Некрасовские журналы в русской карикатуре XIX в.
На основе выборочного просмотра 11 тонких иллюстрированных журналов XIX в., одного издания начала XX в. и отдельно взятых трудов пяти художников — современников Некрасова, используя труды предшественников и любезную помощь хранителя фондов Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова О. А. Замареновой, удалось выявить 38 карикатур, посвященных Некрасову и его изданиям. За выбранный период семь карикатур поместил журнал «Заноза», шесть карикатур — «Маляр», четыре — «Искра», три — «Осколки», по два сатирических рисунка опубликовали «Ералаш», «Сын отечества», «Знакомые», «Русский сатирический листок» и «Шут», по одному — «Иллюстрированный альманах», «Гудок» и «Литературный вестник». Представлю обнаруженные результаты в виде таблицы. Отдельно взяты прижизненные карикатуры на поэта-издателя, отдельно — посмертные годы, когда еще выходили «Отечественные записки» (и после смерти Некрасова этот журнал можно и нужно считать некрасовским).
Карикатуры на Н. А. Некрасова и его издания в 1846–1884 гг.
«Хорошо заметны предпочтения художников: лидируют прижизненные карикатуры на самого поэта, затем следуют рисунки, посвященные „Современнику” и тому же журналу вместе с его издателем. Это объясняется, прежде всего, значительной ролью в жизни пореформенной России как самого Некрасова, так и ведущего демократического журнала 1860-х гг.»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
журнал «Заноза» (1863–1865 гг.)
Больше всего карикатур напечатал журнал «Заноза» (1863–1865 гг.). Все рисунки «Занозы» на некрасовские темы помещены в 1863–1864 гг. Это время нельзя назвать пиком успеха «Современника»: арестован Н. Г. Чернышевский, скончались Н. А. Добролюбов и И. И. Панаев; эпоха «триумвирата трех Николаев» осталась позади.
Но журнал по-прежнему популярен в демократических кругах, востребован у молодежи, и значит, успехом будут пользоваться и карикатуры на него. Три рисунка «Занозы» посвящены Некрасову с «Современником», три касаются одного журнала, один — Некрасова. Но это деление весьма условно. Так, в карикатуре Р. К. Жуковского «Промышленно-литературное акробатство» Некрасов изображен без журнала, но именно в роли издателя, прыгающего сквозь обруч подписки за деньгами публики.

Жуковский Р. К. Промышленно-литературное акробатство. По случаю наступления 1865 года // Заноза. 1864. 22 ноября
Три приложения к «Занозе» широко известны: это блестящая графика П. Ф. Бореля, Н. В. Иевлева и «Масленичное обозрение „Занозы”». В приложении «Концерт в C-дурном тоне» музицируют редакторы и издатели крупнейших петербургских изданий. Роспись карикатуры (что особенно важно для коллективных образов) сделана А. В. Ефреминым.
Рисунок П. Ф. Бореля, литография А. И. Траншеля.
Борель П. Ф. Концерт в С-дурном тоне // Заноза. 1863. Приложение к № 9.
Ефремин А. В. Забытая сатира Курочкина // Литературное наследство. Том 1. М., 1931. С. 264.
Борель П. Ф. Концерт в С-дурном тоне // Заноза. 1863. Приложение к № 9
Дирижером выступает председатель Петербургского цензурного комитета В. А. Цеэ (в названии карикатуры обыграна его фамилия: C-dur, или до мажор); министр внутренних дел гр. П. А. Валуев задает камертоном нужную тональность. Некрасов сидит в центре композиции (это подчеркивает роль его издания для современной прессы), смотрит на дирижеров, играет на домре, по ободу которой выведено «Современник». Карикатура «Бой из-за подписчиков» (рисунок Н. В. Иевлева, литография А. И. Траншеля) по смыслу напоминает «Промышленно-литературное акробатство»: показано сражение из-за подписчиков, но уже не в цирковом антураже, а на средневековом рыцарском турнире на глазах у публики. И опять в центре композиции — Некрасов.
Иевлев Н. В. Бой из-за подписчиков // Заноза. 1863. 8 декабря
Рыцарский наряд, поднятое забрало (без страха и упрека?), на поводьях выведено «Современник», в замахе вскинуты меч и булава… Самое странное, что противников, равных этой силе замаха, рядом нет. Ближе всего к скакуну Некрасова — лошадь Г. Е. Благосветлова («Русское слово»), но законы пропорции неумолимы: всадники разъедутся, не затронув друг друга, ибо бьются они не на одной линии. С другой стороны спиной к спине Некрасова скачет М. Н. Катков (во избежание неточностей художник поставил инициал «К» на крупе коня, обрядил Каткова в английские одежды и дал вымпел «Московские ведомости». Но мало этого, на коне Каткова укреплены крупные шоры, подчеркивающие всю ограниченность — с точки зрения Иевлева — как животного, так и всадника).
В «Масленичном обозрении „Занозы”», выстроенном по принципу житийной иконы или календаря, даны средник и 22 клеймы. Посередине изображена сцена народного гуляния (катальные горы, карусели, балаганы). В клеймах в сатирическом виде представлены издатели или ведущие сотрудники крупных газет и журналов обеих столиц. «Современнику» отведено место в верхнем ряду, ближе к середине, и это опять-таки говорит о центральной роли издания среди прочих журналов.
Масленичное обозрение «Занозы» //Заноза. 1864. №  9.
Масленичное обозрение «Занозы» //Заноза. 1864. № 9
Узкий подсвечник держит свечу, на которой вертикально, снизу вверх написано «Современник». Сама свеча накрыта тушилкой, с обеих сторон к которой прикреплены силуэты Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Контекст не слишком приятен: рисунок можно прочесть как намек на преграды со стороны писателей свету, но карикатура и должна использовать гротескные, утрированные формы.
«Карикатуры „Занозы”, посвященные „Современнику” без прорисовки Некрасова, менее известны. На рисунке 1863 г. (художник А. А. Кудинов?) крестьянин пашет землю, усыпанную газетными и журнальными листами. Наряду с „Северной почтой”, „Сыном отечества” и пр. мы видим и страницу „Современника”. Подпись под карикатурой объединяет в негативном ключе без различия политических и содержательных оттенков всю журналистику. Издатели „Занозы” свой журнал тоже кинули под ноги крестьянину, и себя причислив к „дряни”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
И какой, подумаешь, дряни туда ни запашешь, а из всего Божий хлебец выходит! // Заноза. 1863. №  34.
Две карикатуры 1864 г. посмеиваются над критическим направлением некрасовского журнала. «Заноза» показала «Идеалы сотрудников»: пять портретов-медальонов корреспондентов «Модного магазина», «Искры», «Домашней беседы», «Отечественных записок» и «Современника». Нечетное количество медальонов диктует композицию: четыре портрета расположены вертикально по краям (два с одной стороны и два с другой), пятый — и опять «Современник» — в центре. Идеальный сотрудник «Современника» изображен в профиль. Пенсне, ехидная улыбка и руки в карманах, из-за чего оказываются приподнятыми фалды сюртука, очевидно, должны показать образованную личность, не боящуюся критиковать общепризнанные авторитеты и нарушать правила поведения.
Идеалы сотрудников по некоторым российским журналам // Заноза. 1864. №  5.
«Отклик на известную полемику, разгоревшуюся в 1864–1865 гг. между двумя журналами — „Современником” и „Русским словом” (статьи Зайцева и Писарева)»
Макашин С. А., советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР
Макашин С. Судьба литературного наследства М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литературное наследство. Том 3. М., 1932. С. 289.
Молодой Щедрин (как вспоминал Н. К. Михайловский, очень похоже нарисованный) прутом сечет зайца (намек на В. А. Зайцева). Лягушки с надписями «Прогресс», «Женская эмансипация», «Нигилизм» в ужасе отпрыгивают от грозного сатирика. Незавидно и положение журналов: «Искра» в виде собаки убегает, задрав хвост; толстые тома «Современника» и «Русского слова» погружены в болото, а из переплетов прорастают поганки. Подписью к карикатуре послужили строки из оды И. И. Дмитриева «Ермак» 1794 г.

Ужасный вид! Они сразились!!! // Заноза. 1864. № 18
Раскол в среде нигилистов передан визуальными средствами многообразно и иронично, хотя Д. Буторин и Вас. Гиппиус считали иначе: «Технически карикатура на Салтыкова получилась мало выразительной».
Буторин Д., Гиппиус В. В. Салтыков в карикатуре // Литературное наследство. Т. 13/14. Второй полутом. М., 1934. С. 570.
журнал «Маляр» (1871–1878 гг.)
«Маляр» (1871–1878 гг.) поместил шесть карикатур, связанных с Некрасовым и его изданиями. Только один рисунок не относится напрямую к издательской деятельности поэта (хотя косвенную связь провести можно): диптих «Я — уроженец степей», обыгрывающий богатство Некрасова. Дважды «Маляр» напоминает читателям про поэму «Кому на Руси жить хорошо». В 1871 г. Некрасов изображен лежащим на диване в халате, с сигарой, рядом с чучелом медведя и полосами «Отечественных записок». Л. И. Соболев высказал гипотезу, что автором этой карикатуры стал иллюстратор многих произведений Некрасова А. М. Волков.
Маляр. 1875. №  21.
«Кому на Руси жить хорошо» // Маляр. 1871. № 7.
Соболев Л. И. Основные мотивы лирики Некрасова // Литература. 2004. №  40.
В 1874 г. за основу намека берется уже не якобы барство поэта, а содержание самой поэмы — Некрасов выплескивает ведро воды в ушат. На ведре надпись соответствует названию поэмы, на ушате — названию издаваемого им журнала. Подпись к карикатуре только усиливает саркастичность изображения. Столько же раз возвращается «Маляр» к нашумевшему переходу «Отечественных записок» от Краевского к Некрасову и позднейшему их сотрудничеству. В серии о похождении русских издателей журнал изобразил присевших отдохнуть Некрасова и Краевского.

Народный поэт ежегодно выливает ведро воды в ушат русской литературы, чем и разводит остатки своей сатиры // Маляр. 1874. № 6
Народный поэт ежегодно выливает ведро воды в ушат русской литературы, чем и разводит остатки своей сатиры // Маляр. 1874. №  6.
Мирный рисунок сопровождается неприятной репликой. Тем более неприятной, что Некрасов выведен на первом плане, и подпись прежде всего приходится отнести к тому, кто виден лучше: «Вы, детки, не бойтесь героев, но их не дразните и близко не стойте, забрызгают грязью чистое платье».
Маляр. 1873. 16 декабря.
Бильярдными игроками показаны Некрасов и Щедрин в следующей карикатуре «Маляра». Там же Краевский смиренно предлагает: «Ну, господа, кончайте скорее партию, — да и на чаек с вашей милости». Возможно, соль рисунка заключена в том, что удар делает Некрасов, Щедрин готов продолжить игру, а Краевский выступает в приниженной роли маркера. Учитывая значение «Мафусаила российской словесности», понятно, что роль обслуги больно бьет по самомнению Краевского, одновременно преувеличивая позиции остальных
Маляр. 1874. №  50.
Есть пример отклика и на арест изданий. В 1874 г. художником С. А. Любовниковым была помещена карикатура «Буря». Страшный ветер несет по небу барышень, под развевающиеся юбки подглядывают кавалеры (в свою очередь, теряющие парики). Но буря взметнула ввысь и том «Отечественных записок». Подпись под карикатурой многое объясняет:
Последняя буря наделала много хлопот: многих поставила в неприятное положение, почти все журналы наполнила утками и разною дичью, а некоторые даже совсем унесла
Любовников С. А. Буря // Маляр. 1874. № 23. Приложение.
«Если учесть, что в мае 1874 г. цензурой был запрещен номер журнала, то пикантность карикатуры становится очевидной ширмой»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
«Искра» (1859–1873 гг.)
Знаменитая «Искра» (1859–1873 гг.) из четырех карикатур, посвященных Некрасову, лишь в одной обошла стороной его издательские труды. Остальные сатиры «Искры» широко известны: «отстаивание статей» навытяжку перед дверьми цензурного комитета, некрасовская «инаковость» от собратий по издательскому цеху: «целой головой выше мерки» и тень В. Г. Белинского, ужасающаяся переходу «Отечественных записок» от Краевского к Некрасову.
Иевлев Н. И. «Ревизор», поставленный Обществом для пособия нуждающимся литераторам. Петербург, 14 апреля 1860 г. // Искра. 1860. № 17.
Степанов Н. А. Редакторы журналов отстаивают свои статьи // Искра. 1862. № 32.
Прием журналов в рекруты // Искра. 1863. № 30.
Волков А. М., Фрейнд. Новый год в журналистике // Искра. 1868. № 1.
Во всех карикатурах обозначено портретное сходство с поэтом; всюду подчеркивается особое (хоть и не всегда приятное) положение Некрасова-издателя в журналистике. В двух карикатурах даны названия журналов: в «приеме в рекруты» Некрасов укрыт большим листом «Современника», в рисунке Волкова на двух сторонах обложки изображены бывший и новый редакторы «Отечественных записок». В двух последних карикатурах Некрасову приходится лицом к лицу встречаться с Катковым; положение фигур и взглядов обоих нельзя назвать дружественными.
«Осколки» (1881–1916 гг.)
«Осколки» (1881–1916 гг.) были основаны уже после смерти Некрасова, поэтому сатирические отклики касались лишь «Отечественных записок». Две из трех опубликованных карикатур были посвящены редактору журнала Салтыкову-Щедрину, одна — положению журналистики в целом. Карикатуры штатного художника журнала В. И. Порфирьева изображают Щедрина в бумажном кораблике с надписью «Отечественные записки», стреляющего из пушки по финансистам, и того же Щедрина, чье тело представляет том «Записок», на прогулке со светской дамой — газетой О. К. Нотовича «Новости».

Порфирьев В. И. На прогулке // Осколки. 1883. № 17
Порфирьев В. И. Битва русских с кабардинцами // Осколки. 1882. № 41; На прогулке // Осколки. 1883. № 17.
Третья карикатура изящно поднимает сложную тему взаимоотношений власти и прессы: чья-то рука из-за занавеса перекрывает воду в кране «Общественная жизнь». Под закрытым краном находится аквариум, где плавают рыбы-издания (в центре — осетр «Отечественные записки»). Подпись сделана в духе междустрочья: «Не по вине редакции вода в аквариуме стала мутной».
Борьба за существование (по Дарвину) // Осколки. 1883. № 2.
Другие издания
По две карикатуры, связанные с Некрасовым, опубликовали журналы «Ералаш» (1846–1849 гг.), «Сын отечества» (1856–1900 гг.), «Шут» (1879–1914 гг.), «Русский сатирический листок» (1882–1889 гг.) и альбом карикатур «Знакомые» (1857–1858 гг.).
Одна карикатура в «Ералаше» хорошо известна — это «Шествие в храм Славы» М. Л. Неваховича, где молодой Некрасов впервые появляется на визуальном поприще. Вторая карикатура высмеивает идею давать приложения к «Современнику». В книжной лавке вместе с журналом приказчик вручает подписчикам курицу на блюде. Сбоку на толпу, попирая ногами листы других изданий, иронично поглядывает соиздатель Некрасова И. И. Панаев.
Невахович М. Л. Шествие в храм Славы // Ералаш. 1846. Лист 24.
Современное изобретение прилагать к каждой книжке журнала всякую дичь // Ералаш. 1849. Тетрадь 3. Лист 6.
«Сын отечества» посмеялся над сборищем журнальных издателей (среди коллег Некрасов назван «гуманным поэтом-журналистом») и обратился к уже освещавшейся теме перехода «Отечественных записок». Проект памятника на углу Литейной и Бассейной предполагал воплощение сиамских близнецов, сросшихся спинами, в виде Краевского и Некрасова. Попутно отмечу, что это место казалось карикатуристам знаковым. Спустя 14 лет другой журнал предлагает свой проект памятника, тоже связанного с некрасовским журналом: на этом углу должен был стоять Щедрин с зажженной свечой (очевидна аллюзия с диогеновским «Ищу человека»).

Современный русский Янус // Сын отечества. 1868. № 35
Журнальный митинг // Сын Отечества. 1861. №  27.
Современный русский Янус // Сын Отечества. 1868. №  35.
Современному сатирику. Проект памятника на углу Бассейной и Литейной // Шут. 1882. №  17.
Журналу «Шут» принадлежит еще одна визуализация некрасовской темы: среди прочих литераторов Некрасов выступает в роли бурлака, который тщетно пытается сдвинуть с места литературу-чернильницу.
На мель села, голубушка! // Шут. 1879. №  3.
Современному сатирику. Проект памятника на углу Бассейной и Литейной // Шут. 1882. № 17
На мель села, голубушка! // Шут. 1879. № 3
Родоначальник русской массовой карикатуры Н. А. Степанов оставил несколько заметных рисунков, связанных с некрасовской темой. Чаще всего вспоминают его рисунки для «Иллюстрированного альманаха». Но Некрасова не всегда видно рядом с журналом: вот И. Панаев держит плакат с надписью «Современник». Рядом с ним — фигуры Ф. В. Булгарина, О. И. Сенковского, Краевского и пр. Это издания популярные, удержавшиеся, в отличие от прочих, от падения в пропасть.

Степанов Н. А. Белинский и Некрасов // Иллюстрированный альманах. 1848
Степанов Н. А. Белинский и Некрасов // Иллюстрированный альманах. 1848.
Степанов Н. А. Падеж на журналы и газеты // Знакомые. 1857.
Альбом «Знакомые» публикует и другую, более известную карикатуру Степанова — «Обязательные литераторы», где Некрасов и Панаев, выглядывая из раскрытого переплета «Современника», зазывают к себе «исключительных» литераторов.
Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и Л. Н. Толстой несут с собой охапки рукописей, а издатели всячески демонстрируют радость и гостеприимство.

Степанов Н. А. Обязательные литераторы // Знакомые. 1857
Степанов Н. А. Обязательные литераторы // Знакомые. 1857.
Журнал настолько велик, что издатели и авторы достигают лишь двух третьих его высоты, а толщина показана уходящим вдаль строем распахнутых страниц. Художественный отклик на известный договор об исключительном сотрудничестве получился метким и очень редким (карикатуристы, как правило, не обращали внимания на проблемы набора авторов).
Все журналы, приведенные в этом исследовании, выходили в Петербурге, за исключением «Русского сатирического листка», который печатался в Москве
У московского издания есть две интересные сатирические картинки по выбранной теме. Если первая — карикатура М. М. Чемоданова — традиционно изображает Некрасова, наряду с другими классиками, стоящим у трона Литературы, то вторая более оригинально насмехается над народническими тенденциями «Отечественных записок» и «Дела». Журналы изображены антропологически, т. е. в виде людей, собирающих подаяние «слепому-убогому» и «на прогорелое место», а стоящий неподалеку сборщик (И. С. Аксаков, подпоясанный «Русью») ворчит: «Мужиками нарядились: обманщики, больше ничего!».

Степанов Н. А. Обязательные литераторы // Знакомые. 1857
Чемоданов М. М. Изгнание циника из храма литературы // Русский сатирический листок. 1883. №  31.
В. Ф. Игра наших журналов в «мужички» // Русский сатирический листок. 1883. №  33.
Чемоданов М. М. Изгнание циника из храма литературы // Русский сатирический листок. 1883. № 31
По одному сатирическому отклику принадлежит «Иллюстрированному альманаху» (1848 г.) [39], «Гудку» (1862–1863 гг.) и «Литературному вестнику» (1901–1904 гг.). Карикатура в «Вестнике» датируется 1861 г., хотя и опубликована значительно позже. Некрасов выступает там как член Общества вспомоществования недостаточным литераторам и ученым. Роспись карикатуры, как и в случае с литографией П. Ф. Бореля, сделана А. В. Ефреминым.

Концерт будущей музыки в пользу достаточных авторов. 1861 г. // Литературный вестник. 1902. Том. IV. Книжки 5−6
Концерт будущей музыки в пользу достаточных авторов. 1861 г. // Литературный вестник. 1902. Том. IV. Книжки 5−6.
Ефремин А. В. Забытая сатира Курочкина // Литературное наследство. Том 1. М., 1931. С. 248.
Карикатура «Гудка» изображает двух собеседников, причем один из них одет в простонародную одежду. Судя по диалогу, оба — образованные люди, так что, возможно, художником был выстроен визуальный намек на славянофилов. Обсуждается отличный уровень «Собеседника» (журнал находится в руках у сторонника крестьянского вида) и высказывается сожаление, что название журнала не русское; следовало бы взять коренное слово «Временник» (еще один довод в пользу гипотезы об изображении славянофила). Второй беседующий, используя игру слов, говорит о слухах: будто бы Некрасов будет издавать «Временник», а Чернышевский — «Sauts». Французское слово «прыжки» и намек на разделение журнала в сочетании с годом ареста критика демонстрируют зрителю прекрасный уровень эзопова языка.

Вот отличный журнал // Гудок. 1862. № 18
Вот отличный журнал // Гудок. 1862. № 18.
Среди авторских карикатур на Некрасова, вышедших в книжном или рукописном виде, отмечу сатиры Ю. Незлобина, кн. В. А. Долгорукова, А. М. Волкова, А. Ф. Чернышева, А. И. Долотова. Книга Ю. Незлобина, поставившая задачу изобразить 50 журналов и газет, открывается антропоморфным образом «Современника», где легко угадываются черты Некрасова. В многоплановой графике Долгорукова Некрасова вместе с Щедриным и Краевским терзают черти; название же «Современника» вписано в общий круг русской прессы.
Незлобин Ю. 50 журналов и газет в лицах. СПб., 1859.
Крестовский 3-й В. /Долгоруков В. А. / Аскоченский — новый оракул. СПб., 1862.
Незлобин Ю. 50 журналов и газет в лицах. СПб., 1859
Крестовский 3-й В. /Долгоруков В. А. / Аскоченский — новый оракул. СПб., 1862
Три последние авторские карикатуры не затрагивают тему «Некрасов-издатель» и посвящены его творчеству или личной жизни.
Долотов А. И. Некрасов на охоте // Галерея русских деятелей. Вып. 1. СПб., 1869
«„Суд". Современная повесть Некрасова, изображенная в карикатуре А. М. Волковым. 1868» год»
«Как сам Некрасов относился к карикатурам на него и на его издания? Ответ на этот вопрос мне не встречался; но, учитывая традиции XIX в., думается, обид не было. Карикатура была и осталась неким мерилом общественной популярности, языком, понятным большинству. И Некрасову — певцу народа, издателю многотиражных демократических журналов — визуальная пропаганда, хоть и не всегда положительная, в определенной степени была выгодна»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
…Праздный балагур
Срисовать в альбом карикатур
Норовит, рекомендуя дамам
Любоваться «сим гиппопотамом»!
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. I. Стихотворения. 1838–1855. Л., 1981. С. 133.
Эти некрасовские строчки доказывают, что альбомы карикатур поэт видел. Наверняка просматривал издатель толстого журнала и тонкие иллюстрированные журналы, тем более те, где трудились его давние знакомые. А вот как он к ним относился, оставим вопрос открытым.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1855 г. и продолжается до 1866 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1855 г. и продолжается до 1866 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK