С. 1
Синус / Симаков И. В. / Новые ужасы большевизма // Бич. 1917. № 36. Сент. С. 16
Можно ли считать эти карикатуры справедливыми?
Современники не всегда могли заметить или оценить, что «„Новая жизнь“ отстаивала идею напряженного культурного строительства, „революции духа“ — в противовес внутренней партийной междоусобице и излишнему политизированию»; что «осторожная, взвешенная позиция „Новой жизни“ в течение нескольких месяцев готовила почву для конфликта с большевиками, которые выступали резко против Временного правительства и за немедленную передачу власти в руки советов, за выход России из войны даже на самых тяжелых условиях».
Коростелев С. Г. Журнал «Летопись» (1915−1917) и газета «Новая жизнь» (1917−1918) в историко-культурном контексте. Автореф. дисс. канд. филол. н. М., 2015. С. 22
Горьковская газета в карикатурах выполняет роль хвороста, подброшенного рукой писателя в костер, на котором сгорает Россия; в эпиграфе проводится прямая параллель с аутодафе Яна Гуса. Древний мотив подхватывает «Новый сатирикон»: свернутые полосы «Правды» и «Новой жизни» летят в прикованного к столбу А. Ф. Керенского, вызывая ассоциации со святым Себастьяном: «Чем больше стрел мы в него пускаем, тем большим ореолом окружаем его!». На другой карикатуре рваные полосы «Новой жизни» наравне с другими изданиями прикрывают избитое тело России.
Горьковская газета в карикатурах выполняет роль хвороста, подброшенного рукой писателя в костер, на котором сгорает Россия; в эпиграфе проводится прямая параллель с аутодафе Яна Гуса.

Древний мотив подхватывает «Новый сатирикон»: свернутые полосы «Правды» и «Новой жизни» летят в прикованного к столбу А. Ф. Керенского, вызывая ассоциации со святым Себастьяном: «Чем больше стрел мы в него пускаем, тем большим ореолом окружаем его!».

На другой карикатуре рваные полосы «Новой жизни» наравне с другими изданиями прикрывают избитое тело России.

Россия и Максим Горький // Барабан. 1917. № 22. Окт. С. 1
Россия и Максим Горький // Барабан. 1917. № 22. Окт. С. 1
Лебедев В. Св. Себастиан наших дней // Новый сатирикон. 1917. № 25. С. 12
Шаврин. И это тоже партии // Лукоморье. 1917. № 24−25. С. 23
Тема предполагаемого предательского сговора Горького с немцами поднимается и в более интеллектуальных, чем «Трепач», журналах, но решается тоньше.
Так, в «Пугаче» фигура Горького сливается с образом Нестора, а «Летопись» — с «Новой жизнью». На это единение работают и келья, и клобук, и свиток, и перо, и пародия на пушкинские строки: «Еще одно последнее сказанье, / И летопись окончена моя. /Отечеству я послан в наказанье, /И родину германцам предал я!».

Пораженческая позиция Горького обыгрывается в «Новом сатириконе» тем, что готовность солдат защищать родину воспринимается «Новой жизнью» как анархия.

Эспе / Патараки С. А. / Летописец из «Новой жизни» // Пугач. 1917. № 18. Авг. С. 8
Эспе / Патараки С. А. / Летописец из «Новой жизни» // Пугач. 1917. № 18. Авг. С. 8
Антоновский Б. Кто как представляет анархию // Новый сатирикон. 1917. № 41. С. 12
И даже «хуже германского шпиона» назвал Бурцев Горького на рисунке Тэдди (К. Н. Фридберга?). Сатира Тэдди, посвященная полемике Горького и В. Л. Бурцева, на первый взгляд изображает простую драку. На самом деле художник легко обыграл очень тяжелую ситуацию, сложившуюся вокруг имени великого писателя. После 3-го июля Бурцев раскритиковал большевиков, которых поддержал Горький.
Тэдди. Как не надо полемизировать // Журнал журналов. 1917. № 30−31. С. 7
Тэдди. Как не надо полемизировать // Журнал журналов. 1917. № 30−31. С. 7
Затем, признавая за Горьким славу великого литератора, Бурцев пишет статью-набат «Не защищайте М. Горького!», где обвиняет его в потворстве большевизму:
Как редактор «Новой жизни», как политический деятель, пригревший около себя сотрудников этой газеты, М. Горький — незащищен. Изданием этой газеты он принес много непоправимого зла нашей родине в самый тяжелый момент ее истории — и во время войны, и во время ее великой революции
Марченко Т. Русские писатели и Нобелевская премия (1901−1955). Кёльн, 2007. С. 249−250
Довольно много карикатур, где художники чувствуют горьковские метания, поиск своего пути. Даже в массовом гротескном иллюстрировании ощущается особенность издания Максима Горького:
Для «Новой жизни» было характерно довольно сложное, временами противоречивое отношение как к политическим оппонентам, так и к соратникам — хотя бы формальным — по социал-демократическому лагерю.
Коростелев С. Г. Журнал «Летопись» (1915−1917) и газета «Новая жизнь» (1917−1918) в историко-культурном контексте. Автореф. дисс. канд. филол. н. М., 2015. С. 9
В знаменитом «самоварном перекрестке» «Бича» писатель никак не может определиться, какой из самоваров-изданий ему ближе, «Летопись», «Новая жизнь» или «Русское слово»: «С трех самоваров чаек завариваю, а в котором водица скуснее — не разберу. Пролетарская — она, пожалуй, горячее, — ну, а буржуазная зато наваристее».
Дени. Знаток // Бич. 1917. № 21. Июнь. С. 1
У «Пугача» Горький принайтован корабельным канатом к мачте лодки «Новая жизнь», а в волнах плещутся листы «Правды». «Рулевой, — молит писатель, — я связан по ногам и рукам буржуазной прессой», «столкни меня с лодки и тогда она, облегченная, поплывет свободно!».
Рожон. Горький на мели // Пугач. 1917. № 15. С. 5
Дени. Знаток // Бич. 1917. № 21. Июнь. С. 1
Рожон. Горький на мели // Пугач. 1917. № 15. С. 5
Максим Горький после 18 июня // Пугач. 1917. № 12. Июль. С. 11
Менее сочувственно относится тот же «Пугач» к поискам Горьким убежища от войны, которая никак не заканчивается: «Что делать? Удрать обратно в Италию? Но ведь я и эту страну за семилетний приют мой изругал в „Новой жизни!"».

Попытка пролетарского писателя стать своим для рабочего класса показана художником «Журнал журналов» через пропорции роста: огромный звероподобный рабочий возвышается над крохотной фигуркой писателя.

Ага. Искусство и революция. Максим Горький идет в ногу с пролетариатом // Журнал журналов. 1917. № 18−19. С. 7
Ага. Искусство и революция. Максим Горький идет в ногу с пролетариатом // Журнал журналов. 1917. № 18−19. С. 7
Глубоко отражающими исторический контекст карикатурами с философской подоплекой можно считать несколько сатирических иллюстраций
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Цензурные проблемы и полемику «Новой жизни» и «Нового времени» показал «Бич». В диптихе Тэдди отражен процесс приостановки газет и их же воскресение. После разгрома «Правды» в июле 1917 г. горьковская газета заняла место главного партийного органа большевиков, и «неудивительно поэтому, что следующие шаги Временного правительства в антибольшевистской кампании оказались направленным именно против газеты „Новая жизнь“».
Антонов-Овсеенко А. А. Периодическая печать и июльское восстание 1917 года в Петрограде // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 2 (43). С. 220
Тэдди. «Смерть и просветление». Симфоническая картина в двух картинах. Муз. Рихарда Штрауса // Бич. 1917. № 38. Окт. С. 12−13
1 сентября 1917 г. «Новая жизнь» была приостановлена. На карикатуре редакторы — М. Горький и Б. А. Суворин — заталкиваются генерал-губернатором П. И. Пальчинским в гробы, где саванами служат газетные полосы. На втором кадре «соумершим» предлагается «совоскреснуть».
Тэдди. «Смерть и просветление». Симфоническая картина в двух картинах. Муз. Рихарда Штрауса // Бич. 1917. № 38. Окт. С. 12−13
Но на самом деле карикатура не столько о цензуре, сколько о противостоянии правого «Нового времени» и левой, почти большевистской «Новой жизни»; это видно и в вербальной части карикатуры, и в визуальной. Противостояние было с «Новым временем», «Речью» и другими изданиями:
«Новая жизнь» подверглась еще более жестоким нападкам со стороны буржуазной печати, обвинявшей ее в «большевизме», «пораженчестве», связи с немцами, которые якобы и спонсируют газету.
Коростелев С. Г. Газета «Новая жизнь» (1917−1918) и цензурные условия в России после Февральской и Октябрьской революций // Вестник Московского университета. 2014. Серия 10. Журналистика. № 3. С. 106
Беззлобной — по сравнению с полемикой — выглядит карикатура, где кадет, увлекшись дискуссией, переворачивает «Новую жизнь»: «Ох, уж эти большевики! Мало им всяких переворотов — они даже свою газету стали печатать вверх ногами».

На черно-белом рисунке Н. Аболина посреди темного страшного леса сидит, пригорюнившись, старуха. Если вглядеться, становится понятно, что это Горький в женском платье. Под ногами старухи лежит свернутая газетная полоса «Новой жизни». Подпись дополняет рисунок, кричащий об уходе писателя от литературы к публицистике.

Аболин Н. Мать Максима Горького, дождавшаяся «Новой жизни» // Журнал журналов. 1917. № 32−33. С. 1
Бураков. В пылу партийной борьбы // Барабан. 1917. № 20. Окт. С. 3
Аболин Н. Мать Максима Горького, дождавшаяся «Новой жизни» // Журнал журналов. 1917. № 32−33. С. 1
И совсем страшной выглядит карикатура «Лукоморья», где Горький наравне с большевиками молится Молоху революции с жертвоприношением в виде связанной России; подпись художника будет указана только при повторении карикатуры в «Искрах»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
В жертву Интернационалу // Лукоморье. 1917. № 28–29. 31 авг. С. 6–7; Симаков И. В. В жертву Интернационала // Искры. 1917. № 42. 29 окт. С. 331
Карикатура всегда рассчитана на массовое понимание современников, и тем сложнее ее расшифровывать спустя столетия. Странно, что не обнаружены сатирические рисунки, посвященные «Несвоевременным мыслям», главному публицистическому циклу «Новой жизни».
Это может быть объяснено тем, что выявлены далеко не все карикатуры, связанные с образом Горького-журналиста; либо приходится допускать мысль, что художники по каким-то причинам не отреагировали на сложный злободневный текст.
В любом случае был обнаружен только один рисунок с положительной коннотацией, подготовленный В. Н. Дени к литературному юбилею Горького, и тот апеллирует к горьковским книгам и/или журналу «Летопись», но отнюдь не к его газете 1917−1918 гг.

Все же остальные карикатуры демонстрируют общественную неприязнь к позиции Горького в «Новой жизни», поводы к чему часто давал (иногда и комментируя) сам писатель:

Дени. Максим Горький. К двадцатипятилетию литературной деятельности писателя // Бинокль. 1917. № 2. С. 2
Дени. Максим Горький. К двадцатипятилетию литературной деятельности писателя // Бинокль. 1917. № 2. С. 2
В моих политических взглядах, вероятно, найдется немало противоречий, примирить которые не могу и не хочу, ибо чувствую, что для гармонии в душе моей, — для моего духовного покоя и уюта, — я должен смертью убить именно ту часть моей души, которая наиболее страстно и мучительно любит живого, грешного и — простите — жалкенького русского человека
Максим Горький, писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель
Горький М. О полемике // Новая жизнь. 1917. № 6. 25 апр. С. 1
1885 г.
1894 г.
1905 г.
1907 г.
1915 г.
1917 г.
1900 г.
Действие этого лонгрида происходит в 1917 г.
Действие этого лонгрида происходит в 1917 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK