ГРОМКИЕ ЦЕНЗУРНЫЕ СКАНДАЛЫ XVIII ВЕКА

Самая известная цензурная история связана, конечно, с Николаем Ивановичем Новиковым. Но этим цензурные скандалы XVIII в. не ограничиваются.
Злополучное «Путешествие»
Вспомним Александра Николаевича Радищева. Одно из первых его выступлений в печати вызывает сомнения в его авторстве. Историки до сих пор не знают, кто написал «Отрывок путешествия в••• И•••Т•••»

Часть современников (например, сын Радищева) и исследователей считает, что рассказ про обездоленных крепостных крестьян написан Радищевым (как прообраз его будущей книги); часть уверена, что под инициалами И. Т. скрывался Издатель «Трутня», т. е. Н. И. Новиков. Подробнее о научной полемике вы можете почитать здесь.

А. Н. Радищев. Источник
Другой предтечей радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» можно назвать уже не только статью, но и целый журнал. «Беседующий гражданин» выходил один год (1789), выпускался Обществом друзей словесных наук, имел около 200 подписчиков. Официально издателем числился писатель
и переводчик М. И. Антоновский.
[Журнал] посвящен был разработке вопроса о принципах политической деятельности гражданина
и выяснению отношений гражданина к своим согражданам и государству. По своему идейному содержанию журнал очень близок к «Путешествию»; можно сказать, он подготавливал книгу Радищева.
Щеголев П. Е. Из истории журнальной деятельности А. Н. Радищева /1789 г./. СПб., 1908. С. 8−9
Статья Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества» стала манифестом журнала.

Впервые в XVIII в. печатно было заявлено, что настоящий патриот
не обязательно должен быть голубых кровей. Подлинный
сын Отечества не может быть ни вертопрахом, ни модником,
ни деспотом, ни богачом, отнимающим у бедных последнее. А вот совестливый, любящий ближнего, благонравный и благородный
человек называется Радищевым истинным патриотом (причем благородность связана с разумом и добродетелью, а вовсе
не с аристократическим происхождением).

Читать тяжелый и пафосный слог Радищева тяжело, но, если
вы пробьетесь сквозь цветастые обороты его красноречия, то увидите такую оду свободе и чувству собственного достоинства, какую сложно встретить даже сегодня.

«Беседующий гражданин»
Беседующий гражданин. 1789. Декабрь. Ч. III. С. 308−324
Наконец, самое известное произведение Радищева — книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Работал он над книгой около восьми лет, в 1788 г. «Путешествие» было закончено. Подготовка рукописи к печати
и публикация книги заняла еще полтора года. Очень важно понять, что радищевская книга была разрешена
к печати цензурой.
[На экземпляре], хранящемся в деле Тайной экспедиции, на листе 187 имеется подпись председателя Управы, петербургского обер-полицеймейстера: «Печатать дозволено. 22 июля 1789 года. Никита Рылеев»
Бабкин Д. С. Процесс А. Н. Радищева. М.; Л., 1952. С. 27
Другое дело, что г-н Рылеев книги не читал и допустил ее печатание, нарушив служебный долг, но за это ответственен должен быть цензор, а вовсе не автор. Александр Радищев пытался напечатать книгу в разных московских и петербургских типографиях, но после нескольких отказов (типографы явно боялись за свою будущность после выпуска книги подобного содержания) решил напечатать «Путешествие» сам. Это было возможно после указа Екатерины II о вольных (т. е. частных) типографиях 1783 г.
Типография была крохотной и помещалась в одной из комнат дома Радищева
на Грязной улице (ныне улица Марата) в Петербурге, где до сих пор висит мемориальная доска в память знаменитого владельца дома и его не менее знаменитого сочинения. К концу мая 1790 г. «Путешествие» было отпечатано тиражом около 650 экземпляров.

Радищев начал раздавать книги. Книготорговцу Зотову выдал 25 экземпляров, а несколько книг
отдал знакомым. Среди них мы встречаем имя бывшего однокурсника Радищева, учившегося вместе
с ним в Лейпциге, будущего министра внутренних дел и издателя газеты «Северная почта»
Осипа Петровича Козодавлева.
Радищев из подаренных экземпляров «Путешествия», которых «роздал очень мало, да и не имел намерения моего много отдавать», отдал «один экземпляр г. Козодавлеву, ему же один для г. Державина». В письме
к брату графу А. Р. Воронцову княгиня Дашкова писала в ноябре 1793 г.:
Архив князя Воронцова. Кн. V. М., 1872. С. 427
Соч. Державина с объяснит. примеч. Я. Грота. Т. 8. СПб., 1880. С. 695
Когда Козодавлева посадили в коммерцию, то Державин сказал при многих: „Вот какой я души человек, что я не сказал о Козодавлеве, что он участие
имел в сочинении Радищева"
Княгиня Дашкова Е. Р., переводчик-журналист, писатель, музыкант, педагог. Источник фото
Где-то через две-три недели о книге, где «царям грозят плахою», говорил уже весь Петербург. В конце июня власти начали разыскивать автора (книга была напечатана анонимно). Узнав об этом, начальник Радищева граф А. Р. Воронцов предупредил подчиненного о нависшей над ним угрозе и взял на хранение часть компрометирующих автора сочинений. За несколько часов до ареста Радищев с помощью слуг сжег оставшийся тираж во дворе дома, уничтожил и все рукописные черновики книги.

30 июня Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, где просидел более двух месяцев, закованный в цепи. Допрашивал Радищева печально известный кнутобоец С. И. Шешковский, от одного удара которого люди сходили с ума. Допросы шли по списку вопросов, составленному самой императрицей. Что хотели выяснить власти?

  • Он ли автор?
  • Зачем написал эту преступную книгу?
  • Кто сообщник?
  • Осознает ли свое преступление?
Подробнее вы можете узнать сами, прочтя Вопросные пункты коллежскому советнику и кавалеру Радищеву (С. 210−224).
24 июля Палата уголовного суда приговорила Радищева к казни. 8 августа Сенат утвердил приговор, дополнив жестокими деталями: отсечь голову на каторжных работах в Нерчинске. 4 сентября Екатерина II заменила смертную казнь Радищеву ссылкой на 10 лет в Сибирь. В цепях отправили больного Радищева
в ссылку. Только в Великом Новгороде по настоятельным просьбам графа Воронцова цепи были сняты.
История переиздания «Путешествия» не менее любопытна, но пора, пожалуй, остановиться. И это сочинение Радищева читать тяжело. Он намеренно утяжелял свой слог, отказываясь от современных ему языковых напластований. Но вам стоит самим прочитать тот текст, после которого, как считал крупный русский философ Н. А. Бердяев, «русская интеллигенция родилась»:
Когда Радищев в своем „Путешествии из Петербурга в Москву“ написал
слова: „Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала“, русская интеллигенция родилась. Радищев — самое замечательное явление в России XVIII века
Бердяев Н. А., русский религиозный и политический философ. Источник фото
И не забудьте заглянуть в главу „Торжок“, где коротко описана
история цензуры в Европе!
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Радищевское «Путешествие» живо до сих пор.

И вы можете в этом убедиться, если посмотрите хоть сколько-то из шести серий документального фильма Андрея Лошака 2014 г. «Путешествие
из Петербурга в Москву: особый путь».
«Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь». Серия 1
Цензура после смерти
Да-да, именно так и получилось с трагедией Якова Борисовича Княжнина «Вадим Новгородский» (1789). Пьеса, написанная на основе Никоновской летописи, рассказывала о мифическом Вадиме Храбром, восставшем в Новгороде
против правления Рюрика.

Была там и любовная линия (дочь Вадима Рамида любит Рюрика и любима им), но сюжетообразующей основой была мысль о непризнании тирании, которая доходит до отказа от самодержавия. Власть в вольном Новгороде во время отъезда Вадима из республиканской превратилась в монархическую. После безуспешной борьбы Вадим выбирает смерть.

Зачем Княжнин написал трагедию, которую нельзя было опубликовать?

Во-первых, творческие люди часто пишут в стол, т. е. создают такие тексты, которые по идеологическим
или каким-то другим причинам в их время напечатать невозможно.
Во-вторых, пьеса Княжнина была литературным ответом на сочинение Екатерины II «Историческое представление из жизни Рюрика» (1786). Царственный Вадим был вовсе не свободолюбив, он жаждал почестей и строил интриги против милостивого Рюрика. Княжнин предложил свою версию событий IX в.
Кстати, у Княжнина Рюрик тоже вполне неплохой человек, но неограниченная власть, как полагал драматург, губит все доброе. Но литературные споры в Екатерининскую эпоху велись довольно смело, и «Вадим» Княжнина мог быть поставлен в театре или напечатан, если бы не грянула Великая французская революция. Так уж вышло, что трагедию драматург закончил за несколько дней до социального взрыва в Париже.
Княжнин забрал рукопись из театра, куда уже успел отдать свое сочинение, понимая, что напоминание
о растоптанной русской вольнице вполне может показаться императрице намеком на штурм Бастилии. Что произошло дальше — никто в точности не знает.
Ходили слухи, что Княжнин под впечатлением от французских событий написал рукопись «Горе моему отечеству», которая попала в руки властей и была уничтожена. Более того, шептались, что Княжнина пытал Шешковский, от чего драматург вскоре и скончался. Что из этого правда — нам уже не узнать, но
Я. Б. Княжнин действительно ушел из жизни в январе 1791 г.
Через два года наследники Княжнина решили опубликовать его неизданные пьесы (может быть, в память об усопшем, а может, рассчитывая финансово поправить свои дела). «Вадим Новгородский» попал в типографию Академии наук, и все тот же О. П. Козодавлев, прочтя пьесу, дал положительный отзыв
для ее напечатания.

В июле 1793 г. текст был напечатан; чуть позже перепечатан в XXXIX томе сборника русских драматических пьес «Российский феатр». Обе публикации связаны с именем бывшей подруги Екатерины II — тоже Екатерины — княгини
Е. Р. Дашковой, президента Академии наук, под патронажем которой находились
и типография, и печатавшиеся там книги.

Тут разразился скандал. Императрица, которая довольно быстро узнала
о свободолюбивой пьесе, припомнила все: и якобинцев Франции, и совсем
недавно вышедшую книгу Радищева, и арест Новикова (1792 г.)… Дашкова была обвинена в таких грехах, которые ей и не снились. Но наказать автора, как-то уж очень вовремя успевшего скончаться, было не под силу даже российской Минерве.
Тогда Екатерина ополчилась на книгу
Правительствующий Сенат определил: книгу, где «даже есть изражения противу целости законной власти царей», «яко наполненную дерзкими и зловредными против законной самодержавной власти выражениями,
а потому в обществе Российской империи нетерпимую, сжечь в здешнем столичном городе публично».
Сенатский указ о сожжении книги «Вадим», трагедия Княжнина. 1793 г. // Русская старина. 1871. Т. IV. № 7. С. 91−92
Из «Российского феатра» страницы с напечатанным «Вадимом» выдирали. Трагедию повелели изымать
у купивших ее читателей, из библиотек и книжных магазинов. В архивах сохранились любопытные документы о расправе над сочинением усопшего драматурга. Вот, например, рапорт Вятской управы благочиния:
Во исполнение присланного Ея Императорского Величества из оного правления 25го числа под № 3 секретного указа в губернском городе Вятке торг имеющих книгами у купцов, чиновников, сограждан, при [церквах], у священноцерковнослужителей, в семинарии Вятской, в библиотеке, у учителей, учеников и у прочего звания духовного людей свидетельство Управою благочиния учинено; токмо книги, изданной в 793 м году под названием трагедия «Вадим», сочинения покойного надворного советника Якова Княжнина, яко наполненной дерзкими и зловредными против законной самодержавной власти выражениями, нигде не найдено, и о сем управа благочиния наместническому правлению доносит. Февраля 9 дня 1794 года
Лазарчук Л. М. К истории цензурного запрета трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (по материалам государственного архива Кировской области) // Чтения отдела русской литературы XVIII века. ИРЛИ (ПД). 2006. № 4. С. 94
Ябеда, да не тот
С ябедами, наверное, в младших классах школы сталкивались все. Но речь сейчас пойдет вовсе не про неприятного одноклассника, который спешил пожаловаться, что его толкнули.
ЯБЕДА
Это слово в далеком XVIII в. означало чиновника, служащего в суде. Постепенно
ябедой стали называть и судебное прошение, и затяжные способы ведения суда (крючкотворство), и клевету. Отсюда недалеко и до доноса, в котором сообщались
какие-то порочащие честь сведения
Поэтому смысл названия комедии Василия Васильевича Капниста «Ябеда» (первая публикация в 1798 г.) относится именно к суду
и работе подьячих (иронично их называли еще «крапивным семенем» — много, мелко и больно кусаются). Острая, злободневная пьеса о взятках в суде и торжестве (до поры до времени) виновных стоит в одном ряду
с «Недорослем» Д. И. Фонвизина, «Горем от ума» А. С. Грибоедова
и «Ревизором» Н. В. Гоголя.

Василий Капнист входил в литературный кружок Н. А. Львова, который оказал определенное влияние на творчество Г. Р. Державина, но:

В. В. Капнист. Источник
В русской литературе за Капнистом сохранилась слава творца «Ябеды». Именно это
произведение раз и навсегда определило его значение как борца с отрицательными
сторонами русской жизни XVIII и начала XIX веков
Берков П. Н. В. В. Капнист как явление русской культуры XVIII века // XVIII век. Сборник 4. М.; Л., 1959. С. 258
Представления «Ябеды» прошли в театре четыре раза. Часть публики до слез восторгалась правдивыми образами судьи Криворучко и прокурора Хватайко; но были и именитые сановники, весьма недовольные сюжетом. Посыпались доносы. Однако автор успел не только показать пьесу в театре, но и отдал право публикации комедии актеру А. М. Крутицкому. Актер напечатал пьесу тиражом
1 200 экземпляров.
Дальше история разворачивалась стремительно. Говорят, за один день Павел I, поверив доносам, приказал снять пьесу с репертуара и арестовать печатный тираж, автора же — отправить в ссылку.
Днем император приказал показать эту пьесу в Эрмитажном театре (зрителей было двое — император и сын Александр). Давясь от смеха, в середине представления Павел приказал вернуть из ссылки опального Капниста
и подписал указ о даровании ему чина статского советника. Вечером
император уже жал руку растерявшемуся автору…

Об этом случае есть прекрасное стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства (История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)», переложенное на музыку. Прочесть полностью или послушать можно здесь:

Павел I. Источник
<…> И не успел двух раз моргнуть наш, прямо скажем, Вася,
Как был в овчину облачен и в сани водворен.
Трясли ухабы, тряс мороз, а сам-то как он трясся,
В то время как уж третий акт давали пред царем.
Бледнел курносый иль краснел — впотьмах не видно было.
Фельдъегерь: «Есть!», — и на коня, и у Торжка нагнал:
«Дабы сугубо наказать презренного зоила,
В железо руки заковать, дабы хулы не клал! <…>
Мы собрали основную информацию по журналистике 18 века в одну таблицу. Посмотрите ее, если что-то забыли
ТЕСТ
Цензура — сложное понятие, но вы уже прослушали лекции про нее и наверняка поняли, что к чему. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему?
Конечно, ведь без этого не получить ключ
Что такое государственная цензура?
Это цензура, но не государственная. Это система родительского контроля
Вы правы, но не совсем. Это цензура духовная, а в вопросе говорится про цензуру государственную
Конечно! Вы абсолютно правы
Верно, но не полностью. Государственная цензура контролирует не только такие тексты
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что является синонимом свободы слова?
В какой-то мере вы правы. Полная, абсолютная свобода слова невозможна. Но все-таки в мире есть синоним свободы слова, пусть и относительной
Увы! Правильный ответ не найден. Карательная цензура, наоборот, позволяет автору нести ответственность за свои слова самостоятельно. Значит, она как раз и обеспечивает свободу слова
Да, так и есть. Без предварительной цензуры автор может сам решить (а не переложить это решение на плечи правительства), что можно и что нельзя публиковать. Вы молодец!
То есть говори и пиши, что хочешь, без оглядки на законы? Вам подошла бы роль Робинзона Крузо. А в обществе это невозможно, поэтому ваш ответ неверный, к сожалению
Дальше
Проверить
Узнать результат
Цензура всегда означает какие-то плохие действия, ограничивающие свободу человека?
Конечно, когда система государственного контроля прибегает к перегибам, это ужасно, тут вы правы. А если необходимо ограничить, например, тексты с рецептами ядов в открытом доступе? Видите теперь, что ваш ответ не совсем верен?
Бывает и так, что действия цензуры спасают человеческие жизни. И тогда ваш ответ верен. Но ведь часто бывает и совсем иначе? Видеть в цензуре только добро не стоит, как и выбирать этот неверный ответ
Действительно, многие и мировые, и российские законы говорят о запрете цензуры. Но (по секрету!) говорят они о запрете предварительной цензуры, а не всей. Поэтому вы не совсем правы
Аплодисменты, потому что вы абсолютно правы! Разумная цензура необходима, т. к. некоторые люди действительно готовы безгранично разбалтывать даже те тайны, которые недопустимо разглашать. И тут вступают цензурные противовесы. Главное — это соблюдение разумного равновесия между свободой слова и нарушением государственных и личных тайн
Дальше
Проверить
Узнать результат
Когда в России появилась светская цензура?
Похоже, вы проспали все лекции. Вернитесь к лонгриду № 7 и узнайте тайну, до сих пор скрытую от вас
Браво! Вы совершенно правы. Это там, если помните, он на полях корректурных листов писал: «Сей статьи меж скобок в народ не пущать»… А что это такое? Конечно, цензура
Не совсем. Это, конечно, пример светской цензуры, но появилась она все-таки раньше
Ха, тут-то вы и попались. При Петре Великом не было «Санкт-Петербургских ведомостей». Такая газета появилась уже после его смерти, в 1727 г. на немецком языке, а в 1728 г. — на немецком и русском. Это был вопрос на внимание, а не на знание фактов про цензуру
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какая дата считается днем рождения государственной цензуры России?
Ой-ой-ой… Кажется, вы спутали все года и всех императриц… Елизаветы Петровны к тому времени нет на свете уже 34 года! А она у вас еще указы подписывает?
Не хотим вас расстраивать, но такого указа не существовало. Хотя, наверное, он бы пригодился, и наездники XVIII в. скакали бы тише…
Признайтесь, вы все на свете знаете про цензуру? Потому что и здесь вы полностью правы. Да, в этот день был учрежден в России государственный надзор за печатным словом!
Можете не праздновать, конечно, но историческую дату зачем обижать незнанием?
Дальше
Проверить
Узнать результат
В чем смысл сегодня, в XXI в., знать историю цензурных скандалов далекого XVIII в.
То ли лекции Лекториума вам помогают, то ли вы сами так глубоко чувствуете полезность исторических знаний… Вы совершенно правы!
Да ну? Какие репрессии в эпоху Петра Первого (1672−1725) против Н. И. Новикова (1744−1818), А. Н. Радищева (1749−1802), Я. Б. Княжнина (1740−1791)?

Нам жаль, что вы спутали все эпохи…
Похоже, что вы знаете больше наших лекторов, потому что в Лекториуме не слышали о цензурных репрессиях против этих лиц. Поделитесь секретом, откуда взяли информацию?
С философски настроенными ответами трудно спорить. Но все-таки вы не совсем правы, потому что знание прошлого часто помогает не только понять прошедшее, но и хоть немного предупредить печальное настоящее…
Дальше
Проверить
Узнать результат
Не расстраивайтесь! Можно заново пролистать статью и попробовать пройти тест еще раз. Это стоит того — впереди вас ждет ключ!
Пройти еще раз
Очень неплохо! Посмотрите еще раз статьи про цензуру в 18 веке. Не сдавайтесь, впереди вас ждет последний ключ, с помощью которого, вы сможете получить сертификат!
Пройти еще раз
Потрясающе! Держите последний ключ и переходите по ссылке
Пройти еще раз
1702 г.
1759 г.
1769 г.
1789 г.
1791 г.
1796 г.
1826 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK