НЕИЗВЕСТНЫЙ КРЫЛОВ

Мы до сих пор многого не знаем про Ивана Андреевича Крылова. Нам кажется, что пяток басен, что мы выучили в школе, и есть вершина его творчества. А ведь все намного глубже…
Проверьте, слышали ли вы хотя бы некоторые факты из биографии баснописца:
1
Его отец, капитан Андрей Прохорович Крылов, оборонял Яицкий городок от Пугачева,
опубликовал об этом статью в «Отечественных записках» (1824, № 52) и оказался прообразом отца Маши Мироновой в «Капитанской дочке» Пушкина.
2
Иван Крылов прекрасно играл на скрипке, больше всего любил квартеты Боккерини.
3
Творческими удачами Крылова стали либретто опер «Американцы» (1800),
«Илья-богатырь» (1806) и др.
4
Иван Андреевич прослужил в Императорской Публичной библиотеке 29 лет. Именно он
впервые в России стал помечать книги специальным библиотечным шифром.
Про Крылова рассказывают много удивительного:
  • Выучил древнегреческий язык за несколько дней (это возможно?)
  • Хорошо знал математику (это гуманитарий-то?)
  • Съедал невероятные по объему порции…
Но это давно стало несущественным перед самым главным — баснями. Басни Крылов начал писать только в 37 лет и успел создать около 200 произведений. И Лафонтен пригодился, и Эзоп, и не только они. Узнаете сюжет?

Молодой И. А. Крылов
Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе все вдвое заплатить».
«Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?» — ей муравей на это.
«Так, виновата в том; да что уж, не взыщи.
Я запастися все хотела,
Да лето целое пропела».
«Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи».
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
Автор не Иван Крылов (да вы и сами узнали, конечно), а Иван Хемницер. Только не подумайте, что я обвиняю Крылова в плагиате. Вся мировая литература строится на заимствованных сюжетах; вся литература как будто набор одних и тех же карт, которые тасуются авторами по-разному. Переработка сюжета — это не плагиат,
а чей муравей из двух басен лучше, можно поспорить. Иван Хемницер сейчас подзабыт. Хорошо, что про Ивана Крылова такого не скажешь!
Хотя… Наверное, только изучающие историю русской журналистики вспомнят, что Крылов был не только баснописцем, драматургом, либреттистом, библиотекарем, но и издателем.
Иван Крылов: начало журнального пути
О трех крыловских журналах поговорим подробней. Вы можете и сами виртуально полистать его периодику:
«Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулькас водяными, воздушными и подземными духами»
А можете выборочно ознакомиться со статьями
из «Санкт-Петербургского Меркурия» или «Российского Феатра, или полного собрания всех российских феатральных сочинений» (того самого «Феатра», из которого по Высочайшему повелению вырывался «Вадим» Княжнина, заодно прихватывая и крыловские страницы). Театр, конечно, был одной из страстей Крылова.
«Санкт-Петербургский Меркурий»
Только не приписывайте ему первенство в театральной периодике; первым специальным театральным журналом в России был «Russische Theatralen» («Русский театрал», 1784) актера Р. Зауервейде.
О последнем журнальном проекте, связанном, скорее, с формальностью, редакторством
«Библиотеки для чтения» в 1835 г., просто вспомним:
Был у нашего знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Он взял на себя редакцию «Библиотеки для чтения» вместо Греча. <…> Он жалуется на торговое направление нынешней литературы, хотя сам взял
со Смирдина за редакцию «Библиотеки для чтения» десять тысяч рублей. Правда, он не торгует своим талантом, ибо может быть уверенным, что он ничего не будет делать для журнала. Однако он пускает в ход свою славу: Смирдин дает ему деньги за одно его имя
Никитенко А. В. Дневник. Т. I. М., 1955. С. 166−167.
Крылов и Радищев
Конечно, они были разными. Непокорный в юности, Крылов в зрелые годы остепенился и напрочь не хотел вспоминать, как он говорил, «грехов молодости». Прошедший ссылку Радищев внешне тоже стал осторожней, но, судя по его настроениям незадолго до смерти, головы перед властью так и не склонил.
Портрет И. А. Крылова.
Художник К. П. Брюллов
Портрет А. Н. Радищева. Неизвестный художник
Но пути-дороги их пересекались все равно (и в переносном смысле, и в реальном знакомстве). А. Н. Радищев был хорошо знаком с И. Г. Рахманиновым (тем самым, который предоставил типографию Крылову); оба входили в «Общество друзей словесных наук». В юности Крылов явно находился под влиянием Александра Радищева и его круга, позже от этого принципиально ушел. Возьмем несколько примеров.
письмо сильфа Выспрепара
Самое невероятное письмо в «Почте духов» — письмо XLV «От сильфа Выспрепара к волшебнику Маликульмульку». Говорится здесь о юном государе, придворных льстецах, попытке Правды проникнуть сквозь дворцовые завесы; все это щедро приправлено намеками на Екатерину II и ее сына Павла. До сих пор литературоведы ведут дискуссии, кто автор этого письма, и один из наиболее вероятных вариантов — Радищев.
Одним из первых такой вариант авторства предложил еще А. Н. Пыпин, литературовед XIX в.,
в заметке «Крылов и Радищев» в 1868 г. Но были и яростные противники этой версии, например П. Е. Щеголев: «Из истории журнальной деятельности А. Н. Радищева», 1908.
«Если Радищев действительно публиковался в первом журнале Крылова, рушится версия о моножурнализме „Почты духов”…»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Но с «Почтой духов» связан и эпизод полемики с масонским журналом «Беседующий гражданин», где Александр Радищев печатался и которым, по мнению многих исследователей, неофициально руководил. Журнал выпускался тем самым «Обществом друзей словесных наук», куда входили и Радищев, и Рахманинов.
Праздный педант и Бредящий мещанин
В самом начале «Беседующий гражданин» (1789, № 1) опубликовал неподписанную статью «Бредни праздного педанта», где нападал на Крылова, «Почту духов», сатиру как способ литературной вражды, очень негативно отзывался о театральной полемике Крылова…
Праздным педантом, как вы понимаете, был назван Крылов. Не спешите обижаться за него. В той далекой литературной борьбе все были хороши. «Беседующий гражданин» как мог заступался за Княжнина, обиженного Крыловым; Крылов не остался в долгу и переиначил спорящий с собой журнал в «Бредящего мещанина», а Княжнина аттестовал Рифмокрадом.
Если хотите подробней разобраться в той полемике (как умудрились сотрудники «Беседующего гражданина» процитировать еще не вышедший текст «Почты духов»? Почему им пришлось срочно менять типографию для выпуска второго номера? И т. д.), да и лучше представить себе жизнь Крылова, почитайте М. А. Гордина и Я. А. Гордина: «Взгляд со стороны», 1983.
Путешествие радищева и крылова
Тема слепоты власти и чудесных попыток разрушить эту слепоту Крылов продолжает и позже. Восточная повесть «Каиб», опубликованная Крыловым в «Зрителе», немного напоминает сон путешественника в книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». И там, и там восточные государи, внезапное прозрение имеющего власть, лесть придворных и страдающий народ…
Если учесть, что «Зритель» вышел через три года после радищевской книги, то вполне можно предположить, что Крылов один из радищевских сюжетов подал по-своему. Между прочим, разыскивая типографию, где была выпущена печально известная книга Радищева, полиция пришла сначала к Ивану Крылову, подозревая, что именно Крылов отпечатал это бунтарское сочинение.
«Кстати, и в „Каибе” немало намеков на российскую действительность, например, в визире Дурсане можно узнать одного из последних фаворитов Екатерины II Платона Зубова»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Довольно скоро Крылов уйдет от критических параллелей и опасных шуток с властью, выберет другой путь, в отличие от Радищева. Оппозиционный журнал спокойно будет переиздаваться: в петербургском магазине братьев Свешниковых можно купить «„Почту духов“, сочинение российское И. К., 4 части (с предисловием). 5 руб. 50 коп. в переплете».
Санкт-Петербургские ведомости. 1811. № 23. 21 марта. С. 4.
Другие сочинения Крылова книгоиздатели тоже легко распродают: у братьев Глазуновых можно купить «Басни» Ив. Крылова. СПб., 1809, в типографии Губернского правления. Цена в бумаге 1 руб. «Модная лавка» Крылова, в бумаге 130 коп.
Московские ведомости. 1811. № 33. 26 апреля. С. 933.
Бунтарство юности Крылова закончилось. Им написаны басни, сегодня почти забытые: о вреде
свободы — «Конь и всадник», о зле вольнодумства — «Сочинитель и разбойник».
Но в исторической перспективе все сложилось правильно: этих басен никто не знает, и не надо — потому что они скучны, замысловаты, длинны, темны.
Постаревший Крылов перестал размышлять, как 20-летний издатель журнала.
Он первый из русских писателей увидел: существуют две правды, две равновеликие и враждебные истины. Ему казалось, что примирить их невозможно. Потом, в баснях, он снова и снова будет иронически сталкивать правду литературы (свою собственную правду) и правду жизни. И благодаря этой интеллектуальной смелости Крылов и станет народным писателем
Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова, или Опасный лентяй. СПб., 2008. С. 70.
И напоследок — пример из серии исторических шуток. Статью А. С. Пушкина «Александр Радищев» запретил к опубликованию в «Современнике» цензор Крылов. Не Иван Андреевич, конечно, а Александр Лукич, однофамилец. Пушкину от этого легче не было, но история в очередной раз улыбнулась, согласитесь: Крылов запрещает статью Пушкина про Радищева…
Помогите Ивану Андреевичу Крылову подобрать слова и узнайте про традиции иллюстрирования в XVIII в.
1702 г.
1759 г.
1769 г.
1789 г.
1791 г.
1796 г.
1826 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK