Русская газета начала ХХ века

Поспорим с Розановым?
Русский публицист и философ Василий Розанов в начале ХХ в. сформулировал грустную для всех газет мысль: «Газеты, я думаю, так же пройдут, как и „вечные войны“ средних веков, как и „турнюры“ женщин и т. д. Их пока поддерживает „всеобщее обучение“, которое собираются сделать даже „обязательным“».

Василий Васильевич бы мастер на неожиданные, а подчас и шокирующие формулировки. Но в данном случае с ним совсем не хочется соглашаться. Газеты даже в XXI в. не умерли (хотя им по-прежнему пророчат скорую кончину); что уж говорить про Серебряный век, когда газета оставалась главным типом русской журналистики… Чтобы не быть голословными в заочной дискуссии с русским мастером пера, давайте посмотрим на разные аспекты русского газетного дела.

Розанов В. В. Уединенное. Почти на праве рукописи. СПб., тип. А. С. Суворина, 1912. С. 10
Как вы помните, газета завоевала ведущую роль в русской журналистике во время Великих реформ Александра II и до революции 1917 года эту роль не уступала никому — ни толстому журналу, ни тонкому журналу, ни тем более альманаху…
Жанры в русской газете начала ХХ в.
Если бы вы открыли номер какой-нибудь крупной газеты начала ХХ в. — «Русского слова», «Русских ведомостей», «Нового времени» или другой, — вы бы удивились богатству жанровой палитры (все знают, что такое жанр? Если коротко, то это форма журналистского текста).

Смотрели бы вы газету, возможно, так: фрагмент художественного фильма «Юность Максима» (1934).

«Юность Максима»
Журналисты писали в редакционной части, а в издательской шли блоками реклама и объявления. Так вот, по переписи 88 частных политических газет России, проведенной 5 октября 1900 г., редакционный материал, занимавший 57% от площади газеты, распределялся так:
Пешехонов А. Русская политическая газета // Русское богатство. 1901. № 3. С.13−14
Официальный* — Официальный отдел и придворные известия
Остальное* — Письма, некрологи, смесь, иллюстрации, научные новости и т. д.
Как видим, лидирующими являлись фельетон и попадающие в этот отдел материалы (20%), хроника (18%), отдел внешних известий (14%; наиболее употребительный жанр — статья). Отсюда выделялись и мастера разных жанров; их в переносном смысле часто называли «королями».
Например, королем смеха считали Аркадия Тимофеевича Аверченко, королем фельетона — Власа Михайловича Дорошевича, королем репортажа — Владимира Алексеевича Гиляровского, королем военных корреспондентов — Василия Ивановича Немировича-Данченко, королем публицистики — Михаила Осиповича Меньшикова… Подробнее о самых разных газетах и авторах дореволюционной России можно прочесть здесь: «Петербург газетный»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Петербург газетный. 1711–1917. Вып. II.
Издатели-короли
А вот издателей королями не называли. Но среди них были те, кто смог вывести свои газеты на лидирующие позиции. На рубеже XIX—XX вв. среди газетных магнатов, прежде всего, надо вспомнить два имени: это Иван Дмитриевич Сытин (газета «Русское слово») и Алексей Сергеевич Суворин (газета «Новое время»).
  • Воспоминания И. Д. Сытина вошли в прекрасный сборник: Сытин И. Д.  Жизнь для книги.
  • Есть и мемуары А. С. Суворина, правда, немного в ином виде: Суворин А. С.  Дневник. 1887−1907.
Выпускались газеты в типографиях: история дела печатного. И отлично, что сохранилась старая кинохроника ушедшей эпохи, где на 7:42—7:51 (указанное время — время которое указано в самом ролике) можно увидеть улыбающегося Алексея Суворина: «Падение династии Романовых».
Иллюстрация в русской газете начала ХХ в.
Рисунок в русской газете XIX в. стал появляться сначала в издательской части (в рекламе и объявлениях), а потом постепенно перешел в редакционную часть. Бесспорным лидером здесь выступало «Новое время». 5 февраля 1885 г. А. С. Суворин обратился в Главное управление по делам печати с просьбой разрешить помещать в газете рисунки, «относящиеся до хроники событий общественной жизни с тем, чтобы рисунки эти, отдельно от текста самой газеты, представлялись на просмотр предварительной цензуры».
РГИА. Ф. 776. Оп. 3. Д. 441. Л. 146
В этом же году при типографии «Нового времени» была устроена фотоцинкографическая мастерская, без которой иллюстрирование газеты было бы невозможным. Вершиной технического прогресса для того времени было появление рисунков в «Новом времени», «оригиналы которых были доставлены в типографию всего за 30 часов» до напечатания.
На память о десятилетии «Нового времени». 1876−1886. СПб., 1886. С. 8
С начала 1890-х гг. цензурный комитет относительно легко допускал расширение программ газет по части оформления. В 1892 г. было разрешено печатать во втором издании «Сына Отечества» портреты Высочайших особ и выдающихся общественных деятелей; там же в 1893 г. — архитектурные виды и «сцены из русской истории». В 1896 г. право помещать рисунки, «иллюстрирующие сообщения о выдающихся событиях дня», получили «Биржевые ведомости»; в этом же году разрешение на публикацию портретов государственных и общественных деятелей было дано «Петербургской газете» и «Петербургскому листку». В 1897 г. двум последним изданиям разрешили помещать рисунки к текстам
РГИА. Ф. 776. Оп. 3. Д. 174. Лл. 318, 326; Ф. 777. Оп. 3. Д. 90. Л. 74; Ф. 777. Оп. 2. Д. 107. Лл. 139, 143; Ф. 777. Оп. 2. Д. 70. Лл. 182, 183
В итоге в русской газете начала ХХ в. можно было встретить шаржи, карикатуры, репортажные рисунки, научно-популярные рисунки, портреты, пейзажи, жанровые рисунки, графики, карты, фотографии, не говоря уже про всевозможные типографские заставки и пр.
С конца XIX в. без иллюстрированных приложений, где публиковалось немало иллюстрированной хроники, не обходилось ни одно крупное газетное предприятие:
К 1901 году на 19 ежедневных частных газет, выходящих в Петербурге, приходилось 12 иллюстрированных приложений. Издание, не публикующее иллюстраций, выживало с большим трудом
Луковская М. А., главный библиотекарь Отдела газет Российской национальной библиотеки
Луковская М. А. Иллюстрации к петербургской ежедневной газете XIX в.: возникновение и развитие // В. информации. 2015. № 3 (4). С. 61).
«Новое время» избрало тактику большеформатных иллюстрированных приложений, с 1900-х гг. использующих цвет. Особенно вырос читательский интерес к этому приложению в годы Первой мировой войны. По свидетельству В. А. Смородины, в 1915 г. в «Иллюстрированном приложении к газете „Новое время“» было опубликовано 420 фотографий павших воинов, 278 фотопортретов награжденных героев, 80 репортажных снимков с фронта и 74 батальных репортажных рисунка.
Смородина В. А. Военная иллюстрация в газете «Новое время» (1914−1915) // Триста лет печати Санкт-Петербурга. Материалы международной научной конференции. СПб., 2011. С. 448
Две конкурирующие газеты малой прессы выбрали разные способы иллюстрирования. «Петербургская газета» репортажные рисунки отправляла в иллюстрированное приложение «Наше время», хотя часть рисунков ушла в основной корпус газеты. О. Н. Ансберг замечает:
Совершенно по иному, оригинальному пути иллюстрирования пошли в редакции «Петербургского листка». Фотографии вплоть до закрытия газеты (в 1918 г.) печатались только в приложениях. В основном тексте присутствовали только рисунки! <…> В номере могло быть больше десятка рисунков. <…>

Какое-то время для них дважды в неделю отводилась специальная полоса, на которой текста могло быть вдвое меньше по площади, чем иллюстраций. Позже от этого отказались, и репортажные рисунки стали распределять приблизительно равномерно по дням недели, один-два на полосу.
Ансберг О. Н. Жизнь Петербурга в иллюстрациях городских газет. Конец XIX — начало ХХ в. СПб., 2011. С. 4−5
Подробнее о журнально-газетной иллюстрации дореволюционной России можно прочитать тут:
Простыня или носовой платок?
Русская газета начиналась с очень небольших форматов. «Ничтожной» называл ежедневную прессу России середины XIX в. С. А. Венгеров, писавший: «Значительнейшая газета прежней эпохи — „Северная пчела“ — выходила небольшой четвертушечкой скверной бумаги, разделенной на три столбца».
Венгеров С. А. Ежедневная печать конца дореформенной эпохи // Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати. СПб., 1903. С. 101
Но со второй половины XIX в. русская газета стала расти на глазах. «Значительная часть больших газет увеличивает формат до размера больших английских и американских газет,» — свидетельствовал публицист Сергей Кривенко
Кривенко С. Н. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. 1
О стремлении к большому формату газет мелкой прессы наравне с большой сообщает А. П. Киселев. Исследователь доказывает, что «большой формат стал <…> одним из главных признаков солидности, престижности издания», подчеркивает его выгодность для газетного предпринимательства.
Киселев А. П. История оформления русской газеты. М., 1990. С. 96
Выбор форматов ограничивался выбором бумаги. С. Срединский привел сведения о выделке 19 форматов газетной бумаги на русских бумажных фабриках до революции.
Данные приведены в сантиметрах по: Срединский С. Газетно-издательское дело. Основные вопросы газетного хозяйства. М., 1924. С. 15
Малые фоматы
Средние форматы
Крупные форматы
№ 1 — 47×62,5;
№ 8 — 56×96
17 — 66×96,5;
№ 2 — 47×74;
№ 9 — 57×79
18 — 68,5×102 и 19 — 74×76
№ 3 — 49×77 и
№ 4 — 50×70
№ 10 — 58×84
Разными были как форматы газет, так и ширина колонок, делящих текст. М. Лемке подсчитал, что «ширина столбцов русских газет крайне разнообразна, колеблясь от 22 до 46 букв».
Лемке М. Думы журналиста. СПб., 1903. С. 139
При всем разнообразии форматов общей оставалась тенденция к увеличению размеров своих площадей. В юбилейные дни редакции сообщали о росте форматов как об одном из признаков улучшения газеты. Изменение форматов служило неистощимой темой для юмористов
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Еще в 1880-х гг. Е. С. Федоров-Чмыхов так характеризовал газетные размеры, сообщая о невыходе изданий 16 февраля 1887 г.:
Не будет видно ни газетных простынь, ни полупростынь, ни газет в формате носового платка
Incognitenko. Прощеный день // Петербургский листок. 1887. № 44. 15 февр. С. 1
Поэтому, когда вы придете в газетный зал любой крупной библиотеки и возьмете в руки дореволюционную газету, вы обязательно удивитесь очень непривычному сегодня газетному формату. Только не называйте этот формат А4, А3, А2 и т. д. Современные термины не очень-то подходят к изданиям прошлых веков…
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, не рассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
Требуется пароль
1885 г.
1894 г.
1905 г.
1907 г.
1915 г.
1917 г.
1900 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1900 г. и продолжается до 1917 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1900 г.
и продолжается до 1917 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK