Русская сатира
о свободе печати

В 1857 г. Н. А. Добролюбов писал:
Между дикарских глаз цензуры
Прошли твои карикатуры…
И на Руси святой один
Ты получил себе свободу
Представить русскому народу
В достойном виде царский чин
Добролюбов Н. А. Собрание сочинений: в 9 т. Т. VIII. Стихотворения, проза, дневники. М., Л., 1964. С. 28.
Эти строчки посвящены Н. А. Степанову, художнику-карикатуристу и одному из основателей ведущего сатирического журнала 1860-х гг. — «Искры». Именно со Степанова, «с его легкой руки появился у нас целый ряд карикатурных изданий, постепенно сделавшихся потребностью русского общества». Массовой карикатура в нашей стране становится лишь с середины XIX в.
Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903. С. 386.
карикатуры России
Обратимся к карикатурам России, отражающим взгляды отечественных художников на проблемы свободы печати. Изображение системы государственного надзора за информацией возможно только в абстрактном виде либо в образе сотрудника системы надзора — цензора, но и образ цензора будет прежде всего собирательным.
Опубликованных карикатур, изображавших цензуру и цензоров, относительно немного (прежде всего в XIX в.). В количественном отношении, скорее, есть смысл говорить о запрещенных сатирических рисунках. Типичным был, например, запрет в 1905 г. по докладу цензора Г. Головина карикатуры Н. В. Ремизова «Деловое заседание наших комиссий», признанной оскорбительной. На рисунке один из заседателей спал, другие пускали мыльные пузыри с надписями «Земский собор» и «Свобода печати».
РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Д. 107. Дело по изданию «Петербургской газеты». Л. 252.
Исторически сложилось так, что стержнем бытования журналистики Российской империи была цензура, поэтому неудивителен всплеск публицистических, поэтических, драматических обращений XVIII–XX вв. к темам свободы слова
Среди ключевых, сигнальных слов часто встречались намеки на профессиональные орудия труда цензоров — ножницы и красный карандаш. Метафоричное изображение ножниц, красных карандашей, запрещающих крестов на бумаге и было самой простой трактовкой темы цензуры в зрительном образе, причем намеки сначала шли именно на словесном уровне.
В журнале «Маляр» 1873 г. М. Знаменский нарисовал плачущую девочку и художника, показывающего ей перечеркнутый цензором лист. В утешение ребенка вплетался политический подтекст:
— Дядя! Я ножницами обрезалась.
— О чем же плакать-то? Я, посмотри-ка, как постоянно обрезываюсь — а все смеюсь.
Знаменский М. Дядя!.. // Маляр. 1873. № 36.
«Все цензурные препоны прежде всего были адресованы журналистам и издателям, и мимо этой темы никак не могли пройти карикатуристы. Политическая карикатура продиралась сквозь массу запретов, что легко объясняется нежеланием цензурных комитетов выставлять русскую злободневность на посмешище»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Тактика властей по отношению к изданиям с карикатурами, рисунками и другими оформительскими способами была неизменной:
Главное управление по делам печати, обращая особенное внимание на иллюстрированные газеты, более других влияющие на массы и на юное поколение, настойчиво наблюдало, чтобы редакции подобных газет были вверяемы людям вполне благонадежным и с несомненным патриотическим направлением
РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1. Дело I отделения канцелярии ГУДП к руководству относительно цензирования рисунков и карикатур для иллюстрированных сатирических изданий. 1881 г. Л. 2.
«Литератором, неудобным для печати» или «мертвым капиталом» характеризовали карикатуристы «Искры» авторов, вызывавших пристальное внимание цензуры — относя сатиру, безусловно, и к себе. Об этой же политике писал позже мастер сатирической графики А. А. Радаков, сравнивая положение сатиры на родине и в Европе:
Кто это? Мертвый капитал // Искра. 1864. № 14.
«Цензоры, ведя постоянную войну с юмористами, доводят размеры своего красного карандаша до размера дубинки дикаря»
Радаков А. А., российский и советский художник-карикатурист, плакатист, живописец, иллюстратор
Радаков А. А. Иностранные карикатуры последних дней. СПб., 1913. С. 3.
И эта тема не раз обыгрывалась художниками. Еще в 1863 г. в «Искре» полицейский (как представитель власти), связывая руки сатире-карикатуре, бичующей «политику», «общественное помрачение», «рабское поклонение», указывал ей на «житейские мелочи» и ворчал:
— Куда лезешь, воструха? Ты начальство не беспокой — осерчает. Вот твое место, в этой грязи ройся.
Степанов Н. А. Куда лезешь, воструха? // Искра. 1863. № 36.
В 1870 г. В. Г. Шпилько в сборнике карикатур опубликовал типичный рисунок: беседа благообразного художника и весьма неприглядного гостя. Но еще типичнее был диалог под карикатурой:
— Как дозволяют издавать эти карикатуры… Самых порядочных людей пятнают.
— А мне кажется, что они указывают пятна.
Шпилько В. Г. Карикатуры. Одесса, 1870. С. 10.
Юридическое положение печати Российской империи находилось в состоянии маятника: от «жестче» к «еще жестче». Проблески-смягчения были недолги и, как правило, вели к еще более суровым закрепощениям печати
Так было и в XVIII в.: указ Екатерины 1783 г. о вольных типографиях, казалось бы, даровал неслыханные вольности гражданам Российской империи. Но в 1796 г. он был отменен, и взамен юридически родилась цензура — под тем же «высочайшим пером».

Так было в XIX в.: цензурная реформа 1865 г., например, довольно быстро стала сужаться рядом циркуляров и постановлений. Множество карикатур высмеивало дарованную свыше гласность, понимая, что свобода слова и русская действительность плохо совместимы.

Чичагов К. Н. Провинциальные читатели // Осколки. 1891. № 41
  • Всем понятная гласность // Искра. 1859. № 29
  • Дмитриев-Мамонов И. Л. Рассуждения о гласности // Искра. 1860. № 11
  • В. Ш. На новый лад // Маляр. 1874. № 28
  • Наумов. Расходитесь, господа! // Маляр. 1874. № 42
  • Чичагов К. Н. Провинциальные читатели // Осколки. 1891. № 41
Именно эти пессимистические настроения по отношению к властям и общественному сознанию чаще всего и выражали отечественные карикатуристы в своем видении настоящего и будущего российской печати.
Важно подчеркнуть существование исторической преемственности в сатирической графике. Современные карикатуристы, например А. В. Сергеев, М. Эшонкулов, Х. Довлатов, Ю. Кутасевич и другие, выставляют работы на karikaturist.ru, caricatura.ru и других сайтах, часто используя те же опорные моменты и выражая примерно те же стремления и чаяния
Означает ли это преемственность и в современном юридическом существовании СМИ — определить не возьмусь по тем же причинам, по каким Александр Радищев уклонился от рассказа о современной ему русской цензуре в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву».
Военные корреспонденты XIX в. в мемуарах и карикатурах
До возникновения института военных корреспондентов в русской карикатуре появлялись сатирические изображения «бытописателей войны», но очень редко. Можно привести пример рисунка И. И. Теребенева «Мыльные пузыри» (1813 г.), где приспешники Наполеона изобретают отчеты о небывалых победах для французских газет.
Крымская война подарила России первых военных корреспондентов (говорят, неофициально таким можно считать и Пушкина): Н. В. Берга («Москвитянин»), Л. Н. Толстого («Современник»). Массово образ журналистов на войне начинает встречаться в русских иллюстрированных изданиях лишь со второй половины XIX в.
В Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. журналистов начали допускать в действующую армию по условиям, предложенным полковником М. А. Газенкампфом, состоящим при Главнокомандующем Действующей армии: русских — по просьбам редакторов и издателей газет; иностранных — по рекомендациям русских посольств и высокопоставленных лиц, а также:
  • Обязать всех корреспондентов не сообщать сведений о численности, нахождении и передвижении войск, предстоящих действиях. При этом военную предварительную цензуру не учреждать
  • Редакции должны доставлять те номера, где опубликованы тексты военных корреспондентов, ответственному за военкоров
  • Ответственный за военных корреспондентов должен предоставлять им и необходимые сведения для публикаций
Сатирический журнал «Маляр»
Сатирический журнал «Маляр» поместил один из первых визуальных откликов на Сербско-турецкую и Русско-турецкую войны. Так, график А. Наумов (Алексей Аввакумович?) создал яркий диптих:
  1. Первая часть «Явление, сопровождавшее войны прошлого столетия» показывает волков, жадно грызущих человеческие останки, и тучи воронов над полем битвы
  2. Вторая часть «Явление, сопровождающее войны нынешнего» демонстрирует журналистов, стремящихся быстрее записать впечатления от увиденного. Кто-то попирает ногами черепа, кто-то строчит тексты, невзирая на конкурентов, кто-то взмывает в небеса на крыльях, прижимая к себе объемные корреспонденции

Наумов А. Явление… // Маляр. 1876. № 31
Наумов А. Явление… // Маляр. 1876. № 31.
Чуть позже А. П. Бордгелли изобразил журналистов разных стран (хорошо видны американец и англичанин), доящих тощую корову-Турцию. Непропорционально большое и несчастное животное с выпирающими ребрами вынуждено терпеть толпу, сгрудившуюся вокруг вымени. Дядя Сэм (легко узнаваемый по ставшим с середины XIX в. традиционными атрибутам) убегает с полным ведром (сведениями) первым.

Отдельно упомянем серию карикатур на использование фронтовой утиной почты Пьером Бобо (псевдоним Петра Боборыкина). Жалобы на безобразную скорость доставки фронтовых корреспонденций встречаются как в отечественных, так и в иностранных воспоминаниях:

Маляр. 1877. № 19
Аполлон Б. /Бордгелли А. П./ Турция и репортеры газет // Маляр. 1876. № 37.
Маляр. 1877. № 19.
Отправлять по русской почте не снабженные казенными печатями письма все равно, что бросать их в море. Приходилось прибегать к ухищрениям, организовывать собственную почту, запасаться серией курьеров
Рэкули Р. Десять месяцев на Японско-русской войне. Беспристрастные очерки и впечатления французского военного корреспондента. СПб., 1908. С. 114.
Поэтому утиная почта была бы не таким уж и анахронизмом.
С большой иронией журнал «Маляр» занес издателя «Отечественных записок» и «Голоса» А. А. Краевского в «список лиц, пожертвовавших в пользу братьев-славян»: на обложечной карикатуре журнала Краевский, рыдая, отправляет на фронт военным корреспондентом Г. К. Градовского в надежде на 600 тыс. рублей годовой подписки. Соль рисунка заключалась в том, что газета Краевского была принципиально против участия в военных действиях. Биограф Краевского В. Р. Зотов объяснял это так:
«Голос», рыдая, жертвует Гаммою // Маляр. 1876. № 29.
«Когда большинство русского общества начало увлекаться восстаниями славян на Балканском полуострове, требуя деятельного вмешательства России и в стычки герцеговинцев с турками и в сербскую войну, „Голос” один был против войны, как будто предвидя, что она принесет нам вместе с военною славою страшные потери, экономическое расстройство и дипломатическое поражение»
Зотов В. Р., русский писатель и журналист
Зотов В. Нестор русской журналистики // Историч. вестник. 1889. Т. XXXVIII. С. 366.
Вместе с одним из первых персонифицированных образов военного корреспондента — Григория Градовского — на соседней части диптиха мы видим молодого А. С. Суворина, пакующегося в почтовый ящик с надписью «Константинополь. Весьма нужное» и прикрывающегося листом «Нового времени».
«Новое время» посылает своего издателя // Маляр. 1876. № 29.
Славянский вопрос стал главным составляющим успеха суворинского органа печати на первоначальном этапе издания. А. С. Суворин, В. П. Буренин, Вас. И. Немирович-Данченко в числе первых русских корреспондентов отправились на фронт. Газета активно включилась в полемику с «Вестником Европы» и «Голосом», стремившимися к мирному разрешению конфликта.
Корреспонденции с полей сражений выдвинули «Новое время» среди остальных изданий; освещение восточного кризиса стало основой благосостояния газеты. Виктор Буренин сообщал текст придуманной им и коллегами песни «Корреспонденту» («колонель» в песне — это полковник, а «бляха» — нарукавный знак корреспондента):
Бродят здесь корреспонденты,
Раздает им всем патенты
Русский колонель.
Получив с печатью бляху,
Тянут день и ночь с размаху
Всяку канитель…
Новости. 1877. № 150. 8 июня. С. 3.
Журнал «Будильник»
После вступления России в войну количество карикатур, изображающих военкоров, резко растет. Журнал «Будильник» дал цветной разворот. Мы видим:
  • В. П. Буренина и Д. К. Гирса в одной колеснице
  • П. Д. Боборыкина на велосипеде
  • Г. К. Градовского на дрогах
  • Н. В. Максимова на спине Вакха
  • Г. Н. Потехина на курьерской лошади
  • Н. Н. Каразина на Буцефале
  • Вас. И. Немировича-Данченко верхом на деревянной палочке

Проект триумфа специальных корреспондентов, возвращающихся с войны // Будильник. 1877. № 32
Проект триумфа специальных корреспондентов, возвращающихся с войны // Будильник. 1877. № 32.
Транспортный вопрос освещался совсем не случайно: почти во всех мемуарах описываются злоключения журналистов, пытавшихся оперативно добраться до важных мест. «Если бы мне врасплох задали вопрос „что нужно, чтобы стать военным корреспондентом?”, то я не задумываясь сказал бы: „прежде всего быть хорошим наездником”. Несомненно, и рассудительность, и ясный быстрый глазомер, бойкое перо, способность долго слушать вздор и не спиваться алкоголем — все это тоже небесполезно, но до них дело доходит много позже», — утверждал Р. Рэкули.
Рэкули Р. Десять месяцев на Японско-русской войне. Беспристрастные очерки и впечатления французского военного корреспондента. СПб., 1908. С. 179.
И. П. Карамышев нарисовал блестящий портрет военного корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей» и «Северного вестника»: Дмитрий Гирс с саблей наперевес и револьвером на боку напряженно смотрит в огромный бинокль, закрывающий ему все лицо.
Карамышев И. Корреспондент Д. Гирс по описанию г. Буренина (см. «Новое время» 29 мая) // Маляр. 1877. № 22.
«Фуражка, ремень, решительная поза — все говорит о воинственности журналиста. Надпись же „меч моего отца” намекает на отца писателя, Карла-Корнелиуса Константина Гирса, служившего начальником карантина в Таганроге»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Более мирными рисуются В. А. Черни другие авторы. Художник выбрал интересный прием: через зрительные трубки показано, что видят военкоры, фамилии которых слегка зашифрованы. «Трубка Н. К-на показывает театр войны „в пороховом дыму”».
Черни В. Театр войны в зрительных трубках некоторых корреспондентов // Маляр. 1877. № 23.
Очевидно, речь идет про Н. Н. Каразина, отставного капитана и баталиста. «Трубка Г. Б-на показывает поле брани особого рода» — В. П. Буренин слыл непревзойденным мастером газетной полемики. Мы видим:
  • Трубку П. Б-на, направленную на храм Мельпомены (П. Д. Боборыкин)
  • Окуляр Н. Д-о, любующийся видами Дуная (В. И. Немирович-Данченко)
  • Бинокль веселящегося в трактире «Румыния» Н. М-ва (Н. В. Максимов)
журнал «Стрекоза»
Карикатуры журнала «Стрекоза» частично подтверждают излишнюю легкомысленность газетных корреспонденций с театра войны. Так, Немирович-Данченко и Буренин изображены там искателями безбрежного моря любви за Дунаем.
Стрекоза. 1878. № 2.
Во время Берлинского конгресса 1878 г. «Будильник» поместил карикатуру, подчеркивавшую основную сложность журналистского положения на войне. Рослые жандармы вытянулись у закрытых на засов дверей конгресса с табличкой «вход посторонним строго воспрещается». Журналист, присев у входа, пытается хоть что-то услышать. Подпись под карикатурой дополняет уже понятную ситуацию: «Как корреспонденты добывали самые верные сведения о том, что происходило на конгрессе».
Будильник. 1878. № 24.
В каждом из журналистских воспоминаний мы найдем жалобы на немыслимые цензурные строгости:
Если строго придерживаться всех правил, которые изданы для военной цензуры и руководства корреспондентов, то буквально ни о чем, кроме разве погоды, писать нельзя, да и о погоде надо писать осторожно, так, чтобы неприятель не знал, страдают ли наши от холода или жары; по существу этой драконовской инструкции для представителей прессы оставалось только писать о погоде или сочинять заранее хвалебные оды
Табурно И. Правда о войне. СПб., 1905. С. 155; Мамонтов Н. П. С болгарскими войсками от Балкан до Чаталджи. Записки военного корреспондента. М., 1913. С. 49−50.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
Присоединяйтесь к чату курса!
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK