Законы о печати Российской империи в журнальной карикатуре начала XX в.

Первая русская революция принесла неслыханные доселе на русской земле слова из Манифеста 17 октября 1905 г. Количественный рост сатирических журналов и резкое расширение доступных для печати тем отразились и на карикатурах, посвященных положению отечественной прессы. Впервые в карикатурах появляются словосочетания «цензурный устав» и «устав о прессе».
Этой форме законодательства о печати, по мнению карикатуриста журнала «Фонарь», место на свалке истории: наряду со старым режимом, государственной рентой, займом и обязательными постановлениями пухлый том цензурного устава лежит на похоронных дрогах, направляющихся на свалку. Впереди, как и положено при богатых похоронах, идут два факельщика, но провожает гроб лишь один человек с сенаторской лентой через плечо. Пародия на романс С. И. Донаурова на слова А. Н. Апухтина «Пара гнедых» лишь дополняет печальную картину:
Тихо туманное утро в столице,
По улицам медленно дроги ползут,
На дрогах останки дурного режима,
На свалку везут… на свалку везут
П. Ч. На свалку // Фонарь. 1905. № 1.
Второй раз Устав о прессе встречается на страницах «Бурелома», где старый цензор, имеющий портретное сходство с всемогущим обер-прокурором Святейшего синода К. П. Победоносцевым, внимательно рассматривает рукопись.

На столе — том Устава и мука «Нестле» для быстрой просушки чернил. Сарказм рисунка и в муке для детской присыпки, и в надувном сидении, висящем на стене (намек на геморрой), и в подчеркнуто заметном наградном крестике цензора, и в приподнятой руке с печаткой, готовой замарать текст.

Утро старого цензора // Буревал. 1906. № 4.
Утро старого цензора // Буревал. 1906. № 4.
Абсолютное большинство карикатур, изображающих законы о печати, связано с Манифестом 17 октября 1905 г. Коренные преобразования, ожидаемые от подписанного Манифеста, сомнения в реальности реформ, сарказм по отношению к императорской власти и горечь от утрированного невыполнения обещанного — все отразилось в хлестких карикатурах сатирических журналов.
Подготовка Манифеста отражена по-разному: то столяр (возможно, П. Н. Дурново) рубанком снимает стружку с досок, на которых написано «Правительство», «Забастовка», то жандарм тычет в землю рассаду «Свобода слова», «Неприкосновенность личности», «Свобода собраний», но все они ломаются, а укрепляются лишь сорняки «Смертная казнь», «Генерал-губернаторство», «Военное положение».
Сварог В. Хозяин положения // Волшебный фонарь. 1905. № 2.
Фонарь. 1905. № 3
Сварог В. Хозяин положения // Волшебный фонарь. 1905. № 2.
Фонарь. 1905. № 3.
При этом посадку (явно игра слов!) дополняет и четверостишие:
Садовник! Выслушай-ка слово
Того, кто страх к тебе питает:
В саду садовника дурного
Одно дурное лишь взрастает!
Указ о свободе печати (не было такого, это явно аллюзия на Манифест) держит утка на голове у обнаженной Печати. Утка, символизирующая ложь; избиваемая нагайкой казака и штыками жандармов печать; лужи крови — так трактует журнал «Свобода» незыблемость заявленных гражданских прав и свобод в Манифесте.
Пиколло. Бедная свободная печать // Свобода. 1905. № 2.
Читателям карикатурного листка «Газеты газет» пришлось разгадывать загадку: кто изображен в виде черепахи, везущей тележку с основными свободами (слова, собраний и союзов, совести, неприкосновенность личности), и кто клешнями рака останавливает черепаху, приговаривая: «Шалишь, брат, не пустим вперед. Вишь, что затеял: народ благодетельствовать! Извини, своя рубашка к телу ближе».

По портретному сходству и совпадению в социальных ролях современники понимали, что тележку вперед медленно, но все-таки тащит С. Ю. Витте, а придерживают И. Л. Горемыкин и А. Г. Булыгин.

Карикатурный листок Газеты газет. 1905. № 1.
Карикатурный листок Газеты газет. 1905. № 1.
Необычайно интересно сопоставить две карикатуры, изображающие процесс подготовки Манифеста, в журналах «Стрелы» от 13 ноября 1905 г. и «Пули» от 26 декабря 1905 г. Даты здесь важны, ибо надо понять, какой из рисунков появился раньше.
Ре-ми. Что за притча? Дымит, да и только! // Стрелы. Журнал саркастический и беспощадный. 1905. № 3
NS. Завтра праздник Воскресенье // Пули. 1905. № 2
На плите стоят сковороды «Свобода слова», «Свобода собраний», «Свобода союзов», «Свобода совести», «Неприкосновенность личности». На верхней полке приправы: «Погромы», «Военное положение», «Фальсификации», «Черносотенство». Повар льет маргарин в сковороды и недоуменно разводит руками: «Что за притча? Дымит, да и только!», а тем временем вся кухня (Россия) в чадном дыму. Дымоход же закрывает гномик «Недоверие».
Карикатура Н. И. Спасского, очевидно, является ремейком рисунка Ремизова. Повар стоит вполоборота к зрителю (NS. Завтра праздник Воскресенье // Пули. 1905. № 2). Колпак, поварской халат, засунутый за спину половник, клетчатые (английские? Намек на конституционную монархию?) брюки. Тесто замешано в горшке с надписью «17 октября 1905 г.». Повар черпаком разливает тесто на сковородки, в которых пекутся «Свобода печати», «Свобода личности», «Свобода собраний». Чад в виде клубов красного (революционного) дыма заполняет левый угол рисунка. Отличия от ремизовской сатиры — в положении фигуры, в цветном исполнении рисунка, в замене визуальных намеков на угнетение народа вербальными:
Завтра праздник Воскресенье,
Нам лепешек напекут,
И помажут, и покажут,
А покушать не дадут.
(детская песенка)
Более известны отклики на Манифест в трагичном духе. Самым сильным, пожалуй, стал знаменитый номер журнала «Пулемет» Н. Г. Шебуева за 1905 г., изображавший отпечаток кровавой ладони на тексте Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. Манифест даровал гражданам России свободы, в том числе и свободу слова и печати.

Сопроводительная надпись к Манифесту с пятерней гласила: «К сему листу Свиты его Величества генерал-майор Трепов руку приложил». Это намек на известный приказ Д. Ф. Трепова «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть».

Шебуев Н. Г. Высочайший Манифест // Пулемет. 1905. № 1.
Куценогий М. В. Документальная хроника 1905 года. СПб., 2009. С. 364.
«13-го ноября петербургский обыватель, не в меру увлеченный политикой и политической литературой, при встречах со знакомыми неизменно повторял: «— Видели? Читали? Вот так здорово!»
По тону, которым предлагался этот вопрос, можно было подумать, что в Петербурге появилось нечто выдающееся по своему содержанию и значению. А речь шла всего-навсего о первом нумере журнала «Пулемет», составленного и выпущенного мало заметным до того дня журналистом, второстепенным сотрудником «Руси» Н. Г. Шебуевым.
Но после полудня уже трудно было получить «Пулемет». «Полиция отбирала его у газетчиков, а те прятали его по своим квартирам или по ближайшим месту их стоянки мелочным лавкам», — рассказывал недолюбливавший сатирическую прессу автор «Исторического вестника». Шебуев получил год заключения, а «Пулемет» закрыли.

Известна и реакция Николая II: «На следствии фигурировал сильно помятый номер „Пулемета“ с „высочайшими пометками“ в виде знаков восклицательных и подчеркиваний красным карандашом».

Н. Г. Шебуев
М. А. Л-ский. Во власти глупости // Исторический вестник. Т. CXXVIII. 1912. Апрель. С. 116
Цензура в России в конце XIX — начале ХХ века. Сборник воспоминаний / Сост. Н. Г. Патрушева. СПб., 2003. С. 298.
Менее известен рисунок М. М. Ридигера — проект памятника неприкосновенности личности и свободы слова: четверо жандармов за руки, плечи и волосы держат скованного цепями интеллигента, у которого рот заткнут огромным жандармским кулаком.

Hamlet. Неприкосновенность личности и свобода слова (проект бронзовой группы) // Волшебный фонарь. 1906. № 5.
Hamlet. Неприкосновенность личности и свобода слова (проект бронзовой группы) // Волшебный фонарь. 1906. № 5.
Интересен диптих «Букета». В диптихе редактор до Манифеста принимает посетителей в роскошном кабинете: горит камин, дымится сигара; уют добавляют портьеры, паркет, зеркала, книги. Редактор во второй части диптиха, после Манифеста, тоже сидит за столом, но и стол иной, и обстановка, и поза: в тюрьме не насладишься жизнью, как раньше.
Редактор до Манифеста 17 октября. Редактор после Манифеста 17 октября // Букет. 1906. № 2.
Редактор до Манифеста 17 октября. Редактор после Манифеста 17 октября // Букет. 1906. № 2.
Немало есть карикатур об аресте редакторов, задержке номеров и закрытии изданий. В триптихе «Выборы» жандарм хватает крестьянина и порет его, хватает журналиста и отправляет его в тюрьму, хватает рабочего и расстреливает его.

Многофигурная графика Н. Н. Севена в деталях показывает арест журнала «Забияка», причем важно подчеркнуть, что карикатурный отклик был дан спустя две недели после действительного задержания первого номера этого издания. Чиновник во фраке (на лацкане написано «Цензура») грозит кулаком и угрожает «Конфискую». Жандарм угодливо подносит ему «Забияку». От карающей длани цензуры на черном небе сверкает белая молния, причудливо изгибаясь в виде надписи «128 ст.».

Выборы // Фискал. 1906. № 1
Выборы // Фискал. 1906. № 1.
Н. С. Конфискую // Забияка. Журнал политической и общественной сатиры. 1906. № 2.
Безусловно, имеется в виду статья 128 Уголовного уложения, карающая за «оказание дерзостного неуважения к верховной власти, порицание существующего образа правления и порядка престолонаследия, выраженное публично (в речи, сочинении и т. п.)»: Уголовное уложение 1903 г. Статья 128. С. 28. Молния бьет в рулон бумаги, редактор в отчаянии обхватил руками голову, издатель пытается повеситься, газетчик стремглав убегает от жандармов, а сотрудники покорно стоят у зарешеченного окна.
В графике А. А. Лабуца редактор добровольно переселился в тюрьму, для «свободы слова» и без риска потерять помещение; первый признак выпущенного номера — редактор смотрит на мир сквозь тюремное окно; торговля газетами в Петербурге превращается в выставку арестованных изданий, а заброшенное кладбище полно крестов с наименованиями закрытых органов печати.

Торговля произведениями печати в Санкт-Петербурге // Гудок. 1906. № 5.
Овод. Почему это вы сюда перевели вашу редакцию? // Стрекоза. 1905. № 5.
Номер выпущен // Секира. 1906. № 7.
Торговля произведениями печати в Санкт-Петербурге // Гудок. 1906. № 5.
Ассатуров П. И. Заброшенное кладбище // Невод. 1907. № 1.
Все эти карикатуры — лишь намек на результаты применения законодательства о печати в жизнь, но встречались и рисунки, изображающие сами документы.
Временные правила о печати в лояльном журнале «Осколки» могли быть поданы в виде цепей, сковывающих скульптуру «Свобода слова и печати» в Музее свобод, а могли оказаться тяжелой гирей на весах Фемиды. Фемида, сдернувшая повязку с глаз, держит в руках весы: гиря «Временные правила» перевешивает чашу весов «Предварительное заключение», хотя там и лежит уже восемь грибов-газет. Фемида недовольна: у ее ног больше 20 боровиков с названиями газет, а срезать их мечом «Судейское усмотрение» сложно, «Предварительное заключение» уже переполнено. Недовольство Фемиды подтверждает и подпись под рисунком: «Вишь, сколько их после дождичка в четверг расплодилось: всех и не соберешь!..».
Музей свобод // Осколки. 1905. № 49.
В лесу Фемиды // Осколки. 1905. № 50.
Две гири с надписью «Временные правила о печати» были созданы неизвестным художником журнала «Красный смех». Сквозь прутья тюремной решетки мы видим толстый том, на корешке которого выведено «Русская пресса. 1905 год». Среди страниц тома зажат мужчина, судорожно сжимающий перо. Чернильница опрокинута, и лужица чернил (цвет не виден, ибо графика сделана монохромно) растекается по камере. Том придавливают гири «Временные правила о печати», а из-под тома виднеется листок с заголовком «17 октября». Редактор (автор?) косится на Манифест, но свободы ему не дождаться.

Красный смех. 1906. № 1.
Красный смех. 1906. № 1.
В карикатурах много перекличек как визуального, так и вербального характера. Например, «Маляр» тоже изобразил огромный том, но уже в виде «Временных правил», придавливающих четверых несчастных. Есть том «по делам печати» у чиновника в форменном вицмундире, ведущего за собой толпу писателей по «новым литераторским мосткам» в здание судебных установлений ().

Новые литераторские мостки // Наше время. 1906. № 24.
Маляр. 1906. № 2.
Новые литераторские мостки // Наше время. 1906. № 24.
Более оригинально подошел к цензурной теме «Вампир». Его диптих помещен на одной странице, но не рядом, и пространство между двумя рисунками только усиливает остроту карикатуры. Две утки (явно газетные) испещрены названиями изданий. Первая утка до закона о свободе печати, вторая — после этого закона.
  • На голове и клюве первой птицы — «Правительственный вестник»;
  • Левое крыло — «Русь», «Наша жизнь», «Новая жизнь», «Начало», «Русская газета», «Русские ведомости», «Свободное слово», «Сын Отечества»;
  • Центр — «Петербургский листок», «Петербургская газета». Хвост — «Новости», «Ведомости градоначальника»;
  • Правое крыло — «Слово», «Новое время», «Московские ведомости», «Свет», «День». Левое крыло из восьми газет замазано красной краской.

Вампир. 1906. № 1. «До»
Вампир. 1906. № 1.
Вторая утка, так же как и первая, изображена в полете.
  • Центристские и головные газеты остались прежними;
  • К правому крылу добавились «Русское дело», «Гражданин», «Русское знамя». А 
  • В левом крыле остались лишь «Молва», «Русские ведомости» и «Народное хозяйство», но крыло по-прежнему красного цвета.
Мало того, что «Вампир» блестяще показал расстановку газетных сил; журнал еще и зло посмеялся над продолжающимся полетом утки с измененной пропорцией крыльев (больше-меньше).

Вампир. 1906. № 1. «После»
Есть и цирковая трактовка Временных правил о печати. Так, паяц жонглирует листочками «Правила о печати», «Чрезвычайная охрана», «Усиленная охрана», «Правила о союзах», «Военное положение» и др. Цирковая собачка в ногах у одетого клоуном Витте держит табличку «Закон о печати. Закон о стачках». Сам Витте прорывает головой бумажный лист с текстом Манифеста, и вниз сыплются обрывки бумаги. На обрывках тексты: «Свобода слова, или закрытие 8 газет и конфискация „Бурелома“, „Жупела“ и друг.», «Действительная неприкосновенность личности, или приказ об аресте Хрусталева», «Свобода собраний, или приказ об аресте рабочих депутатов (950 чел.)», «и прочая, и прочая, и прочая».
М. Шафран (карикатура) // Паяц. 1905. № 1.
Бурелом. 1906. № 3.
М. Шафран (карикатура) // Паяц. 1905. № 1.
Бурелом. 1906. № 3.
Известна и сатирическая медаль в честь нового закона о печати: скованный цепями обнаженный автор зубами держит кисточку и выводит еловую шишку (намек на получившего в Японии удар по голове Николая). Цепь образует замкнутый круг, внизу подвешена гиря; повторяющийся узор-обрамление из печальных лиц и змей добавляют нужную тональность медали.

Цепи, гири, окровавленные перья, темницы, кулаки жандармов — именно такой пессимизм по отношению к властям чаще всего высказывали отечественные карикатуристы в своем видении настоящего и будущего российской печати.

Важно подчеркнуть существование исторической преемственности в сатирической графике. Современные карикатуристы, например С. В. Елкин, В. Б. Богорад, А. Г. Бильжо и другие, выставляют работы на karikaturist.ru, caricatura.ru, в социальных сетях, часто используя те же опорные моменты и выражая примерно те же стремления и чаяния.

Чехонин С. Медаль, выбитая в память нового закона о свободе печати // Зритель. 1905. № 24.
Чехонин С. Медаль, выбитая в память нового закона о свободе печати // Зритель. 1905. № 24.
1885 г.
1894 г.
1905 г.
1907 г.
1915 г.
1917 г.
1900 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1905 г. и продолжается до 1907 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1905 г.
и продолжается до 1907 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK