Сатира Первой русской революции

Ливень из сатирических журналов
Всплеск русской сатиры пришелся на годы Первой русской революции. Писатель и библиограф Сергей Минцлов вспоминал про 1905 г.:
В декабре начался ливень из сатирических журналов. Они сыпались один за другим, как звезды в августовскую ночь, одни остроумные и язвительные, другие пошлые и тупые; их ловили на улицах, кромсали на куски в типографиях, но они, как «неизвестные» в былине, все росли и росли в числе и на «витязей» с боем шли".
Минцлов С. Р. 14 месяцев свободы печати. 17 октября 1905 — 1 января 1907 г. Заметки библиографа // Былое. 1907. № 3/15. Март. С. 125.
В 1905—1907 гг. в России возникло около четырехсот сатирических журналов. Часто журналы закрывались на втором, на третьем, на четвертом номере; многие номера полиция конфисковывала. Минцлов продолжал воспоминания:
Почти на каждом углу Невского проспекта, неподалеку от газетчиков, торчали горьковского пошиба фигуры с папками в руках, где хранились для предъявления бдительному оку полиции № «Русского знамени» и со свертками другого «товара» за пазухой. В нескольких чайных были устроены «склады» конфискованных № журналов и газет; поговорив с заказчиком, субъект горьковского типа исчезал и через несколько минут возвращался с требуемым. «Витте пляшет, Трепов барабанит!», выкрикивали мальчишки, размахивая «Виттовой пляской» и удирая от приближавшихся околодочных.
Минцлов С. Р. 14 месяцев свободы печати. 17 октября 1905 — 1 января 1907 г. Заметки библиографа // Былое. 1907. № 3/15. Март. С. 129.
Т.е. босяки
Газета «Союза русского народа» –партии, членом которой был сам император
Первыми возникли сатирические журналы «Зритель» Ю. К. Арцыбушева (1905−1906, 1908), «Пулемет» Н. Г. Шебуева (1905−1906), «Стрелы» И. М. Кнорозовского (1905−1906) и т. д. Всех их, конечно, не перечислить, но можно посмотреть краткий список Периодические издания 1905−1907 гг. либо виртуально полистать отдельные сохранившиеся подшивки: Государственная публичная историческая библиотека России. Сатирические журналы (1905−1917) или здесь: USC Libraries. Russian Satirical Journals Collection.

Кроме тонких иллюстрированных журналов, сатирическая реакция на бурную эпоху выплеснулась и в открытках:
Черносотенцы, анархисты и даже Николай II: политическая карикатура революции 1905 года, и в стихах, конечно: «Боже, царя стряхни!». Такой взрыв сатиры объяснялся тем, что общество очень активно реагировало на резкие перемены в стране.
Причем происходило это не только в столице, но и по всей стране. Даже противники этого вида (и тона) прессы признавали:
Не могла не бросаться в глаза та притягательная сила, которой обладали тогда торчавшие на каждом шагу и перегруженные всякими «Пулеметами», «Буреломами» и «Занозами» газетчики-профессионалы и газетчики-однодневки, т. е. парни без определенных занятий. Перед ними обязательно останавливался и молодой щеголеватый моряк, и «товарищеского» типа аптекарский помощник, и чем-то озабоченный военный генерал, и спешащий по делу солидный купец; им, вслед за стриженной курсисткой или банковским чиновником, протягивал свой пятак, свой гривенный грузный старичок в пальто с зелеными или малиновыми отворотами. В газетной хронике того времени отмечался спрос на эти листки даже со стороны участковых приставов, околоточных, паспортистов и прочих полицейских чинов.
М. А. Л-ский. Во власти глупости // Исторический вестник. Т. CXXVIII. 1912. Апрель. С. 97−98.
Форма высоких чинов, от генерал-майора и выше. Прим. Е. С .Сониной
После этих лет остались совершенно невероятные библиографические редкости. Например, в 1906 г. в Киеве П. И. Карлиным была издана «Заклепка. Однодневная не очень большая, но дешевая космополитическая и сатирическая газета. Выходит в первый и последний раз с милостивого разрешения цензуры. Приклепана к студенческому вечеру 21 ноября 1906 г.».
Русская сатирическая периодика 1905–1907 годов. Каталог коллекции ГПБ им. Ленина. / Сост. З.А. Покровская. М., 1969. С. 85.
Важнее ли картинка слов?
Сила сатирических журналов была, прежде всего, в иллюстрациях. В 1913 г. Алексей Радаков показал мучения в подготовке карикатуры, которую пропустил бы в печать цензурный комитет. На рисунке двенадцать фигур карикатуриста. Если в 1906 г. сатирик, улыбаясь, спокойно рисует шарж, в 1910 г. задумывается, в 1912 г. тревожно озирается, то последующие и уже не указанные годы художник мечется, скальпирует сам себя, обливается слезами… Под карикатурой игра слов: «Вот как нам, бедным Сатириконцам, теперь приходится ломать голову, чтобы выдумать интересную и цензурную политическую карикатуру. Пожалейте!!!».

Радаков А. А. Вот как нам, бедным Сатириконцам… // Новый сатирикон. 1913. № 3.
Пиком демонстрации невыносимого положения карикатуриста служит погибающий под указующим перстом юморист Дмитрия Моора. Шесть кадров расположены по нагнетающей: от первого грозного оклика художнику, работающему над эскизом, до выжимки крови несчастного карикатуриста и так и не законченный рисунок.

Моор Д. С. Юморист и перст // Будильник. 1911. № 38
Карикатуристы изощрялись так, что никакая цензура не могла за ними угнаться. В революционные годы был изобретен особый визуальный эзопов язык, и читатели без всяких подсказок понимали, что сиятельный осел — это венценосная особа, как и еловая шишка, как и пламенеющее сердце… Усы кольцами принадлежали П. А. Столыпину, свиньей обозначался П. Н. Дурново, а про намеки на С. Ю. Витте лучше почитать только что вышедшую книгу «Глава праВИТТЕльства».
Журнал «Зритель» первый номер после двухгодичного перерыва открыл карикатурой, изображавшей толстяка, резавшего огромными ножницами газетный лист. Внутри листа с ужасом бьется журналист.

Чехонин С. В. (карикатура) // Зритель. 1908. № 1.
Пэм (возможно, Пэмом был П. П. Матюшин, карикатурист журналов «Лукоморье», «Сатирикон», «Новый сатирикон») представил русского цензора, обучающего цензора-китайца. Отечественный цензор мажет черной краской газетный лист. Рядом стоит огромная (и опять прием гиперболизации подручных средств, как и в случае с ножницами) банка с надписью «Русская икра», до краев заполненная чернотой. На цензорском жаргоне «икрой» называли черную краску, с помощью которой замазывались недопустимые для чтения публикой отдельные строчки. При карательной цензуре это позволяло не уничтожать весь тираж, а лишь вымарывать неугодные места. Цензор Пэма так самоотверженно работает, что китаец с маленькой кисточкой и крохотной баночкой «китайской икры» по-настоящему испуган.

Пэм. Первый урок // Пэм. Карикатуры. СПб., 1913. С. 24
Встречаются карикатуры, посвященные тяжелому существованию редакторов. Например, в 1913 г. Пэм изобразил новогоднюю елку для редакторов. Праздничное деревце украшено необычными игрушками — кандалами, табличками с большими суммами штрафов, макетом тюрьмы, внушительным томом свода законов. Ель венчает большой сжатый кулак. У редактора волосы встают дыбом. И довершает карикатуру надпись: «К сожалению, свечи зажечь нельзя, так как они осветят такие подарки, что цензура не пропустит рисунка».

Пэм. Новогодняя елка для редакторов // Пэм. Карикатуры. СПб., 1913. С. 63
Свобода слова и печати, громогласно провозглашенные в ноябре 1905 г., уже весной 1906 г. стали отбираться прежде всего у сатирических и иллюстрированных изданий. Не случайно, например, сатирический журнал «Светает» в 1906 г. поместил изображение кладбища с могильными камнями «Здесь покоится свобода слова», «Здесь покоится свобода печати», «Здесь покоится неприкосновенность личности» и т. д.
На всех надгробиях одна дата рождения и смерти — 17 октября 1905 г. — день подписания Высочайшего манифеста о даровании гражданских свобод.

Бродский И. И./ Все свободы родились 17-го октября и скончались 17-го октября // Светает. 1906. № 2.
В Каталоге первого салона юмористов 1915 г. мы видим, например, карикатуры «Заключенный провинциальный редактор» А. А. Радакова и «Цензор (кошмар») Н. В. Ремизова. Радаков не только создавал визуальные образы преследований, он еще и выступал по поводу ограничений свободы слова:
Каталог карикатур и рисунков Первого салона юмористов. Петроград, 1915. С. 20, 22.
Если правительство карикатуристам дает квартиры — то никогда не забывает заботливо вставить в окна решетки, а ключ от двери взять себе»
Радаков А. А., российский и советский художник-карикатурист, плакатист, живописец, иллюстратор
Радаков А. А. Иностранные карикатуры последних дней. СПб., 1913. С. 3.
Цвет журнала — дело не только художника
Говорят, что русские иконописцы в XVIII веке различали до сорока оттенков красного и до тридцати оттенков белого цветов. Красный цвет на Руси всегда был особо любимым и дорогим, но его значение принципиально изменилось в революционные годы
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Красный цвет и его оттенки буйствовали на страницах сатирических изданий Первой русской революции. Красный цвет заливки заголовочного шрифта в сочетании с красным цветом обложечного рисунка, красная титульная бумага; красный цвет на рисунках, обозначающий кровь или цвет флага, печать журналов в два цвета — все символизировало протест и призывы к революции. В Царском Селе (резиденции императорской семьи) была запрещена продажа журналов с обложкой красного цвета. П. И. Вейнберг даже написал пародию «Красный цвет».
Стрелы. 1905. № 3. 13 ноября; Заноза. 1906. № 2.
Забияка. 1906. № 2. 21 января.
Добужинский М. В. Умиротворение // Жупел. 1905. № 2. С. 7.
В царстве птиц. Индюк Трепов и общипанный цыпленок Победоносцев // Зритель. 1905. № 19. 3 ноября. С. 5; Троянский П. Братцы, становитесь на работу! // Сигнал. 1905. Вып. 1. 13 ноября. С. 1.
Черный и красный, как «Пулемет» Н. Г. Шебуева
Романс по поводу воздвигнутых гонений на красный цвет
Исследователь творчества Корнея Чуковского Т. С. Карлова подытоживала:
Красный нес всю идейную нагрузку: то окроплял, будто кровью, мундиры, то подчеркивал зарево пожарищ, то отсветом обреченности ложился на правительственные фигуры, то, сосредоточившись в красном флаге, выражал энергию восставших. Красный цвет был композиционным центром, а следовательно, и центром обличительной мысли.
Карлова Т. С. К. Чуковский — журналист и литературный критик. Казань, 1988. С. 13.
Современный исследователь тоже останавливается на этой закономерности: «Обилие красного цвета делало журналы более выразительными, а также указывало на их политическую ориентацию».
Привалов В. Д. Сатирическая печать Первой русской революции (1905−1908). СПб., 2018. С. 8.
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, нерассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1885 г.
1894 г.
1905 г.
1907 г.
1915 г.
1917 г.
1900 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1905 г. и продолжается до 1907 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1905 г.
и продолжается до 1907 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK