ЦЕНЗУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Поделиться в соцсетях
«Сила власти — царю, сила мнения — народу»
Аксаков К. С., публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов
Цензура эпохи Павла I
Время правления этого императора совсем небольшое: 1796−1801 гг., и о части цензурных злоключений в павловское время мы уже говорили (вспомните приключения «Ябеды» В. В. Капниста). Импульсивный характер императора приводил ко многим скачкам во внутренней и внешней политике, а вот в цензурном законодательстве Павел в основном придерживался линии, заданной своей венценосной матерью.

Правда, он вернул из ссылки и тюрьмы Радищева и Новикова, но это, скорее, связано с нелюбовью Павла к поступкам Екатерины. Вольные типографии по-прежнему были запрещены. В 1797 г. цензура книг, вызывающих подозрение (а кто определит это заранее?), по именному указу переходила к правительству.

Портрет Павла I, Щукин С. С.
Как мог, Павел боролся за чистоту русского языка, в общем-то справедливо полагая, что с избытком иноземных (особенно французских!) слов приходит в голову и иноземные мысли — о тех же свободе, равенстве и братстве, например. Другое дело, какие формы эта борьба предпринимала.
В 1797 г. было подписано «Высочайшее (т. е. самим императором. — Е. С.) повеление «Об изъятии из употребления некоторых слов и замене их другими». Полюбуйтесь, что можно, а что нельзя было произносить вслух в конце XVIII в.:
Листки из записной книжки «Русской старины» // Русская старина. 1871. № 4. С. 531–532.
Слова отменяемые
Взамен их велено употреблять
Обозрение
Осмотрение
Врач
Лекарь
Выполнение
Исполнение
Пособие
Помощь
Преследование
Посланный в погоню
Сержант
Унтер-офицер, хотя и прежде отставлен
Общество
Этого слова совсем не писать
Граждане
Жители или обыватели
Отечество
Государство
Приверженность
Привязанность или усердие
Стража
Караул
Степень
Класс
Отряд
Деташемент или команда
Нельзя было не только произносить эти слова; запрещено было и носить одежду, напоминающую революционную Францию: фраки, жилеты, камзолы. Ряд книг был сожжен (буквально, а не в переносном смысле)
В «Послании к цензору» (1822 г.) А. С. Пушкин так характеризовал эти времена:
Ужели к тем годам мы снова обратимся,
Когда никто не смел Отечество назвать,
И в рабстве ползали и люди, и печать?
Нет, нет! оно прошло, губительное время,
Когда Невежества несла Россия бремя...
Павловских указов, связанных с ограничительными мерами относительной свободы слова, было около десяти. Например, вышли специальные постановления о двойной цензуре книг (с дополнительной проверкой в петербургской цензуре) и о запрете продавать частным людям типографские литеры (буквы), если у покупателей нет прав на содержании типографий. Но самым известным был именной указ 1800 г., закрывающий ввоз в Россию любых иностранных книг и нот, «так как чрез вывозимые из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия».
«Конечно, нам трудно понять такой размах. Но если мы вспомним звуки „Марсельезы”, зовущей санкюлотов на штурм Бастилии, то придется признать логику императорских ограничений»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Цензура эпохи Александра I
Времена правления Александра I считаются очень мягкими временами в цензурной эпохе России, да и вообще в истории нашей страны. Помните, как у Пушкина? «Дней Александровых прекрасное начало»…

Новый император отменил екатерининские и павловские запреты вольных типографий и ввоза иностранных книг. А самое главное — в 1802 г. в России была отменена предварительная цензура! Это вовсе не значит, что легальные издания могли выходить без цензуры, ведь обязательной осталась карательная.

Но, как вы помните, главный признак свободы слова — отсутствие предварительного контроля за текстом, и это случилось в России уже в самом начале XIX в.

Александр I
Указ 1802 г. передавал рассмотрение книг (журналы и газеты входили в это понятие) из управ благочиния (т. е. полиции) гражданским губернаторам и директорам народных училищ. Но недолго Россия жила без предварительной цензуры.
1802
Об уничтожении цензур, учрежденных в городах и при портах, о дозволении открывать вольные типографии и о поручении губернаторам рассматривать вновь издаваемые книги // Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб., 1830. Т. 27. 1802. 9 февраля. № 20.139. С. 39.
Мягким же Устав считался из-за пункта 21:
Цензура, в запрещении печатания, или пропуска книг и сочинений, руководствуется благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо мнимым причинам кажутся подлежащими запрещению. Когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать
Устав о цензуре // Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб., 1830. Т. 28. 1804. 9 июля. № 21.388. С. 441.
«Что это такое — место, двойное по смыслу? Конечно, это место с каким-то намеком, подтекстом, тот самый эзопов язык, о котором мы уже говорили. То есть цензор должен был увидеть в этом позитивный смысл, лояльный правительству, а не какие-то скрытые намеки»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
С 1811 г. в России вводится двойная цензура: помимо министерства просвещения, к которому принадлежали цензурные комитеты, министерство полиции получило право надзора над книгопродавцами и типографиями, книгами и периодикой, театральными пьесами и афишами.
1811
Более того, министерство полиции должно было наблюдать за книгами, которые «хотя и были пропущены цензурою, подавали бы повод к превратным толкованиям, общему порядку и спокойствию противным», а министр полиции утверждал выданное министром просвещения разрешение открыть типографию. Получается, министерство просвещения оказалось в подчинении у министерства полиции, хотя на словах все выглядело не совсем так.
Скабичевский А. М. Очерки по истории русской цензуры. 1700–1863. СПб., 1892. С. 116.
Цензура эпохи Николая I
Первый день восшествия Николая I на престол — восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. И этот драматичный день Николай I запомнит, обещая: «Пока я жив, революции в России не будет».
Эпоха правления Николая I была весьма жесткой по отношению к печати. Как писал А. И. Герцен, «сильно возбужденная деятельность ума в Петербурге, после Павла, мрачно замкнулась 14 декабрем. Явился Николай с пятью виселицами, с каторжной работой, белым ремнем и голубым Бенкендорфом». Белый ремень — символ солдатчины; голубой — цвет жандармской формы, отсюда и лермонтовское: «И вы, мундиры голубые».

На следующий год после воцарения императором создается печально известное III отделение канцелярии Его императорского величества (часто можно встретить просто словосочетание Третье отделение) и особый корпус жандармов, призванные наблюдать за настроениями, царящими в обществе. Оба подразделения отдаются под начало графу А. Х. Бенкендорфу.

Николай I
Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 тт. Т. VIII. Былое и думы. Ч. 1. М., 1956. С. 107.
В 1826 г. Николай I принимает новый цензурный устав. Устав был написан в соавторстве с несколькими лицами, в т. ч. министром народного просвещения А. С. Шишковым.
1826
Один из цензоров — Сергей Глинка — за жесткость этого устава, за его невозможность для дальнейшего развития русской журналистики прозвал его «чугунным», т. е. непрошибаемым, непробиваемым, безумно тяжелым. Почему устав 1826 г. был назван «чугунным»?
Потому что он был огромен — там было 230 параграфов (в 19 главах). Потому что он регламентировал все издательское поле во всех его проявлениях (включая наказания для печати и даже для цензоров): там было огромное количество запрещенных к опубликованию тем
То есть поле допустимого для литературы и журналистики сужалось почти до невозможных размеров. И, наконец, уставом 1826 г. аннулировалось то разрешение, по которому Александровский цензурный устав считался мягким: «Не позволяется пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющие двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам».
Высочайше утвержденный устав о цензуре // Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе. СПб., 1830. Т. 1. № 403. 1826. 10 июня. С. 563.
Кроме того, «чугунный» цензурный устав создал очень сложную, многоступенчатую, многоярусную цензурную бюрократическую систему (Верховный цензурный комитет, Главный цензурный комитет и пр.). Огромное количество комитетов и подкомитетов привело к тому, что новый устав был просто неудобен для исполнения. Именно с николаевской эпохи окончательно утвердился ведомственный характер цензурования (проверки) печатных изданий в стране.
В итоге через два года, в 1828 г., Николай I отменил действие устава 1826 г. и принял более мягкий цензурный устав, его чаще называют «николаевским», или Устав 1828 г.
1828
Устав 1828 г. можно считать чем-то средним между слишком мягким цензурным уставом 1804 г. и слишком жестким цензурным уставом 1826 г. Устав был меньше предыдущего — 158 параграфов. Из принципиально нового вводился Комитет цензуры иностранной и, как дополнение к цензурному уставу, понятие авторского права.
И еще один важный момент цензурной политики Николая I — последние семь лет его царствования. В 1848 г. во Франции разражается революция, и Николай I вспоминает свое обещание не допустить революцию в стране. В 1848 г. в России начинается так называемое Мрачное семилетие
Очень многих иностранных подданных Николай выдворяет за пределы Российской империи. К тем русским, что находятся за границей, Николай обращается с требованием, чтобы они вернулись. А в стране начинается то, что современники прозвали «эпохой цензурного террора». Некрасов писал про это время так:
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. III. Стихотворения. 1866–1877. Л., 1982. С. 27.
«Но я прошел через цензуру / незабываемых годов»
Некрасов Н. А., поэт, прозаик, публицист и издатель
Евгений Феоктистов, журналист и затем цензор, вспоминал:
Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848–1896. М., 1991. С. 109.
«До конца царствования Николая Павловича в нашей печати не появлялось ровно ничего, что имело бы хотя малейшее отношение к политике. Белинский, например, пользовавшийся таким успехом до конца сороковых годов, высказывал свои мысли по поводу сочинений Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др., но обратиться прямо к общественной жизни, говорить о том, что в известный момент составляло злобу дня, это было совершенно невыносимо»
Феоктистов Е. М., писатель, журналист, цензор, тайный советник
Сначала был создан цензурный комитет, который стали называть по фамилии его председателя, морского министра А. С. Меньшикова — Меньшиковским. Перед комитетом, который подчинялся напрямую Николаю I, стояла задача проверить направление периодической печати (насколько содержание изданий соответствует утвержденной программе. За один месяц (в конце февраля-марта 1848 г.) Меньшиковский комитет смог подготовить, говоря современным языком, дайджест прессы, отметив нелояльные властям издания и подчеркнув упущения в работе цензуры.
По итогам работы первого комитета 2 апреля 1848 г. был создан второй, трудившийся значительно дольше. Его обычно называли «Комитет 2-го апреля», или Бутурлинский цензурный комитет (по фамилии первого его председателя, графа Д. П. Бутурлина — директора Императорской публичной библиотеки и военного историка). Бутурлинский цензурный комитет имел функции тайные — тайный цензурный комитет не проверял саму журналистику. Он мог в любой момент тайно, да еще и от имени императора, проверить работу любого цензора. Как это — от имени Николая I? А вот так:
Император, призвав к себе назначенных в новый комитет членов и лично изъяснив им весьма невыгодное мнение о действиях министерства просвещения <…>, прибавил, что как его величеству нельзя самому читать всего выходящего у нас в печать, то они, члены, «будут его глазами, пока это дело иначе устроится»
Стасов В. В. Цензура в царствование императора Николая I // Русская старина. 1903. Т. CXV. № 7. С. 139.
И цензор знал, что в любую секунду может лишиться жалованья, бесплатной казенной квартиры, денег, которые полагались ему, как столовые, наградные, хорошего служебного положения только потому, что он пропустил какую-то статью. Конечно, цензор этого боялся, и поэтому вычеркивал все нещадно.
Николай Некрасов в стихотворении, посвященном В. Г. Белинскому, вспомнил в 1855 г. Бутурлинский комитет такими строфами:
<…> Но поднялась тогда тревога
В Париже буйном — и у нас
По-своему отозвалась…
Скрутили бедную цензуру —
Послушав, наконец, клевет,
И разбирать литературу
Созвали целый комитет.
По счастью, в нем сидели люди
Честней, чем был из них один,
Палач науки Бутурлин.
Который, не жалея груди,
Беснуясь, повторял одно:
«Закройте университеты,
И будет зло пресечено!..» <…>
Николай I воспринимал Московский университет как рассадник вольнодумия; ведь именно московских студентов он отправил в ссылку (Александра Полежаева, например. Подробнее об этом можно прочитать в «Истории литературы как романе» Лурье С. А.). И подозрения императора были не совсем беспочвенны. Как писал один из сосланных потом студентов, «мы были уверены, что из этой аудитории выйдет фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что мы будем в ней».
Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 тт. Т. VIII. Былое и думы. Ч. 1. М., 1956. С. 117.
Сергей Соловьев писал про ту эпоху:
Время с 48-го по 55-й год было похоже на первые времена Римской империи, когда безумные цезари, опираясь на преторианцев и чернь, давили все лучшее, все духовно развитое в Риме. Начали прямо развращать молодых людей, отвлекать их от серьезных занятий, внушать, чтоб они поменьше думали, побольше развлекались, побольше наслаждались жизнью: такие внушения делал глупый принц Ольденбургский воспитанникам Училища правоведения; то же толковалось в университетах.

Принялись за литературу; начались цензурные оргии, рассказам о которых не поверят не пережившие это постыдное время; говорю. — постыдное, ибо оно показало вполне, какие слабые результаты имела действительность XVIII и первой четверти XIX века, как слабо было просвещение в России; стоило только Николаю с товарищи немножко потереть лоск с русских людей — и сейчас же оказались татары.

Цензуру отняли у профессоров и отдали в руки шайке людей, занимавшихся направлением литературы из-за хорошего жалованья, которого они лишались, если пропускали что-нибудь могущее быть заподозрено, и оставались покойны, если марали
Соловьев С. М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других. Петроград, 1915. С. 122.
Цензор Александр Красовский
Примеры цензурных запретов
В итоге русская журналистика в 1848—1855 гг. перестала быть публицистичной. Она перестала писать о том, что волнует общество, что интересует общество. Она пыталась выжить, и, конечно, в этом главная «заслуга» именно Бутурлинского цензурного комитета, который нагнал жуткий страх на саму цензуру
Иван Киреевский вспоминал про николаевскую эпоху:
Покойный император никогда не любил словесности и никогда не покровительствовал ей. Быть литератором и подозрительным человеком — в его глазах было однозначительно. <…> Наши книги и журналы проходили в публику как вражеские корабли теперь проходят к берегам Финляндии, т. е. между схер и утесов и всегда в виду крепости.

Особенно журнальная деятельность — этот необходимый проводник между ученостию немногих и общею образованностию — была совершенно задушена, не только тем, что журналы запрещались ни за что, но еще больше тем, что они отданы были в монополию трем-четырем спекулянтам. Мнению русскому, живительному, необходимому для правильного здорового развития всего русского просвещения, не только негде было высказаться, но даже негде было образоваться.

Один Булгарин с братиею пользовались постоянным покровительством правительства во все продолжение царствования. Если Булгарин — представитель просвещения и словесности России, то действительно они покровительствовались и поощрялись в его лице, или как приличнее назвать его персону? Для него вся Россия была обращена в одну огромную и молчаливую аудиторию, которую он поучал в продолжение 30-ти лет почти без совместников, поучал вере в бога, преданности царю, доброй нравственности и патриотизму. Русских — Булгарин! В самом деле, какое процветание просвещения! Какое кипение умственной жизни!
Гиллельсон М. Неизвестные публицистические выступления П. А. Вяземского и И.В. Киреевского // Русская литература. 1966. № 4. С. 132.
«Мемуаров о Мрачном семилетии немало. И это важно, ведь нам надо составить верное представление о происходившем давным-давно!»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Вот, например, что думал князь П. В. Долгоруков:
Последние семь лет царствования Николая режим, тяготевший над Россией, был ужасен. Надо было испытать на себе его гнет, чтоб вполне его оценить.

Печать была в оковах, свобода слова — под постоянным ударом, право путешествий нарушалось, шпионство прокрадывалось повсюду, политическая полиция царила над всей Россией; людей то и дело ссылали, казематы Петропавловской крепости и Шлиссельбурга были переполнены несчастными, брошенными туда без следствия и содержавшимися там без суда
Цит. по: Бахрушин С. В. «Республиканец-князь» Петр Владимирович Долгоруков // Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860−1867. М., 1992. С. 14−15.
Узнайте больше о цензорах и свободе печати
1802 г.
1803 г.
1812 г.
1814 г.
1820 г.
1825 г.
1811 г.
1826 г.
1830 г.
1837 г.
1840 г.
1855 г.
1813 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1802 г. и продолжается до 1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г.
и продолжается до 1855 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK