ЦЕНЗУРА И КАРИКАТУРА: ВЕЧНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Без сомнения, смех — одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картинкой»
Герцен А. И., публицист, писатель, издатель газеты «Колокол»
Герцен А. И. Very dangerous!!! // Собрание сочинений в 30 тт. Т. XIV. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859–1860 годов. М., 1958. С.117.
Все это прекрасно понимала и власть, поэтому с сатирическими изданиями цензура была часто беспощадна. Юмористическим изданиям жилось значительно легче, их закрытие чаще всего было связано с экономическими причинами. Рассматривая дореволюционные изображения, надо понимать, что все они прошли сквозь пристальное наблюдение цензурных комитетов, и наиболее острые рисунки были запрещены к печати:
Для противодействия развивающемуся индифферентизму и космополитизму полезно было бы подтвердить о более строгом наблюдении за иллюстрированными газетами, <…> более других влияющие на массы и на юное поколение
Дело 1-го отделения Канцелярии Главного управления по делам печати к руководству относительно цензирования рисунков и карикатур для иллюстрированных сатирических изданий. 1881 г. // РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1. Л. 2−3.
В Российском государственном историческом архиве сохранились объемные дела о запрещении целого ряда карикатур к опубликованию. Цензоры, говоря о сатире, полагали, что «в обсуждении правительственных мер она преступна», и если «личность государственных людей, оберегаемых законов», изданием «не уважается», то «это не сатира, поставленная редактором как образ обсуждения государственных вопросов, а пасквиль».
РГИА. Ф. 777. Оп. 3. Д. 41. Выписки из журналов заседания Петербургского цензурного комитета о запрещении опубликования карикатур с приложением их оттисков. 1875−1886 и пр.
РГИА. Ф. 777. Оп. 3. Д. 107. 1881. По издаваемой князем Мещерским бесцензурной газеты «Гражданин». Л. 149.
Как поступали карикатуристы при таком изначально запретительном характере цензурного надзора? Существовали сатирические рисунки, не предназначенные для широкого распространения
Например, шарж П. Фредро «Тютчев и цензор Е. Е. Комаровский» 1860 г. хранится в музее-усадьбе Мураново. Не были рассчитаны на публикацию и карикатуры, намекающие на излишне тесное сотрудничество Ф. В. Булгарина с властями (идея Н. А. Степанова подготовить альбом карикатур на Булгарина подверглась запрету).
Гладыш И. А. Указатель иллюстраций // Литературное наследство. М., 1989. Т. 87. С. 387.
Например, на карикатуре 1884 г. бдительный редактор зачеркивал выражение «нагая истина» во фразе «истина женского рода, и потому непристойно ей выходить в свет нагою», т. е. мы встречаем типичный пример редакторской правки и одновременно намек на нравственную (а не государственную) цензуру. Но шире всего и художники, и сатирики применяли эзопов язык: см., например, Быховской Н. Из архива курочкинской «Искры».
Рвение не по разуму // Русский сатирический листок. 1884. № 10. С. 2.
Облики русского цензора
Русский цензор XIX в. предстает в разных обликах. Начнем с образа сморщенной старухи-цензуры: неопубликованная карикатура А. Н. Бордгелли для «Искры» 1865 г. вкладывает в руки пожилой начальнице школы пучок розог; в шарже И. П. Карамышева выглядывающая из окна цензура раздумывает, сколько краски («икры») отпустить на «исправление» недостатков в Пензе.
Лебедева Г. М. Сатирический журнал «Искра» — орган передовой демократической печати, 1859−1873. М., Советская Россия, 1959. С. 46, 49; Карамышев И. Загляни-ка к нам, любезный // Маляр. 1877. № 12. С. 1.
На цензорском жаргоне «икрой» называли черную краску, с помощью которой замазывались недопустимые для чтения публикой отдельные строчки. При карательной цензуре это позволяло не уничтожать весь тираж, а лишь вымарывать неугодные места.

Тут представления отечественных и зарубежных карикатуристов совпадают. Во Франции до сих пор цензуру принято представлять в образе пожилой мадам Анастази с огромными ножницами в руках. Примером французского постоянства служит обложка сатирического журнала «L'eclipse» («Затмение») 1874 г., где ножницы, запрещающий жест и сова, как символ мудрости, сопровождают мадам Анастази в ее рвении оградить Империю от информационной опасности.

L'eclipse. 1874. № 219. P. 1
Облик человека с розгами тоже не нов. Карикатура датчанина С. Е. Енсена 1772 г. „En skribent får ris” («Написавшему дали прут») изображает порку писателя; все необходимые атрибуты — розги, перо, рукопись и даже обнаженная задняя часть тела — присутствуют.
Производящий наказание цензор непреклонен и официален: он одет в мундир, его взгляд не сфокусирован на интимных деталях. Французские цензоры XIX в. то превращались в людей-ножниц, то выглядели группой невежественных скоморохов, то работали в ночных сорочках. Особенно интересен шарж Ж. Ж. Гранвиля «Воскрешение цензуры» (1832 г.), когда из распахнутого гроба восстает чиновник с ножницами, превышающими его рост.
Goldstein R. J. Censorship of Political Caricature in Nineteenth-Century France. Kent, London, 1989. P. 67.
«Довольно часто цензоров изображали просто чиновниками, выполняющими свои функции. „Оса” в 1863 г. зло посмеялась над строгостью купюр: в цензурном комитете (видна часть таблички „ый комитет”) двое чиновников лихо отстригают (и опять ножницами) нос и фалды сюртука (на последнем написано „статья”) литератору. Название карикатуры ясно намекает, в каком „ом комитете” происходит сие действо»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Стрижка литературной шерсти // Оса. 1863. № 2. С. 1.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK