ЧААДАЕВ ДО И ПОСЛЕ СУМАСШЕСТВИЯ

  • Внук князя Михаила Щербатова (помните — «О повреждении нравов в России», 1787 г.)
  • Толковый студент Московского университета
  • Известный библиофил, денди и прекрасный танцор
  • Блестящий гвардейский офицер, прошедший бои под Бородино и Тарутиным, под Кульмом и Лейпцигом
  • Тот, кто заставлял мыслить лицеиста Пушкина
Так начинался жизненный путь Петра Чаадаева. Затем неожиданная для многих отставка в 1821 г.

    О причинах спорят до сих пор, забывая письмо самого «Басманного философа» (как будут его потом звать по жительству на московской улице):
    Сначала не хотели верить, что я серьезно прошу отставки, затем поневоле пришлось поверить этому, но до сих пор никто не может понять, каким образом я мог решиться на это в то время, как я должен был получить то, чего я, по-видимому, так желал, чего все так добиваются и, наконец, того, что для молодого человека в моем чине считается самой лестной наградой. <…> Дело в том, что по возвращении императора меня должны были действительно назначить флигель-адъютантом к нему; так говорил, по крайней мере, Васильчиков. Я счел более забавным пренебречь этою милостью, нежели добиваться ее. Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми. <…> Я слишком честолюбив, чтобы гоняться за чьей-нибудь милостью и за пустым почетом, связанным с нею
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 22.
    Где-то в конце 1829 г. или в 1830 г. и был написан цикл «Философические письма». Письма написаны по-французски, имеют конкретного адресата — Екатерину Дмитриевну Панову, хотя, как говорил Чаадаев позже, письма отосланы не были. Думал Чаадаев эмигрировать, но желание вылилось только в заграничное путешествие: Англия, Франция, Швейцария, Италия, Германия… Осип Мандельштам писал о решении Чаадаева, изначально думавшего остаться за границей:
    «Философские письма» Чаадаева
    Мандельштам О. Петр Чаадаев // Аполлон. 1915. № 6–7. Август–сентябрь. С. 62.
    «Чаадаев был первым русским, в самом деле, идейно, побывавшим на Западе и нашедшим дорогу обратно. Современники это инстинктивно чувствовали и страшно ценили присутствие среди них Чаадаева. На него могли показывать с суеверным уважением, как некогда на Данте: „Этот был там, он видел — и вернулся”. А сколькие из нас духовно эмигрировали на Запад!»
    Мандельштам О. Э., поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед
    После возвращения в Россию и временного ареста в Брест-Литовске по делу декабристов Чаадаев поселяется в Москве, отказываясь от всех встреч со знакомыми и погружаясь в мистицизм.
    Легко понять, как задыхался в этой атмосфере Чаадаев, с его тонкой психической организацией, весь поглощенный интересами духа, и сколько гнева и безнадежности должно было накопиться в его сердце, — если даже у человека, несравненно более родственного окружающему быту, у П. А. Вяземского, могло вырваться в 1828 году замечание, что истинный русский патриотизм в настоящее время может заключаться только в ненависти к России, какой она сейчас представляется
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 63−64.
    «Примеры взрыва негодования теснятся почти в каждом мемуаре той эпохи»
    Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
    На автора восстало все и все с небывалым до того ожесточением в нашем довольно апатическом обществе (я говорю только о Москве) и, заметим, восстало не столько за оскорбленное православие, сколько за грубые упреки современной России и, главное, высшему нашему обществу. Здесь, может быть, в первый раз читающая и вопиющая с ее голоса полуграмотная московская публика с успехом разыграла роль высшей цензурной инстанции
    Свербеев Д. Н. Воспоминания о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Свербеев Д. Н. Мои записки. М., 2013. С. 523.
    Дочь Карамзина писала брату:
    Я должна рассказать тебе о том, что занимает все петербургское общество, начиная с литераторов, духовенства и кончая вельможами и модными дамами; это — письмо, которое напечатал Чедаев в «Телескопе», «Преимущество католицизма перед греческим исповеданием», источником, как он говорит, всяческого зла и варварства в России, стеною воздвигнутой между Россией и цивилизацией — исповеданием, принесенным из Византии со всей ее испорченностью и т. д.

    Он добавляет разные хорошенькие штучки о России, «стране несчастной, без прошлого, без настоящего и будущего», стране, в которой нет ни одной мыслящей головы, стране без истории, стране, в которой возникли лишь два великана: Петр I, мимоходом набросивший на нее плащ цивилизации, и Александр, прошедший победителем через Европу, ведя за собой множество людей, внешняя доблесть и мужество которых были не чем иным как малодушной покорностью, людей, у которых «человеческое только лицо, и к тому же безо всякого выражения».

    Как ты находишь все эти ужасы? Недурно для русского! И что скажешь ты о цензуре, пропустившей все это? Пушкин очень хорошо сравнивает ее с пугливой лошадью, которая ни за что, хоть убейте ее, не перепрыгнет через белый платок, подобный запрещенным словам, вроде слов «свобода», «революция» и пр., но которая бросится через ров потому, что он черный, и сломает там себе шею. Это письмо вызвало всеобщее удивление и негодование
    Гиллельсон М. И. Славная смерть «Телескопа» // Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986. С. 176.
    Чаадаевское откровение поддержали очень немногие. Среди них был и вятский административный ссыльный Александр Герцен:
    Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 томах. Т. IX: Былое и думы. 1852–1856. Ч. 4. М., 1956. С. 139.
    «„Письмо" Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, — все равно, надобно было проснуться. Что, кажется, значат два-три листа, помещенных в ежемесячном обозрении? А между тем такова сила речи сказанной, такова мощь слова в стране, молчащей и не привыкнувшей к независимому говору, что „Письмо" Чаадаева потрясло всю мыслящую Россию»
    Герцен А. И., публицист, писатель
    Но, помимо разбуженного русского читателя, публикация привела и к окончательному формированию течений общественной мысли. Племянник Чаадаева утверждал, что «в самую минуту появления чаадаевской статьи славянофильская системе еще не совсем созрела и выработалась, что ею-то именно и дан был этой системе окончательный, решительный толчок».
    Жихарев М. Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоминаний современника // Вестник Европы. 1871. Том V. № 9. С. 25.
    А наши с вами современники считают, что «в полемике или согласии с идеями, высказанными в его „Философических письмах”, вырос бакунинский анархизм и социализм Чернышевского, революционные настроения Герцена и славянофильство Хомякова»; кроме того, называют эту публикацию самым эффективным троллингом в истории русской мысли (неудобный Чаадаев).
    Чаадаев после «писем»
    Что было дальше? В 1837 г. Чаадаев начал писать, но не закончил «Апологию сумасшедшего». При жизни (скончался философ после завершения Крымской войны, в 1856 г.) опубликовать ее не удалось. Рукопись была подготовлена к печати в «Современнике» к началу 1861 г. Чернышевский написал вступительное слово, где напоминал о сути чаадаевской истории и содержании «Письма»: Чернышевский Н. Г. «Апология сумасшедшего». Но ни вступление, ни сам чаадаевский текст цензура не пропустила; первая публикация случилась уже в ХХ в. (Саратов, 1928 г.). На этом Басманный философ замолчал.

    На жизнь Чаадаева не могла не откликнуться литература. Существуют версии, что прототипом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» был именно Петр Яковлевич. Другая версия: с Чаадаева списан образ двоюродного брата Скалозуба («Чин следовал ему; / Он службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать»). Василий Розанов считал, что помещик Миусов в «Братьях Карамазовых» Достоевского — переделанная фигура Чаадаева.
    Неожиданно для него самого Чаадаев получает признание как деятель русского освободительного движения. Дореволюционный исследователь чаадаевского наследия М. Гершензон пишет в 1908 г.:
    Его философские письма были прочитаны немногими, а из читавших <…> большинством не поняты: общественное же мнение основало свою оценку на внешних наблюдениях. Чаадаев был умен, остер на язык и саркастичен; он был недоволен почти всем, что делалось вокруг него; он держался независимо и жил вне службы; наконец, он был друг декабристов и опального Пушкина, и за его статью был закрыт журнал. Таких данных, пожалуй, и теперь было бы достаточно, чтобы составить человеку репутацию либерала
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 97.
    Сам же Чаадаев сетовал в письме к Александру Тургеневу еще до публикации «Философического письма», в 1835 г.:
    «А я, что я сделал, что я сказал такого, что могло бы послужить основанием к обвинению меня в оппозиции? Я только одно непрестанно говорю, только и делаю, что повторяю, что все стремится к одной цели, и что эта цель царство Божие. Уж не попала ли невзначай молитва Господня под запрет?»
    Чаадаев П. Я., философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист
    1802 г.
    1803 г.
    1812 г.
    1814 г.
    1820 г.
    1825 г.
    1811 г.
    1826 г.
    1830 г.
    1837 г.
    1840 г.
    1855 г.
    1813 г.
    Действие этого лонгрида начинается в 1826 г. и продолжается до 1830 г.
    Действие этого лонгрида начинается в 1826 г.
    и продолжается до 1830 г.
    Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
    Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
    OK