Славянофильская журналистика

В дневнике фрейлины Высочайшего двора Анны Тютчевой, дочери поэта Ф. И. Тютчева, есть запись за 1858 г.:
Я до сих пор никогда не могла уяснить себе значение, которое придают слову «славянофилы» — его применяют к людям самых разнообразных мнений и направлений. <…> У нас есть двоякого рода культурные люди: те, которые читают иностранные газеты и французские романы, или совсем ничего не читают; которые каждый вечер ездят на бал или на раут, добросовестнейшим образом каждую зиму увлекаются примадонной или тенором итальянской оперы, с первым же пароходом уезжают в Германию на воды и, наконец, обретают центр равновесия в Париже.

Другого рода люди — это те, которые ездят на бал или на раут только при крайней необходимости, читают русские журналы и пишут по-русски заметки, которые никогда не будут напечатаны, судят вкривь и вкось об освобождении крестьян и о свободе печати, время от времени ездят в свои поместья и презирают общество женщин. Их обычно называют славянофилами, но в этом разряде людей существуют бесконечные оттенки, заслуживающие изучения
Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. М., 2008. С. 391.
Через семь лет Анна Тютчева станет женой Ивана Сергеевича Аксакова, одного из ведущих славянофилов. Попробуем и мы с вами уяснить, кто же такие славянофилы. Прежде всего, надо сказать, что очень трудно определить политический лагерь славянофилов.
«Славянофильство по своей природе было инородно либерализму <…>. Однако очевидно и то, что на рубеже 1850–1860-х гг. славянофилы достаточно органично входили в либеральное движение, а взгляды одного из них, А. И. Кошелева, приобрели к концу его жизни отчетливо выраженный либеральный характер»
Китаев В. А., советский и российский историк, доктор исторических наук
Китаев В. А. Российский либерализм в энциклопедическом формате // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. История. Международные отношения, вып. 3. С. 118.
Один из крупнейших исследователей раннего славянофильства Н. И. Цимбаев относил героев своих научных трудов к либеральному консерватизму; современный историк А. Э. Котов — к либерально-консервативному согласию. Можно сказать, что на разных этапах славянофилы (причем не все сразу, конечно) проявляли то либеральные, то консервативные взгляды. Поэтому условность определения славянофильского либерализма или консерватизма предлагаю принять как данность.
Следующий сложный вопрос: кого причислить к славянофильскому лагерю, кроме отцов-основателей этого течения общественной мысли? Раннее славянофильство связано с именами А. С. Хомякова и А. И. Кошелева, братьев Киреевских, отца и сыновей Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, кн. В. А. Черкасского. Но и ближе к концу XIX в. находились люди, продолжающие (или пытающиеся продолжить) исповедовать славянофильские воззрения: Н. П. Гиляров-Платонов, С. Ф. Шарапов, А. А. Киреев и др.
Есть много сложностей, связанных с разговором о терминологии. Например, одной из важных задач славянофильства было преодоление бюрократического средостения между правительством и народом. Конечно, имеется в виду не строго медицинский термин, а его суть — стена, препятствие, преграда… И таких слов немало. Например, народность.
Но об этом вам лучше расскажет специалист по славянофильству Д. А. Бадалян, если вы решитесь углубиться в тему.
Славянофильские издания
Посмотреть таблицу периодических изданий славянофилов
Год выпуска
Название
Издатели, редакторы
Главные особенности
1832
Журнал «Европеец», вышло два номера
И. В. Киреевский (ред.)
Научно-просветительский журнал
1843–1846
Журнал «Библиотека для воспитания»
  • А. И. Семен (изд.)
  • Д. А. Валуев
  • П. Г. Редкин (ред.)
Детский и педагогический журнал
1845
«Синбирский сборник»
  • Д. А. Валуев (сост.)
  • братья Языковы и А. С. Хомяков (изд.)
Документы по русской истории XVI–XVII вв.
1845
«Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных»
  • Д. А. Валуев (сост.)
  • братья Языковы и А. С. Хомяков (изд.)
Документы по истории славянских народов
1845
Журнал «Москвитянин», вышло три номера под ред. Киреевского
  • М. П. Погодин (изд.)
  • И. В. Киреевский (ред.)
Просветительские тесты по истории и литературе
1846
«Московский литературный и ученый сборник»
  • В. А. Панов
  • М. Н. Катков
Научно-публицистический сборник
1847
«Московский литературный и ученый сборник на 1847 год»
В. А. Панов
Научно-публицистический сборник
1852
«Московский сборник»
И. С. Аксаков (ред.)
Научно-публицистический сборник, направлен против «Петербургского сборника»
1856–1860
Журнал «Русская беседа»
  • А. И. Кошелев (изд.-ред.)
  • И. С. Аксаков (ред.)
Крупнейший периодический орган славянофильства
1858–1859
Журнал «Сельское благоустройство»
А. И. Кошелев
Приложение к «Русской беседе», посвященное подготовке отмены крепостного права
1858–1861
Журнал «Вестник промышленности»
  • Братья Шиповы (изд.)
  • Ф. В. Чижов (ред.), И. К. Бабст
Протекционизм; информация о развитии русской и зарубежной промышленности
1860–1863
Газета «Акционер»
  • Г. А. Марк (изд.)
  • Ф. В. Чижов (ред.), И. К. Бабст
1857
Газета «Молва»
  • С. М. Шпилевский (офиц. ред.)
  • К. С. Аксаков
  • И. С. Аксаков
Становление жанра передовых (руководящих) статей
1859
Газета «Парус», вышло два номера
И. С. Аксаков
Призывы к свободе слова и отмене крепостного права
1861–1865
Газета «День»
И. С. Аксаков
Проведение идеи панславизма, широкое обсуждение славянского вопроса и новостей из провинции
1867–1868
Газета «Москва»
И. С. Аксаков
Поддержка отечественных предпринимателей
1867–1868
Газета «Москвич»
  • П. И. Андреев (офиц. ред.)
  • И. С. Аксаков
Продолжение приостановленной «Москвы»
1867–1887
Газета «Современные известия»
Н. П. Гиляров-Платонов
Политико-просветительское издание для простонародья
1880–1886
Газета «Русь»
И. С. Аксаков
Акцент на национальном и конституционном вопросах, проблемы развития уездного самоуправления
1883–1916
Журнал «Известия Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества»
Н. Н. Страхов (1883–1885 гг.)
Информация о деятельности общества, статьи по славяноведению (славянофильский характер издания не весь период выпуска)
1883–1896
Журнал «Благовест»
А. В. Васильев
Религиозно-мемуарное издание
1886–1890
Газета «Русское дело»
С. Ф. Шарапов
Политико-литературная сельскохозяйственная газета
См. подробнее:
Два номера, три номера, два номера…
«Изучая таблицу с периодическими изданиями славянофилов, вы наверняка заметили странные пояснения: вышло два номера, три номера, два номера… Почему так мало? И зачем вообще говорить про издания, которые так мало печатались? Давайте попробуем разобраться»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Первым недолговечным журналом (да и вообще первым у славянофилов, когда самого направления еще и не было) оказался «Европеец». Иван Киреевский долго обдумывал план журнала. В письме к дяде (Киреевский называл его другом-отцом), Василию Андреевичу Жуковскому, он писал:
Выписывая все лучшие неполитические журналы на трех языках, вникая в самые замечательные сочинения первых писателей теперешнего времени, я из своего кабинета сделал бы себе аудиторию европейского университета, и мой журнал, как записки прилежного студента, был бы полезен тем, кто сами не имеют времени или средств брать уроки из первых рук. Русская литература вошла бы в него только как дополнение к европейской, и с каким наслаждением мог бы я говорить о Вас, о Пушкине, о Баратынском, о Вяземском, о Крылове, о Карамзине на страницах, не запачканных именем Булгарина
Цит. по: Фризман Л. Г. Иван Киреевский и его журнал «Европеец» // «Европеец». Журнал И. В. Киреевского. 1832. М., 1989. С. 417–418.
Журнал задумывался как просветительский печатный орган пушкинского круга. В плане журнала стояли отделы науки, литературы, биографий современников, критики и смеси. Подробная история создания и выпуска двух номеров рассказана В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсоном. Два номера были напечатаны, третий был подготовлен к печати.
Но на статьи И. В. Киреевского «Девятнадцатый век» и «„Горе от ума“ — на московском театре» в Третье отделение канцелярии ЕИВ поступил донос. Через начальника Третьего отделения А. Х. Бенкендорфа донос дошел до императора, и Николай I возмутился:
«Вся статья сия есть не что иное, как рассуждение о высшей политике, хотя в начале оной сочинитель и утверждает, что он говорит не о политике, а о литературе. Но стоит обратить только некоторое внимание, чтоб видеть, что сочинитель, рассуждая будто бы о литературе, разумеет совсем иное, что под словом просвещение он понимает свободу, что деятельность разума означает у него революцию, а искусно отысканная середина не что иное, как конституцию»
Николай I, император всероссийский
Цит. по: Фризман Л. Г. Иван Киреевский и его журнал «Европеец» // «Европеец». Журнал И. В. Киреевского. 1832. М., 1989. С. 428.
Князь Владимир Одоевский считал, что статью Киреевского просто не поняли, а Михаил Погодин называл этот текст меркой России на европейский аршин. Жуковский пытался помочь Киреевскому, написав Бенкендорфу и Николаю I, несмотря на репутационные угрозы уже лично себе. Жуковский не мог и не хотел поступить иначе, ведь он еще в 1828 г. сформулировал «фундаментальное правило поступков»:
«Какой бы случай ни представлялся действовать, действуй, как скоро в действии есть справедливость; воздерживайся от действия, как скоро справедливость в недействии»
Жуковский В. А., поэт, автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений
Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 тт. Т. XIII. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804−1833. М., 2004. С. 301.
Воспитатель наследника престола уверял, что его племянник писал только о литературе и философии, не касаясь политики, и мест с двойным смыслом в статьях нет. Защищал Киреевского и П. А. Вяземский, но издание было запрещено Высочайшей волей. За следующие 13 лет Иван Киреевский опубликовал только две статьи.
В 1845 г. он становится неофициальным редактором «Москвитянина». Это совсем другая эпоха, чем во времена «Европейца». Окончательно сформировались славянофильство и западничество, отношения славянофилов и славянолюбов (Шевырев, Погодин).
«Уже произнесена вслух в 1833 г. знаменитая уваровская триада: «православие, самодержавие, народность». До начала мрачного семилетия останется совсем немного»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
И в феврале 1845 г. Иван Киреевский пишет Владимиру Одоевскому:
«Кажется, теперь читающая публика уже достаточно велика для того, чтобы один журнал не мешал возможности другого, особливо противуположного, потому, что, между нами будь сказано, я желал бы своего «Москвитянина» сделать журналом хорошим, чистым, благородным, сочувствующим всему, что у нас есть благородного, чистого и хорошего, — след[овательно], для него нужны совсем другие читатели»
Киреевский И. В., русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства
Киреевский И. В. Письмо Одоевскому В. Ф. / Публ., [вступ. ст. и примеч.] В. И. Сахарова // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. Т.II–III. М., 1992. С. 89.
Издатель «Москвитянина» Михаил Погодин видел, что подписчиков становится все меньше, а выпуск журнала — все убыточнее. Поэтому он и решился передать редакторство одному из ведущих славянофилов. Обновленный «Москвитянин» задумывался как объединение всех журнальных сил против растущего влияния Виссариона Белинского; оттого дал согласие участвовать в издании славянофилов и лидер западничества Тимофей Грановский.
Конечно, Киреевский помнит о запрещении «Европейца» и о доносе, вовсе не желая снова стать жертвой, как он считал, Фаддея Булгарина. Но взгляды Киреевского по сравнению с 1831 г. изменились:
«Именно теперь пришел час, когда наше православное начало духовной и умственной жизни может найти сочувствие в нашей так называемой образованной публике, жившей до сих пор на веру в западные системы»
Киреевский И. В., русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства
Цит. по: Фризман Л. Г. Иван Киреевский и его журнал «Европеец» // «Европеец». Журнал И. В. Киреевского. 1832. М., 1989. С. 471.
Особенности трех киреевских номеров журнала можно узнать, прочитав следующие статьи:
Но Киреевский, выпустив три номера и не сработавшись с Погодиным, чувствуя себя нездоровым, отказался от редактирования «Москвитянина».
Гораздо позже газету «Парус» Иван Аксаков смог выпустить только два раза. Короткую историю существования «Паруса» рассказал Сергей Мотин. «Я все же буду издавать „Парус” до тех пор, пока не запретят…» (к истории издания газеты И. С. Аксаковым).
«Удивительно, конечно, что цензурные проблемы газеты начались после того, как издатель попытался вывесить на доме объявление о выходе новой газеты…»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Иван Сергеевич Аксаков всегда отличался непримиримым характером; недаром его прозвали страстотерпцем цензуры. Даже по обзорной таблице видно, как быстро и часто закрывались его издания, а он продолжал вести журнальную битву…

Иван Сергеевич Аксаков был последней крупной фигурой славянофилов, и последующие сторонники славянофильских взглядов принадлежат, скорее, к неославянофилам. Это, например, Сергей Федорович Шарапов с выпускаемой им газетой «Русское дело».

Иван Сергеевич Аксаков
Все издания, которые так мало издавались, все равно смогли оставить свой след в истории русской журналистики, разработали свои особенные темы или жанры, показали обществу пути отстаивания своего мнения и т. д. Поэтому про них тоже надо говорить, наравне с долго выходившими газетами и журналами
Противопоставление традиционных и новых ценностей, стабильности и развития, империи и свободы, национального и общечеловеческого начинается со спора «иосифлян» и «нестяжателей», с теории Филофея о Москве как третьем Риме и продолжается в современной России как спор «националистов» и «космополитов», «консерваторов» и «демократов».
Это неудивительно, потому что даже термин «русская идея» не имеет однозначного толкования и понимается различно не только славянофилами и их оппонентами, но и на протяжении двух веков исследователями и истолкователями русской культуры. Современный контекст свидетельствует о жгучести, актуальности проблем, связанных с выяснением сути «русской идеи».
Греков В. Н. Коммуникативные особенности философской публицистики славянофилов (1830−1860 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тверь, 2014. С. 7
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, нерассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK