ЧААДАЕВ ДО И ПОСЛЕ СУМАСШЕСТВИЯ

  • Внук князя Михаила Щербатова (помните — «О повреждении нравов в России», 1787 г.)
  • Толковый студент Московского университета
  • Известный библиофил, денди и прекрасный танцор
  • Блестящий гвардейский офицер, прошедший бои под Бородино и Тарутиным, под Кульмом и Лейпцигом
  • Тот, кто заставлял мыслить лицеиста Пушкина
Так начинался жизненный путь Петра Чаадаева. Затем неожиданная для многих отставка в 1821 г.

    О причинах спорят до сих пор, забывая письмо самого «Басманного философа» (как будут его потом звать по жительству на московской улице):
    Сначала не хотели верить, что я серьезно прошу отставки, затем поневоле пришлось поверить этому, но до сих пор никто не может понять, каким образом я мог решиться на это в то время, как я должен был получить то, чего я, по-видимому, так желал, чего все так добиваются и, наконец, того, что для молодого человека в моем чине считается самой лестной наградой. <…> Дело в том, что по возвращении императора меня должны были действительно назначить флигель-адъютантом к нему; так говорил, по крайней мере, Васильчиков. Я счел более забавным пренебречь этою милостью, нежели добиваться ее. Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми. <…> Я слишком честолюбив, чтобы гоняться за чьей-нибудь милостью и за пустым почетом, связанным с нею
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 22.
    Где-то в конце 1829 г. или в 1830 г. и был написан цикл «Философические письма». Письма написаны по-французски, имеют конкретного адресата — Екатерину Дмитриевну Панову, хотя, как говорил Чаадаев позже, письма отосланы не были. Думал Чаадаев эмигрировать, но желание вылилось только в заграничное путешествие: Англия, Франция, Швейцария, Италия, Германия… Осип Мандельштам писал о решении Чаадаева, изначально думавшего остаться за границей:
    «Философские письма» Чаадаева
    Мандельштам О. Петр Чаадаев // Аполлон. 1915. № 6–7. Август–сентябрь. С. 62.
    «Чаадаев был первым русским, в самом деле, идейно, побывавшим на Западе и нашедшим дорогу обратно. Современники это инстинктивно чувствовали и страшно ценили присутствие среди них Чаадаева. На него могли показывать с суеверным уважением, как некогда на Данте: „Этот был там, он видел — и вернулся”. А сколькие из нас духовно эмигрировали на Запад!»
    Мандельштам О. Э., поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед
    После возвращения в Россию и временного ареста в Брест-Литовске по делу декабристов Чаадаев поселяется в Москве, отказываясь от всех встреч со знакомыми и погружаясь в мистицизм.
    Легко понять, как задыхался в этой атмосфере Чаадаев, с его тонкой психической организацией, весь поглощенный интересами духа, и сколько гнева и безнадежности должно было накопиться в его сердце, — если даже у человека, несравненно более родственного окружающему быту, у П. А. Вяземского, могло вырваться в 1828 году замечание, что истинный русский патриотизм в настоящее время может заключаться только в ненависти к России, какой она сейчас представляется
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 63−64.
    «Примеры взрыва негодования теснятся почти в каждом мемуаре той эпохи»
    Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
    На автора восстало все и все с небывалым до того ожесточением в нашем довольно апатическом обществе (я говорю только о Москве) и, заметим, восстало не столько за оскорбленное православие, сколько за грубые упреки современной России и, главное, высшему нашему обществу. Здесь, может быть, в первый раз читающая и вопиющая с ее голоса полуграмотная московская публика с успехом разыграла роль высшей цензурной инстанции
    Свербеев Д. Н. Воспоминания о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Свербеев Д. Н. Мои записки. М., 2013. С. 523.
    Дочь Карамзина писала брату:
    Я должна рассказать тебе о том, что занимает все петербургское общество, начиная с литераторов, духовенства и кончая вельможами и модными дамами; это — письмо, которое напечатал Чедаев в «Телескопе», «Преимущество католицизма перед греческим исповеданием», источником, как он говорит, всяческого зла и варварства в России, стеною воздвигнутой между Россией и цивилизацией — исповеданием, принесенным из Византии со всей ее испорченностью и т. д.

    Он добавляет разные хорошенькие штучки о России, «стране несчастной, без прошлого, без настоящего и будущего», стране, в которой нет ни одной мыслящей головы, стране без истории, стране, в которой возникли лишь два великана: Петр I, мимоходом набросивший на нее плащ цивилизации, и Александр, прошедший победителем через Европу, ведя за собой множество людей, внешняя доблесть и мужество которых были не чем иным как малодушной покорностью, людей, у которых «человеческое только лицо, и к тому же безо всякого выражения».

    Как ты находишь все эти ужасы? Недурно для русского! И что скажешь ты о цензуре, пропустившей все это? Пушкин очень хорошо сравнивает ее с пугливой лошадью, которая ни за что, хоть убейте ее, не перепрыгнет через белый платок, подобный запрещенным словам, вроде слов «свобода», «революция» и пр., но которая бросится через ров потому, что он черный, и сломает там себе шею. Это письмо вызвало всеобщее удивление и негодование
    Гиллельсон М. И. Славная смерть «Телескопа» // Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986. С. 176.
    Чаадаевское откровение поддержали очень немногие. Среди них был и вятский административный ссыльный Александр Герцен:
    Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 томах. Т. IX: Былое и думы. 1852–1856. Ч. 4. М., 1956. С. 139.
    «„Письмо" Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, — все равно, надобно было проснуться. Что, кажется, значат два-три листа, помещенных в ежемесячном обозрении? А между тем такова сила речи сказанной, такова мощь слова в стране, молчащей и не привыкнувшей к независимому говору, что „Письмо" Чаадаева потрясло всю мыслящую Россию»
    Герцен А. И., публицист, писатель
    Но, помимо разбуженного русского читателя, публикация привела и к окончательному формированию течений общественной мысли. Племянник Чаадаева утверждал, что «в самую минуту появления чаадаевской статьи славянофильская системе еще не совсем созрела и выработалась, что ею-то именно и дан был этой системе окончательный, решительный толчок».
    Жихарев М. Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоминаний современника // Вестник Европы. 1871. Том V. № 9. С. 25.
    А наши с вами современники считают, что «в полемике или согласии с идеями, высказанными в его „Философических письмах”, вырос бакунинский анархизм и социализм Чернышевского, революционные настроения Герцена и славянофильство Хомякова»; кроме того, называют эту публикацию самым эффективным троллингом в истории русской мысли (неудобный Чаадаев).
    Чаадаев после «писем»
    Что было дальше? В 1837 г. Чаадаев начал писать, но не закончил «Апологию сумасшедшего». При жизни (скончался философ после завершения Крымской войны, в 1856 г.) опубликовать ее не удалось. Рукопись была подготовлена к печати в «Современнике» к началу 1861 г. Чернышевский написал вступительное слово, где напоминал о сути чаадаевской истории и содержании «Письма»: Чернышевский Н. Г. «Апология сумасшедшего». Но ни вступление, ни сам чаадаевский текст цензура не пропустила; первая публикация случилась уже в ХХ в. (Саратов, 1928 г.). На этом Басманный философ замолчал.

    На жизнь Чаадаева не могла не откликнуться литература. Существуют версии, что прототипом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» был именно Петр Яковлевич. Другая версия: с Чаадаева списан образ двоюродного брата Скалозуба («Чин следовал ему; / Он службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать»). Василий Розанов считал, что помещик Миусов в «Братьях Карамазовых» Достоевского — переделанная фигура Чаадаева.
    Неожиданно для него самого Чаадаев получает признание как деятель русского освободительного движения. Дореволюционный исследователь чаадаевского наследия М. Гершензон пишет в 1908 г.:
    Его философские письма были прочитаны немногими, а из читавших <…> большинством не поняты: общественное же мнение основало свою оценку на внешних наблюдениях. Чаадаев был умен, остер на язык и саркастичен; он был недоволен почти всем, что делалось вокруг него; он держался независимо и жил вне службы; наконец, он был друг декабристов и опального Пушкина, и за его статью был закрыт журнал. Таких данных, пожалуй, и теперь было бы достаточно, чтобы составить человеку репутацию либерала
    Гершензон М. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С. 97.
    Сам же Чаадаев сетовал в письме к Александру Тургеневу еще до публикации «Философического письма», в 1835 г.:
    «А я, что я сделал, что я сказал такого, что могло бы послужить основанием к обвинению меня в оппозиции? Я только одно непрестанно говорю, только и делаю, что повторяю, что все стремится к одной цели, и что эта цель царство Божие. Уж не попала ли невзначай молитва Господня под запрет?»
    Чаадаев П. Я., философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист
    1802 г.
    1803 г.
    1812 г.
    1814 г.
    1820 г.
    1825 г.
    1811 г.
    Действие этого лонгрида начинается в 1826 г. и продолжается до 1830 г.
    Действие этого лонгрида начинается в 1826 г.
    и продолжается до 1830 г.
    1826 г.
    1830 г.
    1837 г.
    1840 г.
    1855 г.
    1813 г.
    Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
    Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
    OK