Андрей Александрович Краевский в портретах, фотографиях и карикатурах

Совсем другим представителем западничества был Андрей Александрович Краевский, один из старейших русских издателей. Проще всего сказать, что им не двигали идеи, в отличие от Константина Кавелина или Александра Градовского, но это будет не совсем корректно. Во-первых, те были публицистами и людьми науки, а не издателями. Во-вторых, западничество Краевского выражалось в характере издаваемых им журналов, а не в его публичных выступлениях. Поэтому не будем сравнивать совсем разных людей, а просто взглянем на другой тип западника и либерала, который предоставила нам история русской журналистики.
«Начав путь в журналистике техническим секретарем пушкинского „Современника”, редактором „Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду”, „Литературной газеты”, „Русского инвалида” и „Санкт-Петербургских ведомостей”, Краевский был издателем знаменитых „Отечественных записок” и „Голоса”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Заслуги его разные: например, в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду”» «благодаря Краевскому на фоне общего молчания русской прессы прозвучал единственный опубликованный (а ныне хрестоматийный) некролог на смерть Пушкина „Солнце русской поэзии закатилось!”. В дальнейшем Краевский станет единственным прижизненным публикатором „дозволенного” и одним из распространителей „недозволенного” Лермонтова».
Олейников Д. Андрей Александрович Краевский: «Нужно знать, что думает Россия о своих общественных интересах…» // Российский либерализм: идеи и люди / под общей редакцией А. А. Кара-Мурзы. М., 2007. С. 132.
Андрей Краевский, подводя итог журналистской деятельности, писал:
«Внутренняя же моя биография заключается в тех миллионах листах, которые я написал или проредактировал и издал в течение своей пятидесятилетней литературной деятельности»
Краевский А. А., русский издатель, редактор, журналист, педагог
Как считают современные историки журналистики, Краевский «представлял собой новый тип издателя и редактора. В ведении его журнальных дел отразились черты профессионализации литературного труда, капитализации журнального производства».
Громова Л. П. Штрихи к портрету А. А. Краевского — издателя и редактора // Вестник СПбГУ. 1994. Сер.2. Вып.3 (№ 16). С. 65.
Английский „Athenalum” видел заслугу Краевского в том, что «он ввел русскую печать в сферу европейских органов публичности»; швейцарская „Bibliotheque universelle” называла его «руководителем общественного мнения в течение полстолетия»; русские «Биржевые ведомости» отмечали: «Под его руководством зародилась у нас политическая печать, им создано в нашей печати <…> политическое направление».
Зотов В. Нестор русской журналистики // Исторический вестник. 1889. № 11. С.367; Биржевые ведомости. 1884. № 21. 29 янв. С. 1.
В то же время среди главных качеств Краевского современники выделяли «склонность к эксплуатации литературных сил» и умение делать деньги: «Он у нас первый явился настоящим журнальным антрепренером», — заявлял В. П. Буренин.
Буренин В. Критические очерки // Новое время. 1889. № 4838. 18 августа. С. 2.
Хотя иногда коммерческий подход издателя выставлялся в несколько преувеличенном виде: так, К. П. Победоносцев считал его «продажным проповедником чего угодно» и уверял Александра III, что в «Голосе» «все купить можно».
Письма К. П. Победоносцева к Александру III. М., 1925. Т. 1. С. 256.
Как выглядел Краевский?
Как выглядел Краевский? Разобраться в этом мне помогала Ольга Александровна Замаренова, хранитель фондов Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова. Известны два портрета издателя в молодости.
К. А. Горбунов. Портрет А. Краевского. 1841 г.
К. Ф. Турчанинов. Портрет А. Краевского. 1845 г.
Портрет (холст, масло) кисти портретиста и реставратора К. Ф. Турчанинова (1845 г.) находится в экспозиции Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова в Петербурге, принадлежит Всероссийскому музею А. С. Пушкина. Благополучный молодой человек, сидящий в кресле и раскуривающий сигару, в это время имел уже за плечами опыт помощника редактора в «Журнале Министерства народного просвещения», секретаря в «Современнике», редактора в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду”», «Литературной газете», издателя в «Отечественных записках».
Второй портрет косвенно связан с первым. На портрете Турчанинова, помимо Краевского, в обстановке комнаты изображен небольшой акварельный потрет М. Ю. Лермонтова, написанный крепостным художником К. А. Горбуновым в 1841 г. по заказу самого Краевского.
Горбунов часто писал русских литераторов, в 1840–1850-х гг. он создал портреты В. Г. Белинского, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Можно предположить (по технике исполнения, по известному знакомству Горбунова с Краевским и пр.), что и второй портрет Краевского в молодости принадлежит К. А. Горбунову, и время написания — те же сороковые годы XIX в.
В «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева встречаем такое описание помощника редактора «Журнала министерства народного просвещения»:
«Я встречал чиновника небольшого роста, с очень серьезной и значительной физиономией, с густыми черными волосами, тщательно причесанными, как тогда носили, a la moujik, и с большими темно-серыми глазами, имевшими строгое и резкое выражение»
Панаев И. И., русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист
Панаев И. И. Литературные воспоминания. М., 1988. С. 83.
О запоминающихся глазах Краевского было написано и в некрологе А. К. Шеллера: «А. А. Краевский был невысок ростом, коренаст, носил большие характерные усы, отличался проницательными черными глазами, которые оставались до старости зоркими и очень красивыми»
Михайлов А. / Шеллер А. К. / А. А. Краевский // Сын отечества. 1889. № 213. 10 августа. С. 2.
Часты были упоминания о манере поведения Краевского:
Он был довольно хорошо образован, всегда умел держать себя, деятелен и чрезвычайно подвижен
Среди газет и журналов // Новое время. 1888. 2 октября. № 4524. С. 3.
Внешний облик Краевского позже описан и в желчном памфлете Ивана Панаева, где издатель выведен как Петр Васильевич:
«Выражение лица его было постоянно глубокомысленное, а густые брови несколько надвигались на большие глаза, в которых, казалось, так и сверкал ум. <…> Он говорил отрывисто и резко, задумывался, покачивал строго головою, нередко мычал, словом, имел что-то внушающее»
Панаев И. И., русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист
Новый поэт / Панаев И. И. / Очерк петербургского литературного промышленника // Современник. 1857. Т. 66. С. 258–259.
Ф. М. Достоевский изобразил Краевского в эпилоге романа «Униженные и оскорбленные» под именем журналиста Александра Петровича. Там есть и «мягкий, милый басок», и «приятная улыбка», и повтор чужих мнений как своих, и т. д.
Описывали Краевского и в сатирах. Например, В. П. Буренин дал такое описание:
«Кабинет редактора „Глотки”. Вечер. Посередине комнаты — огромный стол, покрытый зеленым сукном и заваленный русскими и иностранными газетами. Редактор сидит в широких креслах, подняв голову и играя серебристыми кудрями; перед ним корректура „Глотки”»
Буренин В. П., русский театральный и литературный критик, публицист, поэт-сатирик, драматург
Церибринов Х. / Буренин В. П. / В редакции «Глотки» // Будильник. 1865. №  32. 4 мая. С. 125.
Другой пример — эпиграмма А. И. Кронеберга «К портрету Краевского», написанная во второй половине 1840-х гг. В эпиграмме встречаются определения «с виду важен как писака», «Наш Андрей как пьявка гладок» и довольно жесткие строки, например:
Осторожен, как татарин,
И расчетлив, как купец,
Либерал, как русский барин,
И как барин — весь подлец
Виноградов В. В. Достоевский и А. А. Краевский // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 20−21.
«Упреки в подлости не совсем необоснованны. В 1839 г. после смерти издателя „Отечественных записок” П. П. Свиньина арендовавший журнал Краевский был утвержден издателем. По договору, заключенному между Свиньиным и Краевским, последний обязывался пять лет выплачивать издателю по 5 000 руб. Вдова Свиньина после долгих унижений получила от Краевского за два года 8 000 руб. — и то с оговоркой возврата денег. Напрасно обращалась она в Третейский суд и цензурный комитет, добиваясь восстановления наследственных прав»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Позже, конечно, Краевский выглядел так, что никто и не мог вспомнить грехов его молодости. Поздний словесный портрет Краевского 1880 г. описывает его так:
Каждый из них олицетворяет свою газету. «Голос» спокоен, вычищен, опрятен, куда ветер, туда и он. Андрей Александрович тоже спокоен, вылощен, опрятен, куда ветер, туда и он. «Голос» всегда недоговаривает. Андрей Александрович в Думе даже совсем не говорит. «Голос» аккуратно каждый день выходит, и Андрей Александрович аккуратно посещает заседания Думы
Портреты гласных Санкт-Петербургской Городской думы сессии 1877−1880 годов. СПб., 1880. С. 141.
Одно из последних описаний внешности Краевского, приведенное уже в некрологе, перекликается с предыдущим: «Многие последние годы подряд думские репортеры, да и сами гласные, разумеется, каждую среду и пятницу, за редкими исключениями, могли видеть на первой скамейке думского николаевского зала маленького плотного и белого, как лунь, старика, с головою несколько ушедшею в плечи, но всегда тщательно причесанного; в сюртуке, аккуратно застегнутом на все пуговицы <…>. Старик всегда сидел молча, редко-редко решаясь произнести несколько слов. <…> Кроме думского зала, его в последние годы можно было встречать разве катающимся в одноконной коляске, до которой доводили его под руку из подъезда известного дома Краевского, на углу Литейной и Бассейной».
Ego / Гермониус А. К. / Ежедневная беседа // Петербургская газета. 1889. № 217. 10 августа. С. 1−2.
Сам Краевский так вскользь отзывался о собственной иконографии в 1882 г.:
«Что касается моей биографии, так сказать, внешней, то она напечатана во многих русских и иностранных словарях, равно как и в иллюстрированных изданиях, даже с портретами»
Краевский А. А., русский издатель, редактор, журналист, педагог
Краевский в фотографии и литографии
Краевского фотографировали знаменитые русские фотографы: К. А. Шапиро, А. И. Деньер, С. В. Левицкий и др. Известны и даты отдельных снимков: например, 27 марта 1860 г. учредители Литературного фонда сфотографировались в мастерской Кучаева. А. В. Никитенко вспоминал:
Фотография Шапиро использована для рисунка П. Бореля в некрологе Краевского для «Всемирной иллюстрации».
Деньер А. И. Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России. СПб., 1865. Тетрадь № 7. Июль. Л. 10.
Фотография Левицкого использована гравером Шублером в некрологе Краевского для «Исторического вестника».
Краевский, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и др.
В час собрание Общества для пособия литераторам. Прочитан был отчет, выбрано несколько новых членов, а потом мы, то есть члены комитета, пошли к фотографу Кучаеву, который просил у нас позволения снять с нас портреты в группе. Я противился этому. Мне вообще не нравится какое бы то ни было добывание популярности, показывание себя, что составляет одну из болезней нашего времени. Но на этот раз я не мог без обиды товарищам уклониться, как я уже не раз уклонялся в подобных случаях, от изображения меня между академиками, между литераторами, чтобы портрет мой не торчал в окнах магазинов
Никитенко А. В. Дневник. Т. II. М., 2004. С. 170.
По фотографиям делались затем рисунки. Например, крайне неудачным стоит признать рисунок Ф. Утгофа и гравюру П. Р. Утгофа по неизвестной фотографии Краевского в «Иллюстрированной газете». Более поздний портрет Краевского сделан петербургским фотографом и издателем журнала «Светопись» Г. Н. Оже в 1858 г. в серии двенадцати портретов русских литераторов.

Утгоф Ф. Портрет А. А. Краевского, Иллюстрированная газета. 1872. № 23. 15 июня. С. 353
Иллюстрированная газета. 1872. №  23. 15 июня. С. 353.
Н. А. Некрасова, И. И. Панаева и др.
Краевского часто изображали на литографиях. Литографировал Краевского и В. Ф. Тимм. В его «Русском художественном листке» в четвертом выпуске «Русских писателей» 1859 г. Краевский помещен рядом с П. И. Мельниковым-Печерским, Я. П. Полонским, И. А. Гончаровым и др. К литографии прилагалась и биография Краевского.
Тимм В. Ф. Русский художественный листок. 1859. Рисунок к № 14. 10 мая. Лист четвертый.
С. 38−39.
Тимм В. Ф. Русский художественный листок. 1859
Через несколько лет А. Э. Мюнстер выпустил «Портретную галерею русских деятелей» (литографии П. Ф. Бореля). Биография простирается несколько дальше приведенной Тиммом. Мюнстер еще до выпуска «Портретной галереи» издавал несброшюрованные литографии; в фондах Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова в Петербурге хранится, помимо самого альбома, и отдельный лист с изображением Краевского. Таким образом, Мюнстер издал литографию Краевского на основе фотографии Левицкого 1857 г. отдельным листом (использована при выпуске альбома выставки в память Белинского), и литографию на основе фотографии Деньера 1869 г. (вошла в «Портретную галерею»). Обе литографии сделаны по рисунку Бореля.

Мюнстер А., портрет Краевского А. А., Портретная галерея русских деятелей. Том второй. Тетрадь I. СПб., 1869. С. 52
Мюнстер А. Портретная галерея русских деятелей. Том второй. Тетрадь I. СПб., 1869. С. 52.
С. 290−291
Альбом выставки, устроенной Обществом любителей российской словесности в память В. Г. Белинского. М., 1898. С. 34.
«Но если портреты, литографии и фотографии крупного русского издателя все же используются в качестве иллюстраций в исследованиях по истории журналистики второй половины XIX в., то совсем неисследованной частью иконографии Андрея Александровича остались прижизненные карикатуры на него»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Краевский в карикатуре
Одной из первых карикатур на него был рисунок Н. А. Степанова 1848 г., изображавший Краевского, с глубокомысленным видом отвергавшего статью сотрудника. Карикатуры на Краевского, встреченные в периодических изданиях, относятся прежде всего к 1861 г.
Журналист и сотрудник // Иллюстрированный альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым. СПб., 1848. Л. 5.
В мае «Сын отечества» высмеивает фальсификацию иностранных сообщений: Краевский, сидя за столом, велит помощнику: «Соберите-ка с полу старые иностранные газеты да отнесите их к нашему корреспонденту во Франции и Японии — приказали, мол, Вам приготовить к субботнему номеру два письма: из Парижа и Эддо». Конечно, речь идет о подготовке номера «Санкт-Петербургских ведомостей», которые Краевский редактировал в 1852–1862 гг. На карикатуре выделяются усы и большие глаза издателя (легко узнаваемые черты, с помощью которых и последующие карикатуристы будут придавать портретное сходство с оригиналом).
Сын Отечества. 1861. № 20. 14 мая. С. 624.
Сын отечества. 1861. № 20. 14 мая. С. 624
Степанов Н. А. Журналист и сотрудник. Иллюстрированный альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым. СПб., 1848. Л. 5
Тут же видны край стола, книжный шкаф, стоящий бюст — как не вспомнить панаевское описание кабинета Краевского:
«Он заказал себе огромный стол, целое здание необыкновенного устройства с закоулками, башенками, полками, ящичками, и на верхней полке поставил бюст какого-то немецкого философа»
Панаев И. И., русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист
Новый поэт / Панаев И. И. / Очерк петербургского литературного промышленника // Современник. 1857. Т. 66. С. 261.
В ноябре 1861 г. «Сын отечества» поместил карикатуру на Краевского, вызвавшую бурю в цензуре. Об этом подробно рассказал цензор А. В. Никитенко, автор знаменитого дневника:
Сын Отечества. 1861. № 45. 5 ноября. С. 1364.
В десять часов утра экстренное заседание в Главном управлении цензуры. В «Сыне отечества» появился листок, сверху которого крупными буквами начертано: «Картина: русские крестьяне благодарят государя за освобождение от крепостной зависимости, поступила в продажу и пр.». Эта картина была на выставке, и в объявлении о ней нет ничего странного. Но под ним на том же самом листе напечатана карикатура, в которой представлен Краевский и издатель «Сына отечества» со множеством собак и собачонок. Под карикатурой подпись: «Собачья депутация изъявляет благодарность своему защитнику ввиду своего преследователя». Дело в том, что в «Санкт-Петербургских ведомостях», издаваемых под редакцией Краевского, не раз были печатаемы статьи против множества собак в городе и предлагались намордники, а «Сын отечества» смеялся над этим. Но сближение двух фактов — благодарность крестьян и благодарность собак — вышло как нельзя более неуместным. Об этом уже распространились толки в городе
Никитенко А. В. Дневник. Т. II. М., 2004. С. 311–312.
Всплеск карикатур на Краевского приходится на 1863 г. — время создания им большой общественно-политической газеты «Голос», уверенно вышедшей на лидерские позиции в газетном мире России 1860–1870-х гг.
Секрет успеха газеты и издателя во многом основывался на том, что «безличный, многословный, важничающий и усердствующий „Голос” есть точный снимок с нынешнего среднего, преимущественно чиновничьего, русского общества».
S. Типы современных газет. «Голос» // Слово. 1879. № 9. С. 182.
В карикатурах подчеркивался хищнический характер современных издателей, в том числе и Краевского. К таким карикатурам относится приложение к сатирическому журналу М. Розенгейма «Заноза» «Бой из-за подписчиков».
Сын Отечества. 1861. № 20. 14 мая. С. 624.
Иевлев Н. В. Бой из-за подписчиков. Заноза. 1863. № 47. 8 декабря
На рисунке Николая Иевлева и литографии А. Траншеля предстает перед читателем «журнала философского, политического, экономического, социального, ученого, литературного и всяких российских художеств и безобразий» (таков подзаголовок «Занозы») средневековая арена. Рыцари в латах безжалостно бьются друг с другом. У кого в руках стяги с надписью «Русский инвалид», «Северная пчела», у кого конь грызет узду с пояснением «Современник»; публика же любуется на побоище. Андрей Александрович Краевский со знаменем «Голоса» вступил в неравный бой с «Московскими ведомостями» М. Н. Каткова и «Днем» И. С. Аксакова.
Идентичное по смыслу приложение «Промышленно-литературное акробатство по случаю наступающего 1865 года» «Заноза» дала и на следующий год.
Сын Отечества. 1861. № 20. 14 мая. С. 624.
Жуковский Р. К. Промышленно-литературное акробатство по случаю наступления 1865 года. Заноза. 1864. 22 ноября
В центре карикатуры Р. Жуковского — ноябрь и декабрь (месяцы, когда шел основной поток поступления подписных сумм). Значимые для издателей месяцы держат бумажный круг, через который, как в цирке, должны прыгнуть желающие получить висящие за ним аппетитные мешочки с надписью «Деньги подписчиков». Мы видим в полете Н. А. Некрасова, с лирой за спиной приближающегося к заветному кругу. Андрей Александрович уже победоносно закончил прыжок, валяясь на полу и в восторге сжимая пухлый мешочек.
Надо сказать, что тема денег в разговорах о Краевском всегда была доминирующей. В. П. Буренин, например, считал:
«Он первый из русских журналистов был журналистом, который сам ничего не писал и только загребал жар чужими руками, <…> он у нас первый явился настоящим журнальным антрепренером, Колумбом российской журнальной антрепризы. <…> Краевский именно установил такое фабричное, торговое направление в журналистике, он был журналистом-фабрикантом, журналистом-торговцем»
Буренин В. П., русский театральный и литературный критик, публицист, поэт-сатирик, драматург
Буренин В. Критические очерки // Новое время. 1889. № 4838. 18 августа. С. 2.
К тематическому разделу «деньги» относятся, например, карикатуры «Будильника» 1870 г. «Редакторские ножницы, выкраивающие каменные дома», где изображены огромные ножницы, режущие полосу «Голоса» и «Маляра» 1875 г. «Колоссальная статуя, изготовленная на выставку в Филадельфию одним из наших знаменитых скульпторов», где Краевский возлежит на крыше собственного дома на углу ул. Бассейной и Литейной, украшенного вывесками «Редакция „Голоса”» и «Редакция „Отечественных записок”».
Сын Отечества. 1861. № 20. 14 мая. С. 624.
Маляр. 1875. № 43. 9 ноября. С. 2.
Современный адрес музея Некрасова — Литейный пр., 36.
Следующая постоянно поднимаемая карикатуристами тема — политическое направление «Голоса» и взгляды его издателя. Хрестоматийное приложение к «Занозе» «Концерт в C-дурном тоне» весьма неприглядно рисует редакторов и издателей, увлеченно музицирующих под дирижерские распоряжения председателя Петербургского цензурного комитета В. А. Цеэ и задающего камертоном нужную тональность министра внутренних дел гр. П. А. Валуева.
Заноза. 1863. Приложение к № 9. 3 марта.
Борель П. Ф. Концерт в С-дурном тоне. Заноза. 1863. Приложение к № 9
Россия в верхнем правом углу в ужасе зажимает уши; особняком, не участвуя в этой вакханалии, в верхнем левом углу висит массивный колокол — аллюзия на «Колокол» А. И. Герцена. И опять, как и в предыдущих и последующих карикатурах «Занозы», место Краевского — в центре, рядом с Некрасовым. Издатель в сюртуке с бархатным воротничком (именно в таком Краевский запечатлен на литографии Тимма) старательно поет по указке цензуры, а чтобы читатель не ошибся, на нотах его указано «Голос».
Перекликается с этой карикатурой гравированный рисунок П. Куренкова в «Искре» «Прием журналов в рекруты». Центральная фигура — Некрасов. Он и его «Современник» не подходит, по словам М. Н. Каткова, в рекруты, «целой головой выше мерки». Зато остальные новобранцы приняты, и в вытянувшемся ряду мы узнаем Краевского, обернутого, для большей ясности, листом «Голоса».

П. Куренков. Прием журналов в рекруты. Искра. 1863. № 30. 9 августа. С. 402
Искра. 1863. № 30. 9 августа. С. 402.
Содержание «Голоса» не раз высмеивал художественно-карикатурный журнал «Маляр» А. Волковой и С. Любовникова. Так, читатель в преддверии Русско-турецкой войны с изумлением видел турка, падающего в ноги подбоченившемуся Краевскому: «Спасибо, отец мой родной, что хоть ты один в мою защиту свой голос подаешь, а от собак защищаешь».

Спасибо, отец мой родной. Маляр. 1876. № 17. 9 мая. Обложка
Маляр. 1876. № 17. 9 мая. Обложка.
Карикатура объясняется тем, что «Голос» постоянно доказывал ненужность вмешательства России в Сербско-турецкую войну. Биограф Краевского В. Р. Зотов писал: «Когда большинство русского общества начало увлекаться восстаниями славян на Балканском полуострове, требуя деятельного вмешательства России и в стычки герцеговинцев с турками, и в Сербскую войну, „Голос“ один был против войны, как будто предвидя, что она принесет нам вместе с военною славою страшные потери, экономическое расстройство и дипломатическое поражение».
Зотов В. Нестор русской журналистики // Исторический вестник. 1889. Т. XXXVIII. С. 366.
Когда Россия вступила в войну, журнал «Маляр» занес Краевского в «список лиц, пожертвовавших в пользу братьев-славян»: Краевский, рыдая, отправляет на фронт военным корреспондентом Г. К. Градовского, в надежде на 600 тысяч рублей годовой подписки. Встречались карикатуры, изображавшие газетного патриарха, радовавшегося войне Сербии и Турции, ведь на тысячу экземпляров вырастет розничная продажа; Краевского в наряде турка, которого нежно поддерживали черти; турков, стучавшихся в дверь редакции «Голоса» с письмом кунаку.
Маляр. 1876. № 29. 1 августа. Обложка.
Маляр. 1876. № 27. 18 июля. С. 2; Маляр. 1876. № 39. 10 октября. С. 1; Маляр. 1876. № 42. 31 октября. С. 1.
Бесконечность вариаций российской журналистики на международные темы подсказали Н. Степанову сюжет «Рынка политических газет», отгравированного по его рисунку П. Куренковым. На базарной площади на бочке с голландской селедкой, опираясь на ящик с итальянскими макаронами, восседает старуха в фартуке, с платком, но профиль легко узнать даже нам. Старуха-Краевский назойливо предлагает покупателю «На шлезвиг-голшинского вопросца, — на!», на что прохожий, зажимая нос, отказывает «красавице» — «больно не свежо».

Степанов Н. А. Рынок политических газет. Будильник. 1865. № 74. 28 сентября. С. 294
Будильник. 1865. № 74. 28 сентября. С. 294.
Самомнение Краевского, многократно описанное в мемуарах, высмеяно Н. Степановым в «Будильнике», когда Краевский, облачившись в тогу — полосы «Голоса», выговаривает портрету народного героя Италии Гарибальди за то, что он позорит «меня и Европу». Через несколько лет «Будильник» возвращается к этой теме, дав подборку карикатур (редактор выясняет, где же ему телеграммы из Парижа; толпа московских поклонниц осаждает редакцию).
Будильник. 1865. № 74. 28 сентября. С. 294.
Будильник. 1870. № 36. 18 сентября. С. 270.
Андрея Александровича часто упрекали в кардинальной смене позиций, обусловленной личной выгодой. Целый ряд карикатур посвящен флюгерству Краевского. Это «Гимнастические упражнения современной журналистики» в «Искре», где Краевский кадит и нашим, и вашим. Это «Теперь, господа, смотрите внимательнее» в «Будильнике», где издатель в виде кафешантанной дивы отплясывает канкан в передовых, ибо почуял, что «все общество тянет к канкану и вообще к каскадному настроению». Отплясывает Краевский (уже без декольте) и в «Маляре» (рис. С. Любовникова), припевая: «И голос мой стал сладок и приятен».
Рис. Н. Степанова, гравер П. Куренков.
Искра. 1863. № 28. 27 июля. С. 379.
Рисовал на камне А. Н. Шурыги.
Будильник. 1871. № 23. 18 июня. С. 181.
Маляр. 1872. №  27. 16 июля. С. 1.
В подписях к карикатурам на Краевского (как правило, отечественная карикатура без пояснений не существовала) под рисунком или на самом листе постоянно мелькало определение «флюгер»: «Как скоро известный издатель-монополист заметил, что изобретенный им флюгер показывает», «теперь всякий поймет, что я обязан взять сторону победителя — и флюгер мой так указывает», «куда флюгер — туда и я», «фу, как отвратительно скрипит эта флюгарка!».
Будильник. 1871. № 23. 18 июня. С. 181; Будильник. 1871. № 22. 11 июня. С. 172; Будильник. 1871. № 49. 17 декабря. С. 386; Маляр. 1876. № 31. 15 августа. С. 3.
Император не жаловал Краевского: в 1881 г. на просьбу издателя возобновить «Голос», подкрепленную автобиографичной характеристикой: «Минуло уже около полувека, как я работаю на поприще русской журналистики; скоро исполнится два десятилетия, как издаю газету „Голос”», Александр III лаконично начертал на полях Верноподданной записки: «К сожалению!».
РГИА. Ф. 1561. Оп. 1. Д. 28. Л 1−1 об.
Даже в некрологе Краевского читаем: «Часто он менял литературную физиономию своих изданий, либеральную окраску на консервативную и наоборот». Хотя встречались и защитники нестабильности взглядов Краевского, например А. В. Старчевский. По его словам:
П. Б. / Быков П. В. / А. А. Краевский // Всемирная иллюстрация. 1889. 19 августа. № 1074. С. 125.
Это была чисто редакторская тактика, не желавшая никого обидеть или нажить себе врага и гонителя. Принимая какое-либо лицо, Краевский с первых слов видел, с кем имеет дело, и потому бывал и ретроградом, и консерватором, и прогрессистом, даже либералом и всем чем угодно, судя по тому, с кем сталкивался
Среди газет и журналов // Новое время. 1888. 2 октября. № 4524. С. 3.
Конечно, одним из ярчайших доказательств переменчивости взглядов Краевского был переход «Отечественных записок» с января 1868 г. под неофициальное редакторство Некрасова. Переход совершился по инициативе Андрея Александровича, несмотря на то, что в 1846 г. Краевский, раздосадованный уходом Белинского и его сторонников из «Отечественных записок» в «Современник», печатно поклялся:
Ни одна статья гг. Белинского, Панаева и Некрасова не будет напечатана в «Отечественных записках» до тех пор, пока этот журнал издается нами
Библиографические и журнальные известия // Отечественные записки. 1846. Т. XLIX. С. 119. С. 119.
Редакционным (а следовательно, и политическим) переменам в судьбе журнала посвящена карикатура «Новый год в журналистике», гравированная Фрейндом, где на одной стороне журнала видно изображение Краевского с цифрой «1839» (год взятия журнала в аренду у П. П. Свиньина), а на другой — Некрасов с указанием на 1868 г. На эту же щекотливую ситуацию намекал неизвестный автор рисунка «Современный русский Янус», предложив вниманию читателей «проект памятника на углу Литейной и Бассейной».
Искра. 1868. № 1. 7 января. С. 5.
Сын Отчества. 1868. №  35. Приложение.
В одном одеянии, тесно прижавшись спинами (не различить просвета, как сиамские близнецы), сидят Краевский и Некрасов. У Краевского в руках — том «Отечественных записок» с надписью «Во всей неприкосновенности. Мир», у Некрасова — номер «Отечественных записок» с утверждением «В новом костюме. Война».
Известна карикатура «Маляра», где Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин (соредактор некрасовских «Отечественных записок») играют в бильярд, а Краевский выполняет роль маркера, прося окончить партию и дать на чай .

Маляр. 1874. № 50
Маляр. 1874. №  50. 29 декабря. С. 1.
Высмеивали карикатуристы пустоту газетных полос, стремление угодить публике, лживость и зачастую выдуманность публикуемых новостей. Показательна, например, гравюра П. Куренкова в «Будильнике», где Андрей Александрович в плетеной корзине высиживает газетные утки — из скорлупы вылезают «статьи о вооружении» и «статьи о разоружении», взмывают «фельетоны», «письма» и «отметки» (отделы «Голоса»), а сам издатель баюкает «галицийский вопрос».

Будильник. 1867. № 42. 3 ноября. С. 351
РГИА. Ф. 1561. Оп. 1. Д. 28. Л 1−1 об.
Неважно, что телеграммы, доставляемые из Петербурга в Парголово и Лесной бегущим Краевским — владельцем «Международного телеграфного агентства», — могут опоздать к читателям, а важно, что на лице маститого журналиста довольная (монопольная) улыбка. Кстати, владельца МТА часто обвиняли в намеренной задержке телеграмм в пользу именно «Голоса». Так, в 1879 г. «некоторые из столичных газет обвинили „Международное агентство” в том, что оно поместило в „Голосе” 18 апреля депешу об избрании князя Баттенбергского на болгарский престол, не сообщив эти телеграммы другим петербургским газетам».

Шурыгин А. Н. Телеграф из Петербурга в Лесной и Парголово. Будильник. 1871. № 31. 13 августа. С. 247
Будильник. 1871. №  31. 13 августа. С. 247.
РГИА. Ф. 1561. Оп. 1. Д. 28. Л 1−1 об.
Обвиняли Краевского и в ложности телеграмм — вечерняя телеграмма «Голоса» прозрачно изображена в виде утки с головой Краевского.

Вечерняя телеграмма «Голоса». Маляр. 1876. № 34. 5 сентября. С. 4
Маляр. 1876. № 34. 5 сентября. С. 4.
К концу XIX в. очевидным становится снижение пафоса в полемических выступлениях русских газет; глубокое содержание зачастую скрывалось за внешне легкомысленной формой. Чем меньше была свобода высказываний, тем сильнее рос уровень иронии, доходящий до недопустимых границ. «Голос» утверждал:
Всякая колкость, сатира, насмешка, карикатура, не щадящая даже лица, всякая оценка действительных фактов, всякое толкование, даже самое одностороннее и пристрастное, чужих мнений и слов, всякое выражение чувств <…>, даже самых недружелюбных <…>, считаются подходящими средствами газетной войны
Голос. 1882. № 285. 20 октября. С. 5.
Снижение ценностной аргументации в газетной полемике очевидно не только читателям многочисленных передовых петербургских газет, но и зрителям, рассматривающим карикатуры сатирических и юмористических журналов второй половины XIX в. В карикатуре С. Любовникова «Современное состояние русской журналистики» Андрей Краевский вносит свой вклад в газетную полемику стрельбой по пустым горшкам, в сатире «Результат полемики о классическом и реальном образовании» совместно с издателями «Московских ведомостей» и «Биржевых ведомостей» увлеченно толчет воду в ступе.
Маляр. 1874. №  10. 17 марта. С. 1.
Будильник. 1871. №  24. 25 июня. С. 186.
«Как правило, карикатуры на Краевского имели недружественный характер, обвиняя издателя в большинстве смертных в журналистике грехов. Реже встречаются рисунки, беззлобно подтрунивающие над заметным в издательском мире человеком»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Таковы, например: «Журнальный митинг» (Краевский призывает к объединению журналистики перед лицом общего врага), «Масленичное обозрение Занозы» (Краевский старательно во весь голос поет), «Хорошо, да сказать-то что?» (Краевский в ряду остальных журналистов похваливает реформы и поругивает общественную неразвитость), «Братья-акробаты» (на шее у М. Н. Каткова сидит Краевский, в верху пирамиды — К. В. Трубников), «Высокое положение, занимаемое „Голосом”, для ради составления „петербургских отметок”» (Краевский, забравшись на фонарный столб, обозревает окрестности столицы), «Обладая голосом» (Краевский поет по новым нотам) и пр. Дружеский шарж на Андрея Александровича встретился только однажды — в карикатурном альбоме А. И. Лебедева.
Сын Отечества. 1861. №  27. 2 июля. С. 816.
Заноза. 1864. № 9. 1 марта. С. 101.
Искра. 1863. №  9. 8 марта. С. 125.
Будильник. 1871. №  20. 28 мая. С. 160.
Искра. 1864. №  49. 23 декабря. С. 640.
Маляр. 1876. №  12. 4 апреля. С. 3.
Лебедев А. И. Карикатурный альбом современных русских деятелей. СПб., 1878.
Издатель восседает на томах «Отечественных записок» и подшивках «Голоса». Из его ушей тянутся телеграфные провода «Международного телеграфного агентства», телеграфные столбы теряются в глубине рисунка (в глубине страны). А под рисунком строки А. С. Пушкина, намекающие, должно быть, на невиданные высоты, достигнутые Краевским («Я пережил свои желанья…»).
«И, наконец, мне известно одно скульптурное прижизненное изображение Мафусаила российской словесности — бронзовый бюст М. М. Антокольского, изваянный в 1878 г. и находящийся в экспозиции Нижегородского государственного художественного музея»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Неоднозначность и крупность фигуры Краевского прекрасно понимали его современники. Прощаясь с ним, «Петербургская газета» писала:
За А. А. Краевским многие годы уже установилось имя Мафусаила русской литературы <…>. Оценка деятельности А. А., которая и при жизни покойного и в самой литературной среде оценивалась далеко не всегда одинаково, дело не беглой газетной заметки, но так или иначе деятельность эта уже по одной внешней связи покойного со всем литературным миром не может быть пройдена молчанием в будущей истории русской литературы и в особенности в истории русской журналистики и ее роста
Еще одна утрата // Петербургская газета. 1889. № 216. 9 августа. С. 1.
Поэтому стоит собирать не только высказывания современников об издателе с таким вкладом в журналистику, но и любые — от вражеских до сочувствующих — изображения его. Увидев человека, мы лучше сможем его понять.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Присоединяйтесь к чату курса!
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK