ЗАПАДНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Знаменитая полемика западников и славянофилов исторически, конечно, закончилась, но суть спора продолжает волновать думающие умы (или использоваться в конъюнктурных целях). Мне, например, очень близка горячность Ивана Тургенева, который с жаром говорил:
«Славянофилы создали себе идею о русском человеке и подгоняют всю русскую жизнь под эту идею… Для них русский человек и западный человек составляют две противоположности… А какая в сущности между нами разница? Мы — ветви одного и того же родословного индо-европейского дерева. Одна ветвь выросла в одну сторону, другая в другую; а славянофилы считают, что нет; что мы два разных дерева, и что если в данном случае европеец поступит так, то русский, только в силу того, что он русский, должен поступить наоборот»
Тургенев И. С., русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик, переводчик
Гутьяр Н. И. С. Тургенев и крестьянский вопрос // Вестник Европы. 1904. Т. III. Книга V. Май. С. 165−166.
А с Иваном Аксаковым, например, никак не могу согласиться, поскольку он писал:
«Западничеством называлось то направление, которое видело для России спасение только в полнейшем духовном отречении от своей народности и в полнейшем усвоении себе западной цивилизации, со всеми ее началами, без всяких притязаний на самостоятельное развитие»
Аксаков И. С., русский публицист, поэт, один из лидеров славянофильского движения
Аксаков И. С. Письмо к издателю по поводу предыдущей статьи // Русский архив. 1873. Кн. 2. Ст. 2512.
Далеко не все сейчас примут эти и подобные высказывания; можно сказать, опосредованно та самая полемика не утихла. Хотя ее принципиальные основы изменились еще с 1869 г., когда в журнале «Заря» начала печататься книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» — «коран славянофильства», как называл ее философ Владимир Соловьев.
Западничество принадлежит к либеральному направлению общественной мысли, хотя, конечно, здесь есть много исключений. Трудность четкого определения принадлежности почти каждого мыслителя, издателя, публициста к тому или иному лагерю общественной мысли объясняется изменчивостью этих границ во времени, терминологической подвижностью, нестабильностью внутренней политики, наконец, просто сменой убеждений любого мыслящего человека. Самый известный пример — постепенный уход в консервативный лагерь издателя «Московских ведомостей» и «Русского вестника» М. Н. Каткова, начинавшего свой путь либералом. Василий Розанов подсмеивался:
«Катков произнес извозчичье:
— Тпррру…
А линия журналов и газет ответила ему лошадиным ляганьем. И вот весь русский консерватизм и либерализм»
Розанов В. В., русский религиозный философ, литературный критик и публицист
Розанов В. В. Избранное / ред. Е. Жиглевич. Мюнхен, 1970. С. 238.
Но даже у общепризнанных апологетов охранительной политики, например у обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева, можно найти либеральные высказывания. Писатель и публицист рубежа XIX–XX вв. Константин Головин считал:
Мы уже не допускаем цельных программ первой половины XIX века. Такие слова, как «либерализм» и «консерватизм» мы произносим с иронической улыбкой. Нет твердого признания тех или иных форм общественного строя
Цит. по: Котов А. Э. Русская консервативная журналистика 1870−1890-х годов: опыт ведения общественной дискуссии. СПб., 2010. С. 43.
То есть условность деления на либеральный и консервативный лагери, за очевидными и яркими исключениями, сразу должна держаться в голове теми, кто хочет действительно разобраться в истории русской журналистики
Говоря про ранний период русского либерализма, начиная с 1840-х гг., Константин Шнейдер выделяет следующую периодику: «К числу самых востребованных либералами изданий следует отнести „Атеней”, „Библиотеку для чтения”, „Вестник промышленности”, „Московские ведомости”, „Русский вестник”».
Шнейдер К. И. Между свободой и самодержавием: история раннего русского либерализма. Автореферат дисс. … докт. ист. н. Челябинск, 2013. С. 18.
В список ведущих журналов, поднимавших многие либеральные вопросы, он справедливо добавляет «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин» и «Русскую беседу». Среди западников было много заметных издателей и публицистов; поговорим о некоторых из них.
Константин Дмитриевич Кавелин как публицист
«Пустынник — так звали его отца, Дмитрия Александровича Кавелина, в шутливом обществе противников шишковистов „Арзамас”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Дмитрий Кавелин печатался в карамзинских «Аонидах»; в «Приятных и полезных препровождениях времени»; сын — Константин Дмитриевич, историк и юрист, философ и публицист — в «Современнике» и «Голосе», «Отечественных записках» и «Колоколе», «Вестнике Европы» и «Северном вестнике», «Неделе» и т. д. Некоторые сочинения Кавелин печатал за границей без указания авторства. Часть текстов была им представлена в виде всевозможных записок, широко ходивших в рукописных списках по России, доходивших до легальной периодики («Записка об освобождении крестьян»), Вольной русской типографии («Записка о письменной литературе») и императора («Записка о нигилизме»). Константин Дмитриевич прошел сложный путь. В молодости он увлекался славянофильством, посещая салон А. П. Елагиной, потом стал участником западнического кружка Виссариона Белинского.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818−1885 гг.)
С самим Белинским он был знаком и раньше, т. к. тот готовил Кавелина к поступлению в Московский университет, хотя к нему, как к учителю, у его ученика явно были претензии:
Учил он меня плохо. Задавал по книжке, выслушивал рассеянно, без дополнений и пояснений и, наконец, предоставил меня собственной судьбе, говоря, что я юноша умный и с учебником справлюсь сам. Но, насколько он был плохой педагог, мало знающий предмет, которому учил, настолько он благотворно действовал на меня возбуждением умственной деятельности, умственных интересов, уважения и любви к знанию и нравственным принципам
Кавелин К. Д. Воспоминания о В. Г. Белинском // Виссарион Григорьевич Белинский в воспоминаниях современников. Л., 1929. С. 100.
Знакомство с Александром Герценом стало для Кавелина, помимо дружбы с родоначальником западничества Т. Н. Грановским, одной из самых важных вех:
«Ты же был для меня пищей и школой; мне кажется, я и теперь могу проследить и ощупать жилы и нервы, образовавшиеся в моем характере под твоим влиянием, в которых ты живешь во мне»
Кавелин К. Д., русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист
Кавелин К. Д. Письмо А. И. Герцену. Август 1857 // Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену с объяснительными примечаниями М. Драгоманова. Женева, 1892. С. 3−4.
Кавелина привлекала преподавательская работа, но он должен был выдержать протесты родителей, особенно матери, которые настаивали на чиновничьей карьере. После недолгих попыток исполнить родительскую волю и защиты магистерской диссертации по праву Кавелин начинает преподавать на кафедре истории русского законодательства при Московском университете:
В журнальных статьях и с университетской кафедры Кавелин пропагандировал новую теорию исторического развития русской гражданственности. Однако эта формирующаяся теория опровергала утверждения славянофилов, выводя начало русского общественного и государственного быта из быта первоначального, патриархального, кровно-родственного, а не из общины, как утверждали славянофилы. Эта теория ведущую роль в русской истории отдавала реформе Петра Великого
Общественное признание принесла Кавелину статья «Взгляд на юридический быт древней России», которая рассматривала историю страны как историю формирования человеческой личности:
«Вся частная жизнь Петра, вся его государственная деятельность есть первая фаза осуществления начала личности в русской истории»
Кавелин К. Д., русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист
Кавелин К. Д. Письмо А. И. Герцену. Август 1857 // Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену с объяснительными примечаниями М. Драгоманова. Женева, 1892. С. 3−4.
Разноплановое развитие личности трактовалось как основа прогресса. Статья произвела ошеломляющее воздействие:
В отличие от славянофилов Кавелин искал через свою «формулу российской истории» путь не к «самодостаточной», а к универсальной, «общечеловеческой жизни», <…> распространил на Россию тезис западников о том, что история движется лишь там, где есть развитая личность, что только при этом условии страна становится цивилизованным государством, в котором развиваются промышленность, система образования, распространяется просвещение. Для народов, утверждал он, призванных ко всемирно-исторической деятельности, существование без начала личности невозможно
Кантор В. Константин Дмитриевич Кавелин: «Наше больное место — пассивность, стертость нравственной личности…» // Российский либерализм: идеи и люди / под общей редакцией А. А. Кара-Мурзы. М., 2007. С. 177.
Публицистическую деятельность Кавелин начал после Крымской войны, уже имея имя в литературе благодаря своим научным трудам. Планы у него были обширные, явно с намерением влиять на внутреннюю политику России. В ноябре 1855 г. он писал Михаилу Погодину:
Я составляю понемногу нечто в роде программы того, что бы у нас должно было быть иначе. Этого конспекта будет много тетрадей, и обнимать он должен весь наш быт… Готово об управлении центральном, местном, земском и сословном, о суде и участии выборных в делах управления. Написана в треть статья о крепостном праве государственном и помещичьем. Этой статье приписываю особенную важность и потому работаю очень обдуманно. <…> А кроме того набросано так, для памяти, и о церковных делах, и о народном просвещении, об иностранцах, об инородцах, о сословиях, о совершенной необходимости сохранить неограниченную власть государя, основав ее на возможно широких местных свободах и участии всех в местных делах и управлении. Все это со временем должно быть обработано в статьи
Мякотин В. А. Публицистическая деятельность К. Д. Кавелина // Русское богатство. 1902. № 9. С. 72.
После отставки из Московского университета, вызванной внутрикорпоративной историей, Кавелин переезжает в Петербург; с 1857 г. он преподает в Петербургском императорском университете. Постепенно молодой ученый приходит к полному неприятию николаевского царствования и горячему желанию скорейшего освобождения русских крестьян. Часть его записки, посвященной освобождению крестьян, была анонимно опубликована в «Современнике» и «Голосах из России», после чего Кавелину (как только авторство стало известно) было отказано в праве преподавать наследнику престола русскую историю и гражданское право.
«Хотя ничего ужасного в его предложениях не было: освободить крестьян должна была власть; помогла бы в этом широкая гласность; в новом крестьянском хозяйстве сохранялось бы и общинное землевладение, и личная поземельная собственность. Более того, ряд мыслей в записке был не совсем либерального толка: ведущая роль в стране оставалась за дворянством; помещикам должен был быть предоставлен выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Год отмены крепостного права принес профессору кафедры гражданского права Петербургского университета Кавелину не только долгожданную радость (пали цепи), но и горечь добровольной отставки в знак протеста. Находиться между карающей студентов администрацией и студенческими волнениями не смогли пять профессоров, в том числе Кавелин и М. М. Стасюлевич.
П. Б. Струве, сравнивая К. Д. Кавелина и его ученика, а позже — яркого коллегу по либеральному цеху Б. Н. Чичерина, писал:
«Кавелин, на которого в решительную эпоху выработки реформ 60-х гг. огромное влияние оказал Герцен, превратил заимствованное у последнего смелое, почти гениальное смешение славянофильства и передовых западнических идей в эклектическую либерально-народническую кашицу. Он никогда не был ни настоящим народником, ни настоящим либералом. Недостатком свободолюбия он в конце концов оттолкнул от себя Герцена. Но все-таки даже общественно-политический эклектизм Кавелина пришелся русскому обществу гораздо более ко двору, чем реалистический либеральный консерватизм г. Чичерина»
Струве П. Б., русский общественный и политический деятель, редактор газет и журналов, философ
Струве П. Б. Чичерин и его обращение к прошлому. 1897 // Струве П. На разные темы. 1893−1901 гг. Сборник статей. СПб., 1902. С. 95.
Почему Струве не считал Кавелина либералом? Дело в том, что в раннем русском либерализме было очень много консервативных «примесей». Не зря же Кавелин предлагал сохранить крестьянскую общину, видел в дворянстве оплот страны или возлагал большие надежды на государство. Хотя при этом одно время Кавелин был близок редакционному кругу некрасовского «Современника», а Николай Добролюбов даже учил сына Кавелина Дмитрия (вспомним Белинского, занимавшегося с Константином).

Но демократ никогда бы нет делал ставку на сильное государство, а Кавелину казалось, что только оно может провести либеральные преобразования. Поэтому для Кавелина было очень важно убедить власть в необходимости подобных преобразований и сплотить образованное русское общество для подготовки к этим реформам и противостояния закостенелым крепостникам.
«Если многие в кавелинскую эпоху (да и позже) пытались с властью бороться, то Кавелин предлагал путь воздействия, убеждения, сотрудничества общества и власти, а в перспективе — общественный контроль над действиями бюрократии при сохраняющемся государственном аппарате и личной независимости императора. Такую же дорогу взаимодействия общества и власти в начале ХХ в. выберет П. Б. Струве, но так и не будет понят русской интеллигенцией»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Кроме того, есть очень сложный вопрос выбора пути. В 1862 г. после опубликования Кавелиным за границей брошюры «Дворянство и освобождение крестьян», где он резко отзывается о революциях и конституции, одновременно призывая к межсословному объединению и компромиссу, начинается расхождение его с Герценом. Константин Дмитриевич пытается объяснить, что протестовал, прежде всего, против повторения кровавых бедствий французской революции:
Я счел бы себя бесчестным человеком, если б советовал барину, попу, мужику, офицеру, студенту ускоривать процесс разложения обветшалых исторических общественных форм. Нет, я буду им кричать, сколько достанет голосу: идите осторожно, бережно, не подливайте масла в огонь, не вносите свечи в пороховой погреб! Дайте мыслям отстояться немного, дайте кристаллизации начаться! <…> Пусть студенты назовут меня трусом, пусть дворяне считают меня изменником, пусть самые мои кровные друзья заподозрят меня в честолюбии, угодничестве и продажности — пока я так убежден, я не сбавлю ни одного тона
Кавелин К. Д. Письмо А. И. Герцену. Июнь 1862 // Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену с объяснительными примечаниями М. Драгоманова. Женева, 1892. С. 57−58.
Кавелин откровенно боится (и правильно делает, ибо это, прежде всего, кровь и насилие) социальных революций; он уверен, что освобождение крестьян с землей избавит Россию от появления голодного пролетариата и желания в будущем кардинально переустроить сложившуюся жизнь.
Традиционные либеральные ценности и взгляды Константина Кавелина легли в основу русского либерализма: свобода личности и гражданское равноправие, самоуправление и гласность, влияние общественного мнения на власть, поддержка крестьянской общины и предпринимательства. Для него главной задачей становится создание условий для развития личности, при этом государство должно оставаться сильным (что спасет Россию от революционных потрясений). В 1862 г. Кавелин так формулировал первоочередные вопросы для России: здоровый суд, свобода печати, местное самоуправление. Но многие идеи Кавелина были утопичны и не были реализованы.
«Например, он считал, что дворянству после отмены крепостного права достаточно сохранить свои имения, сблизиться с народом и участвовать в земском самоуправлении, а не мечтать о представительном правительстве (т. е. конституции) и других политических реформах»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Исследовательница связей жизненного пути Кавелина и меняющегося исторического контекста Ольга Кочукова считает, что «теории и программы русского либерализма создавались интеллектуальной элитой на основе самостоятельного творческого поиска и анализа экономической и политической ситуации. В условиях отсутствия социальной опоры либеральной идеологии сторонники последней были вынуждены создавать ее теоретическую модель, лишь относительно связанную с действительностью (на примере взглядов Кавелина можно говорить об идеальных моделях самодержавия, двухсекторной экономики, единого образованного общества)».
Кочукова О. В. К. Д. Кавелин в общественном движении России (50-е-80-е гг. XIX века). Автореферат дисс. канд. ист. н. Саратов, 2001. С. 20.
Откликаясь на выход первого тома сочинений своего давнего оппонента Ю. Ф. Самарина, Константин Кавелин невольно сформулировал в 1878 г. одно из своих основных стремлений — желание примирить, объединить все и всех, идею общественного согласия:
«В наше время самое название славянофилов и западников потеряло всякое значение и держится только по старой памяти. Каждый мыслящий человек, принимающий к сердцу интересы своей родины, не может не чувствовать себя наполовину славянофилом, наполовину западником, потому что оба воззрения выражали и формулировали только две стороны одной и той же русской действительности, которые в науке, мысли, исследовании можно и должно отграничить одну от другой и изучать особливо, для лучшего их выяснения, но которые в живой действительности навсегда останутся непосредственно слитыми в одно целое»
Кавелин К. Д., русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист.
Александр Дмитриевич Градовский
как публицист
Профессора-правоведа Санкт-Петербургского императорского университета Александра Дмитриевича Градовского часто путают с основателем западничества, профессором-историком Московского университета Тимофеем Николаевичем Грановским (1813−1855 гг.) и журналистом Григорием Константиновичем Градовским (1842−1915 гг.). Особенно часто это происходит со второй фамилией, т. к. оба публиковались примерно в одно время в либеральной петербургской печати. Такая путаница могла бы навредить современным студентам в глазах профессора XIX столетия. Судя по мемуарам, Александр Дмитриевич был строгим экзаменатором и частенько предлагал плохо усвоившим его курс побыть в университете еще год (тогда за несданные экзамены не исключали, а продолжали время пребывания студента в университете).

Александр Дмитриевич Градовский
Александр Градовский родился на юге в семье селитровара; кандидатом прав (аналог современного красного диплома) окончил юридический факультет Харьковского университета, затем три года служил провинциальным чиновником. В это время ему довелось редактировать «Харьковские губернские ведомости» и приложение к ним — листок «Харьков», публиковать статьи в «Харькове» и «Воронежских губернских ведомостях». Затем он приехал в столицу Российской империи, готовил и защитил магистерскую диссертацию по истории должности генерал-прокуроров в XVIII в., после чего Петербургский университет пригласил Градовского читать курс по русскому государственному праву. Б. Б. Глинский, специализирующийся на биографических очерках, признавался:
«Двадцатипятилетний юноша, на ответственной и одной из главнейших кафедр университета, толкующий студентам мало разработанный в отечественной литературе предмет, — явление редкое в нашей русской жизни!»
Глинский Б. Б., русский писатель, публицист, издатель, редактор, общественный деятель
Глинский Б. Б. Очерки русского прогресса: Статьи исторические, по общественным вопросам и критико-биографические. СПб., 1900. С. 540.
Больше 20 лет А. Градовский читал лекции по теории и истории русского и европейского государственного права; его справедливо считают родоначальником науки русского государственного права и одним из основоположников российской школы сравнительного конституционного права. «Университетская кафедра для него, — писал Митрофан Свешников, один из учеников Градовского и в будущем доцент университета, — была самое святое, искреннее служение родине. Дать сотням юношей, наполнявшим аудиторию Градовского, возможность запастись знанием, как орудием борьбы за свои мысли и правду, передать им чувства гуманности и любви к человеческой личности, выпустить если не всю, то хоть часть молодежи истинно интеллигентными людьми на пользу своего народа, вот о чем мечтал Градовский, чего он добивался и в статьях, и в беседах».
Шахматов А. А. Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского // Градовский А. Д. Собрание сочинений: в 9 тт. Т. IX. Начала русского государственного права. СПб., 1904. С. СI.
Докторская диссертация Градовского была посвящена местному управлению в России; по темам диссертаций и лекционных курсов им было опубликовано немало научных трудов, самое значительное среди которых — «Начала русского государственного права».
«Но Градовскому, как вспоминали современники, всегда было мало университетской кафедры, он стремился расширить круг слушателей и публиковался в журналах братьев Достоевских „Время”, „Эпоха” и у Михаила Каткова в „Русском вестнике”, „Журнале министерства народного просвещения” и „Судебном вестнике”, „Вестнике Европы” и „Русской речи”, „Заре” и „Санкт-Петербургских ведомостях”…»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Начал он свою публицистическую деятельность с темы свободы печати, воспринимая журналистику как надежный способ защиты законности. В 1869 г. Градовский опубликовал в «Судебном вестнике» цикл статей «По поводу пересмотра наших законов о печати». Александр Васильевич Никитенко, бывший крепостной, а позже — профессор университета, редактор и сам цензор, отреагировал так:
Превосходная статья А. Д. Градовского в «Судебном вестнике», в которой разбирается вопрос: совместна ли свобода печати с самодержавием? Автор решает вопрос, конечно, утвердительно. Разумеется, истины, высказанные им, не вразумят тех, кому всего нужнее вразумляться подобными истинами: для этого надобно иметь ум пошире и посолиднее ума жандармского офицера — а там, увы, таковых не имеется
Никитенко А. В. Дневник в трех томах. Т. III. 1866−1877. Л., 1956. С. 160.
Уже после смерти Градовского был издан сборник более двадцати его статей, посвященных этой теме и не вошедших в его девятитомное собрание сочинений (СПб., 1889–1904): Проф. А. Д. Градовский. О свободе русской печати. Посмертное издание. СПб., 1905.
Именно после цикла статей в защиту свободы печати Александр Градовский начал публиковаться в крупнейшей русской газете 1860–1870-х гг. «Голос» А. А. Краевского и вскоре стал там ведущим автором, прежде всего, в вопросах совершенствования общественных учреждений, уничтожения рабства, выработки гражданских понятий и политических прав граждан. Биограф публициста утверждал:
С редакцией «Голоса» Градовского связали не какие-нибудь партийные интересы, не какая-нибудь общая политическая программа: ни одна другая газета не была способна так широко понять идею реформы, уясненную себе Градовским, как понимал ее «Голос»
Шахматов А. А. Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского // Градовский А. Д. Собрание сочинений: в 9 тт. Т. IX. Начала русского государственного права. СПб., 1904. С. XXIII.
Исследователь «Голоса» А. В. Луночкин пишет: «По нашим подсчетам, за это время им было опубликовано не менее 239 статей самого разного содержания — от передовых статей по вопросам реформ до полемических фельетонов и библиографических заметок. Глубочайшие знания в области права позволяли ему делать широкие обобщения, судить о самых незначительных событиях с точки зрения всего государственного механизма. Передовые статьи, в которых Градовский скрупулезно разбирал действия и намерения власти, были настоящими историко-юридическими исследованиями, экспертными заключениями».
Луночкин А.В. «Русский "Таймс"» // Петербург газетный. 1711–1917. Тюмень, 2009. С. 69–70.
Градовский уклонялся и уводил своих читателей, как он сам писал, от «социалистических бредней и мистических завываний», но постоянно обращал внимание на социальные вопросы. Александр Дмитриевич выступал за крепкую самодержавную власть, заботящуюся о народном благе; ратовал за свободу печати, суд присяжных и широкое самоуправление; писал о задачах молодежи и освобождении славян, сельской общине и городской полиции, университетских уставах и паспортном вопросе, нигилизме и податях. То есть в текстах Александра Градовского действительно поднималось большинство волнующих общество тем; он выступал не только как юрист, но и как социолог, философ. Важным для публицистики Градовского был национальный вопрос, отношение национальности к государству и обществу: Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1873.
«Национальное начало, народное самоуважение воспринимались профессором-публицистом как двигатели страны на пути к прогрессу. При этом Градовский трактовал развитую национальность как общую, собирательную народную личность, для которой (как и для каждого из людей) важны юридическая и экономическая свободы»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Александр Градовский не боялся высказывать непопулярные в его эпоху мысли — например, резко осудил «хождение в народ» и призывал молодежь вместо пропаганды революции поднимать культурный уровень — свой и народа. «Главной задачей своей публицистической деятельности Градовский ставил не обличение крайних учений, проповедуемых нашими крайними партиями, не опровержение их суемудрия и парадоксов, а укрепление здравых политических понятий в русской интеллигенции, в массе „средних людей”. К ним обращался Градовский со словами ободрения и надежды, их призывал он к труду и служению родине. Мировоззрению этой массы надо было дать определенное содержание: недостаточно было удержать ее от тех крайностей, куда влекли ее революционеры и охранители, — ее надо было призвать к самостоятельному размышлению о политических делах и путем наведения научить ее, откуда и куда идет Россия».
Шахматов А. А. Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского // Градовский А. Д. Собрание сочинений: в 9 тт. Т. IX. Начала русского государственного права. СПб., 1904. С. LVI.
Александр Дмитриевич был деятельным участником «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым», имея большие научные, литературные и общественные связи. На воскресных вечерах у Александра Градовского на Васильевском острове бывали К. Д. Кавелин и Н. Н. Страхов, Л. Я. Данилевский и А. И. Кошелев, генерал М. Д. Скобелев и М. Н. Катков.
«Впрочем, лишь до возникшего в начале 70-х годов вопроса о пересмотре университетского устава, порвавшего прежние отношения между проф. Градовским и знаменитым московским публицистом»
Глинский Б. Б., русский писатель, публицист, издатель, редактор, общественный деятель
Глинский Б. Б. Очерки русского прогресса: Статьи исторические, по общественным вопросам и критико-биографические. СПб., 1900. С. 548.
Кроме дружеских бесед здесь всегда бился пульс настоящей живой полемики. И, конечно, не могли в этом доме пройти мимо знаменитого выступления Федора Достоевского «Пушкинская речь» при открытии московского памятника Пушкину 8-го июня 1880 г. Александр Градовский известен, помимо всего прочего, как наиболее яркий оппонент этой речи.
«С чем не мог согласиться Градовский? С обвинением русской интеллигенции, якобы ведущей русский народ к гибели и приучающей нашу страну к гнилым идеям Европы. 25-го июня 1880 г. он публикует в „Голосе” статью „Мечты и действительность (по поводу речи Ф. М. Достоевского)”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Градовский, при всем уважении к знаменитому писателю, различает идеалы личные (о чем говорил Достоевский) и общественные, гордость человека и народа, самосовершенствование человека и общества; возражает против призыва к всечеловеческой роли русского народа и т. д. Достоевский отвечает резко и не слишком сдержанно: «Четыре лекции на разные темы по поводу одной лекции, прочитанной мне г-ном А. Градовским». Градовский не продолжил личной полемики, но отвечал опосредованно, в статьях, напрямую не адресованных Достоевскому: «Тревожный вопрос», «Либерализм и западничество».
Во взглядах Градовского есть много не только от западников, но и от ранних славянофилов, не только от либералов, но и частично от консерваторов; принципиальной для него была убежденность в эволюционной силе прогресса, без насилия и революционных бурь:
Градовский, человек энциклопедически образованный и обладающий практическим опытом (в период либеральных реформ 1860-х гг. он много работал экспертом правительства), стоял на позициях академической науки, не принимая крайних взглядов
Медушевский А. Александр Дмитриевич Градовский: «Самоуправление требует искреннего обращения к земле, к истинному труду и к народу…» // Российский либерализм: идеи и люди / под общей редакцией А. А. Кара-Мурзы. М., 2007. С. 190.
Подводя итоги, Градовский в 1882 г. писал Сергею Юрьеву: «Я жил исключительно общественными вопросами; у меня не было других стремлений и идеалов, кроме общественных; они заставляли биться мое сердце, они приносили мне светлые дни и бессонные ночи, радости и горести…».
Шахматов А. А. Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского // Градовский А. Д. Собрание сочинений: в 9 тт. Т. IX. Начала русского государственного права. СПб., 1904. С. XCIX.
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, нерассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK