СЛАВЯНОФИЛЫ

Н. А. Бердяев, начиная работу над книгой о Хомякове, в 1911 г. заявил, что безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах понять и оценить значение славянофильства. В этом смысле и сегодня ничего не изменилось и не может измениться. Человеку безрелигиозному, лишенному хотя бы основ национального сознания и сегодня не понять, что же такое славянофилы и в чем их историческая заслуга… А между тем тот же Бердяев писал:
«Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире»
Бердяев Н. А., русский религиозный и политический философ
Славянофилы всерьез, с убежденностью говорили о русской культуре как о мировом явлении, когда в литературе Достоевский делал лишь свои первые шаги, а Льва Толстого, Чехова, Бунина, десятков других великих писателей не было и в помине… Когда в изобразительном искусстве вершиной творчества считался подражатель Западу Брюллов, а не работавший тогда в безвестности Ал. Иванов, и никто не ждал явления Левитана или Вал. Серова, а в музыке — Чайковского, Римского-Корсакова или Рахманинова…
Собственно, чтобы русская культура оказалась способна подняться до гигантских высот, чтобы мир оценил русских ученых, инженеров или полководцев, нужны были славянофилы с их твердой верой в Россию и ее призвание
Историк В. О. Ключевский (который, казалось бы, никогда не был близок славянофилам) в 1886 г., после кончины Ив. Аксакова, последнего яркого деятеля этого направления, неожиданно для многих произнес:
«…Так, как писал Аксаков, должен чувствовать всякий честный русский человек»
Ключевский В. О., русский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета
Заметим, здесь идет речь не о комплексе идей, не об идеологии (как у Бердяева), а о чувствах. И Ключевский подчеркивал: «Было бы ошибкой думать, что это только учение, только известный образ мыслей».
Слово «славянофил» впервые появилось в самые первые годы XIX в. как насмешливая кличка литераторов из шишковской «Беседы любителей русского слова»
В начале 1840-х гг. западники вспомнили это слово, чтобы определить направление, в тот момент являвшееся для них наиболее ярким оппонентом. Направление, особенность которого они чувствовали, но не могли ясно выразить, и, упрощая ситуацию, предпочли связать его с презираемыми ими «архаистами» начала столетия. Первым же слово «славянофилы» публично использовал Белинский в статье «Отечественных записок» 1844 г.
Среди первых славянофилов выделялись: поэт, мыслитель, публицист А. С. Хомяков, философ Ив. Киреевский и его брат фольклорист Петр Киреевский, поэт и публицист Конст. Аксаков, молодые историки и издатели Дм. Валуев и Вас. Панов. Позднее к ним присоединились Ал. Кошелёв, Ив. Аксаков, Юр. Самарин, Александр Попов, Фед. Чижов и др.
Дмитрий Александрович Бадалян
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела книговедения Российской национальной библиотеки, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета
Рассуждая о неточности наименования «славянофилы», Ал. И. Кошелёв как одну из существенных особенностей их подчеркивал стремление изучить «самих себя в истории и в настоящем быте». «Мы вовсе не желали, — вспоминал он, — воскресить древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели в виду себя и других в него преобразовать».

В социальной сфере славянофилы выступали за: отмену крепостного права, свободу слова, свободу совести, отмену смертной казни и другие реформы, но, в отличие от западников, все отстаиваемые ими реформистские идеи вытекали из их религиозного миропонимания.
Именно на основе православия, по мысли славянофилов, должно строиться развитие самых разнообразных сторон государственной, общественной и культурной жизни России. Это главное, что разделяло два активно полемизирующих лагеря.
Как бы близко иногда ни сходились взгляды славянофилов и западников (например, поздний Герцен испытал разочарование в Западе и связывал лучшие свои мечты с крестьянской общиной), но в основе их взглядов, их идей лежали различные ценности. Конечно, далеко не все западники являлись атеистами, но это были люди секулярной, внецерковной культуры.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1840 г. и продолжается до 1880 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK