ИДЕЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

В пылу журнальных битв:
«МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» И ПОЛЕМИКА 1820−1830-Х ГГ.
Николай Полевой (1796−1846 гг.) родился в необычной иркутской купеческой семье. Его отец, Алексей Евсеевич, по воспоминаниям второго сына, Ксенофонта, очень любил читать, был знаком с министром коммерции графом Н. П. Румянцевым (и даже отказался от должности при министре), первооткрывателем Русской Америки Г. И. Шелеховым и др.

Тяга к знаниям у Полевого-старшего доходила до того, что «он был недоволен системами астрономическими и физическими и создавал свои системы, он, зная превосходно историю, смеялся над многими прославляемыми ею подвигами».

Неудивительно, что о сыне Полевого гости семьи отзывались так:

Николай Полевой
Полевой Кс. Записки о жизни и сочинениях Н. А. Полевого. Часть I. СПб., 1860. С. 4−5.
У них был девятилетний сынишка Николай, нежненький, беленький, худенький мальчик, который влюблен был в грамоту и бредил стихами: он теперь известен всей России
Вигель Ф. Ф. Воспоминания. Часть II. М., 1864. С. 167.
Николай в отрочестве, кроме помощи отцу в купеческом деле, читал взахлеб и выпускал домашние рукописные тоненькие журналы «Азиатские ведомости», «Друг России», «Друг Муз». Переезды семьи и война, почти разорившая семью, привели к тому, что первые публикации Николая в русской журналистике — два стихотворения и письмо другу о приеме Курском Александра I — состоялись как дебют жителя Курска. Дальше начинается путь молодого купца в литературе и журналистике: он печатается в «Вестнике Европы» и «Отечественных записках».
Русский вестник. 1817. № 7–8, 15–16, 19–20.
В 1824 г. подает министру народного просвещения А. С. Шишкову прошение о выпуске нового журнала. В программу «Московского телеграфа», как язвили потом современники, входило все, «начиная от бесконечно малых в математике до петушьих гребешков в соусе и бантиков на дамских башмаках».
1824
Фаддей Булгарин и Николай Греч пытались отговорить Полевого от выпуска и позвать его сотрудничать с «Северной пчелой», но это им не удалось.
Полевой Кс. Записки о жизни и сочинениях Н. А. Полевого. Часть I. СПб., 1860. С. 115.
Николай Полевой и «Московский телеграф»
Новый по типу журнал — энциклопедический, т. е. посвященный самым разнообразным темам, — «Московский телеграф» вышел в 1825 г. Разделы показывали разноплановый характер издания:
  • «Наука и искусство»
  • «Словесность»
  • «Библиография и критика»
  • «Известия»
  • «Смесь»

Издеваясь над разноплановостью программы, А. Ф. Воейков выпустил в «Славянине» объявление о новом журнале «Шарлатан, или Один за двадцатерых» от имени издателя Пройдохи Выручкина. Насмешливую по размерам и целям программу «Шарлатана» можно прочитать здесь: «Славянин». 1828. № 52. С. 491−494.

Русских энциклопедических журналов до «Телеграфа» не было, и поэтому он быстро стал популярным:
  • Первое издание разошлось 700 экз.
  • Второе издание — 1 200 экз.
  • Дальше тираж подрос до 2 000 экз.

Для первой четверти XIX в. это были очень хорошие цифры. Герцен, хорошо знавший издателя «Телеграфа», писал про него:
«Полевой был человек необыкновенно ловкого ума, деятельного, легко претворяющего всякую пищу; он родился быть журналистом, летописцем успехов, открытий, политической и ученой борьбы».
Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 тт. Т. VIII. Былое и думы. Ч. 1. М., 1956. С. 163.
НИКОЛАй ПОЛЕВОй и журнальная война
Николай Полевой, считавший себя родоначальником журнальной критики, выдвинул теорию идеального журнала, смело позволял себе произносить беспристрастные, прямые суждения о литературных произведениях и журналистике; критиковал «Русскую историю» Сергея Глинки (издателя «Русского вестника»), «Русскую талию» (альманах Фаддея Булгарина) и т. д. Это было ново, и это часто было оскорбительно для авторов.
См. Письмо издателя к NN // Московский телеграф. 1825. № 1. Январь.
Довольно быстро разгорелась литературная война:
Никогда, ни прежде, ни после, не бывало в русских журналах подобной войны, в которой принимали участие очень многие литераторы. Заспорили о мнениях касательно разных предметов, но вскоре полемика обратилась просто во взаимные перебранки и обличения
Полевой Кс. Записки о жизни и сочинениях Н. А. Полевого. Часть I. СПб., 1860. С. 147.
Журнал братьев Полевых спорил с «Северной пчелой», «Сыном отечества», «Северным архивом», «Дамским журналом», «Галатеей» и почти всеми периодическими изданиями первой четверти XIX в. Полемизировал Полевой и с пушкинским кругом — «Литературной газетой», «Полярной звездой»…
«В ходе этой полемики сложилась литературная репутация Полевого. Его стали воспринимать как борца с литературными „авторитетами“ и — шире — со всякого рода аристократией. Такая репутация уже граничила с обвинениями в политическом вольнодумстве»
Гайдученя О. Л. Журналистская деятельность Н. А. Полевого в историко-литературном контексте 1820-х-1830-х гг. Автореферат дисс. канд. филол. н. М., 2010. С. 22.
Дискутировали об идеальном журнале, границах допустимого в критике, первенстве в печатании иллюстраций и многом другом. Одна из пушкинских эпиграмм — «Ex ungue leonem», — опубликованная в «Московском телеграфе», метила в «Благонамеренный», журнал Александра Измайлова. Кипели задетые самолюбия.
Исследователь наследия Николая Полевого О. Л. Гайдученя утверждает:
Больше всего Полевому досталось от самих Греча и Булгарина. В номерах 80 и 82 «Северной пчелы» за 1825 г. печатаются знаменитые «Письма бригадирши, или Горе от «Московского телеграфа», открывшие целую серию фельетонов, памфлетов, эпиграмм, в которых злобно высмеивались мелкие ошибки и промахи Полевого (автором их, по-видимому, был Булгарин).

Полевому вспоминают не только критические высказывания, но и купеческое происхождение, водочный завод в Курске, доставшийся в наследство от отца, называют его самого «общипанным заводчиком», а «Московский телеграф» сравнивают с «кубом» и «спиртом»
Гайдученя О. Л. «Московский телеграф» и журнальная полемика второй четверти XIX века // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2008. С. 76.
С 1829 по 1833 гг. Н. А. Полевой выпустил шесть томов важнейшего своего научного исследования — «Истории русского народа». Современникам сразу стало ясно, что «История» Полевого создается как противопоставление «Истории государства Российского» Карамзина.

Критика Карамзина привела к тому, что от Полевого отвернулись Петр Вяземский и Евгений Баратынский. Объявив Карамзина литератором, философом, историком «прошедшего века, прежнего, не нашего поколения», Полевой вызвал бурю в образованном обществе. Например, в журнале «Телескоп» по поводу «Истории русского народа» Михаилом Погодиным заявлялось:
История русского народа. Том третий. Замечания // Телескоп. 1831. Часть IV. № 15. 27 сентября. С. 362
«Автор не понимает главных вопросов истории, искажает события, нарушает порядок повествования, криво толкует о действующих лицах»
Погодин П. П., историк, коллекционер, журналист и публицист, издатель
Что же отвергал Полевой в карамзинской историографии? Главный упрек сводился к отсутствию философского осмысления русской истории, закономерностей ее развития и связи с мировым историческим процессом. Карамзин, по мысли Полевого, был больше летописцем, толкователем исторических фактов
Кондратьев Б. С. Три «жизни» Николая Полевого // Полевой Николай. Мечты и жизнь М., 1988. С. 9.
Современники восприняли критику Полевым труда Карамзина «как намерение занять место Карамзина или, скорее, отменить саму иерархию, произвести революцию если не в мире политическом, то в мире литературном».
Виссарион Белинский в 1830-х гг.
Жившие с Полевым в одну эпоху по-разному толковали причины журнальных битв, связанные с издательской деятельностью Полевого. Виссарион Белинский, ставивший Полевого в один ряд с Ломоносовым и Карамзиным, называвший его журналистом «по призванию, а не по случаю», считал, что истоками сражений были зарождающийся романтизм и мысль о необходимости умственного прогресса:
«Как взъелись на него за эту мысль ученые невежды, бесталанные литераторы, плохие журналисты, закосневшие в предрассудках старики! И как усилилась эта буря негодования и злобы умною, оригинальною, чуждою предрассудков критикою „Московского телеграфа”, высказывавшего свои мнения прямо, не смотревшего ни на какие авторитеты! И было из чего сердиться на этот журнал: нет возможности пересчитать все авторитеты, уничтоженные им!»
Белинский В. Г., литературный критик, теоретик, публицист
Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. IX. Статьи и рецензии. 1845–1846. М., 1955. С. 687–688.
Советские исследователи особый накал полемичности вокруг «Московского телеграфа» объясняли антидворянской сущностью журнала:
По мере того, как выяснялся антидворянский характер литературной деятельности Полевого, возмущение против него все более и более увеличивалось. Кроме нападок в многочисленных полемических статьях, он подвергся ожесточенному обстрелу в бесчисленных эпиграммах, водевильных куплетах и т. д. В огромном большинстве их Полевого кололи его купеческим происхождением
Евгеньев-Максимов В. Е., Березина В. Г. Н. А. Полевой. Очерк о жизни и деятельности. Курск, 1946. С. 28.
Про современных литературоведов говорить сложнее, разброс мнений у них впечатляющий.
«Но важно назвать лучшую (честно-честно) книгу про Полевого, Пушкина, Николая I, Уварова и вообще ту эпоху: Лурье С. А. „Изломанный аршин“. СПб., 2012 г. Во всяком случае, мне эта иронично-чудесная книга напоминает лабиринт загадок, в котором не всегда можно найти отгадки…»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Даже не слишком любивший Полевого А. В. Никитенко признавал:
Полевой как будто создан был для роли журнального реформатора <…>. «Московский телеграф» первый начал у нас выполнять, как должно, идею журнала, несмотря на свои недостатки и ошибки. Редактор тотчас поставил его в соприкосновение со всеми замечательными современными событиями и явлениями в образованном мире. От этого, разумеется, содержание его сделалось весьма разнообразным, в чем напрасно Полевого упрекали люди, готовые упрекать всякого за дело, не ими самими начатое. Русская публика, посредством «Московского телеграфа», почувствовала необходимость и пользу следить непрерывно за ходом того, что делается в ученой и литературной Европе
Никитенко А. В. Столетие России с 1745 до 1845 года, или Историческая картина достопамятных событий в России за сто лет. Н. Полевого. 1845−1846 года. Две части // Библиотека для чтения. 1846. Т. 76. № 5. Отд. V. Критика. С. 9−10.
НИКОЛАй ПОЛЕВОй после «Московского телеграфа»
Но необычность журнала не спасла ни его, ни издателя. После закрытия в 1834 г. по Высочайшему повелению «Московского телеграфа» для Полевого наступила эпоха отчаянной борьбы за существование. Он записывал в дневнике 1838 г.:
Полевой Н. А. Дневник (1838–1845) // Исторический вестник. 1888. № 3. С. 674.
«Сижу и соображаю всю нелепость бытия моего, всю странность моего образования, всю глупость моих обстоятельств и ложного моего положения в свете»
Полевой Н. А., писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк
Герцен сожалел:
А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 тт. Т. VIII. Былое и думы. Ч. 1. М., 1956. С. 164.
«Вы знаете, что с ним было потом, — он принялся за „Парашу Сибирячку”… Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед. Это я думал, глядя на Полевого»
Герцен А. И., публицист, писатель
Это понимал и сам Николай Полевой, признаваясь брату:
«Замолчать вовремя — дело великое. Мне надлежало замолчать в 1834 году. Вместо писанья для насущного хлеба и платежа долгов, лучше тогда заняться бы чем-нибудь, хоть торговать в мелочной лавочке. Но кто борец с своею судьбою похвалится, что не все выигранные им битвы были более подарки случая, а не расчета, а проигранные принадлежат ему лично?»
Полевой Н. А., писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк
Полевой К. А. Записки Ксенофонта Алексеевича Полевого. СПб., 1888. С. 571.
Кто такой Никодим Надоумко?
Так кто такой Никодим Надоумко? Если коротко, то экс-студент, критик с Патриарших прудов. Кстати, еще он Никодим Аристархович.

А еще он выходец из духовного сословия, который должен был носить фамилию Белоомутский (по месту службы предков), а в рязанской семинарии ставший Надеждиным. Семинарист, закончивший затем Московскую духовную академию, но в монахи не постригшийся. Профессор риторики и стилистики Рязанской семинарии, не угодивший начальству и отпущенный в светскую жизнь. Домашний учитель будущего известного славянофила Юрия Самарина. Многообещающий критик в «Вестнике Европы», первым заметивший зарождение русского реализма (хотя еще не назвавший его так).
«Вот здесь-то и появляется впервые тот псевдоним: Никодим Надоумко (я забыла объяснить, что это все-таки псевдоним), который постепенно становится хорошо знаком москвичам и читателям далеко за пределами Москвы»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Профессор Московского университета, который впервые ввел в преподавание логику и философию. Все это — о Николае Ивановиче Надеждине, издателе журнала «Телескоп» и прилагающейся к нему газеты «Молва» (1831−1836 гг.).
Николай Надеждин и «Телескоп»
Если длинно и толково, то о Николае Надеждине можно полюбопытствовать, например, здесь: «Николай Иванович Надеждин (1804−1856 гг.). Материалы к библиографии». Николая Надеждина можно благодарить за предчувствие реализма в русской литературе, за публикацию пушкинских памфлетов против Булгарина и за «путевку в жизнь» молодому Виссариону Белинскому.
Бирюкова М. А., Стрижев А. Н. Николай Иванович Надеждин (1804−1856 гг.). Материалы к библиографии // Литературоведческий журнал РАН ИНИОН. 2018. № 43.
Он считал, что классицизм и романтизм изжили себя и искусство будущего откажется от признания какой-нибудь одной из этих форм, оно соединит их вместе. В этом, по его мнению, будет заключаться самобытность русской литературы, т. е. Надеждин требовал от литературы естественности в изображении действительности
Немшилова З. Я. Н. И. Надеждин (1804−1856) // В дебрях Севера. Русские писатели XVIII–XIX вв.еков о земле Коми. Сыктывкар, 1983. С. 58.
Название журнала было взято из статьи Надеждина 1829 г., где при обсуждении Николая Полевого как издателя универсального журнала заявлялось о необходимости для журналиста особого зрения:
«Нет — не простой глаз, а вооруженный телескопом. Глаза мы имеем все: да далеко ли они видят!»
Надеждин Н. И., ученый, критик, философ и журналист, этнограф
Надеждин Н. И. Всем сестрам по серьгам (новая погудка на старый лад) // Вестник Европы. 1829. № 21. Ноябрь. Изящная словесность. С. 122.
«Телескоп» тоже был разнообразен: здесь вы можете прочесть и литературную полемику, и философские статьи, и статистические данные, европейские новости и происшествия в московской гимназии; встретите имена Бальзака и А. Дюма, В. Гюго и В. Скотта, А. Пушкина и М. Погодина, А. Шишкова и А. Полежаева… В журнале печаталось около 120 русских авторов и переводчиков; тираж доходил до 2 000 экз.
Полистайте подшивки «Телескопа»:
Полное описание содержания журнала подготовила Нина Ивановна Наволоцкая: Библиографическое описание журнала «Телескоп» (1831−1836). Указатель содержания. М., 1985.

Но известен журнал Надеждина, прежде всего, запредельно шумным скандалом, связанным с публикацией Первого философического письма Петра Чаадаева («Телескоп». 1836. № 15).

Сам Надеждин гораздо позже, перед самой смертью, отзывался об истории, кардинальным образом изменившей его жизнь, предельно завуалированно:

«Вскоре за тем произошел решительный переворот во всей моей судьбе, вследствие которого я должен был оставить Москву и провести около года на жительстве в Вологодской губернии»
Надеждин Н. И., ученый, критик, философ и журналист, этнограф
Надеждин Н. И. Автобиография (неоконченная) с дополнениями П. С. Савельева и со списком работ Надеждина // Русский вестник. 1856. Том II. № 1. Март. С. 65−66.
Но это было спустя долгих 20 лет. А сразу на пути в глухую ссылку Надеждин искренне изумляется результатом публикации письма Чаадаева:
«За что же такое ужасное наказание послал на меня Промысел? Признаюсь, часто адский хохот вырывается невольно из груди, когда подумаешь: я сослан как неблагомыслящий, как неблагонамеренный, как мятежная, опасная голова… Я?!»
Надеждин Н. И., ученый, критик, философ и журналист, этнограф
Ссылка обратила внимание профессора на краеведение, этнографию, историософию. Он создает первый труд «Народная поэзия у зырян», посвященный народу в далекой парме («тайге» по-зырянски):
В дебрях Севера. Русские писатели XVIII–XIX веков о земле Коми. Сыктывкар, 1983. С. 67.
«Изучая зырян, я с ними сблизился, подружился. Они составили для меня общество, все же более живое, а потому больше и оживительное, чем сообщество мертвых книг, в котором как раз сделаешься сам ходячею книгою»
Надеждин Н. И., ученый, критик, философ и журналист, этнограф
После завершения ссылки Надеждин продолжает заниматься журналистикой: выпускает «Одесский альманах», редактирует «Журнал министерства внутренних дел», первый «Этнографический сборник», и звонкая слава Никодима Надоумко заменилась степенной научной репутацией.
Узнайте больше о том, как Чаадаева обвинили в сумасшествии
1802 г.
1803 г.
1812 г.
1814 г.
1820 г.
1825 г.
1811 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1826 г. и продолжается до 1830 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1826 г.
и продолжается до 1830 г.
1826 г.
1830 г.
1837 г.
1840 г.
1855 г.
1813 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK