ЛЕГАЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТЫ 1860-Х ГГ.

К легальным (т. е. разрешенным к выпуску правительством) демократическим изданиям 1860-х гг. относились журнал «Современник» (издатели Н. А. Некрасов и И. И. Панаев), журнал «Русское слово» (издатель Г. Е. Благосветлов) и сатирические журналы, про которые поговорим в следующем лонгриде. Борис Иванович Есин задает по этому политическому направлению очень важный вопрос, по поводу которого стоит задуматься: «Об одной ли революции думали русские демократы в 40−80-е годы XIX века (Белинский, Писарев, Благосветлов)?»
«Современник»
Николая Некрасова и Ивана Панаева
(1846−1866 гг.)
20 лет Николай Некрасов издавал «Современник».
«Здесь собирались самые лучшие силы тогдашней литературы — притом не в случайных встречах по журнальным делам (как это бывало в редакции „Отечественных записок”), а в сознательном единении, которое внушалось общими литературными взглядами и задачами, сродством художественного вкуса и взаимной оценкой, — и это единение переходило в дружеские отношения; многих (как, например, Тургенева, Григоровича, Анненкова, Боткина) связывало дружество еще со времен Белинского. В литературном отношении „Современник” без сомнения был лучшим журналом того времени»
Пыпин А. Н., литературовед, этнограф, член редакции журнала «Современник»
Пыпин А. Н. Николай Алексеевич Некрасов. СПб., 1905. С. 10.
Взгляните на литографию русского живописца Василия Тимма, где изображены ведущие авторы журнала: И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб, Л. Н. Толстой, И. И. Панаев, Д. В. Григорович. В журнале среди других текстов были опубликованы «Обзоры русской литературы» Виссариона Белинского и «Кто виноват?» Александра Герцена, «Записки охотника» Ивана Тургенева и «Антон-горемыка» Дмитрия Григоровича, пьесы Александра Островского и трилогия «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого.

Некрасов в 1869 г. писал Михаилу Салтыкову-Щедрину, вспоминая первые годы «Современника»:
«Денежные заботы, необходимость много работать, вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение и исправление рукописей, а также и добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я еще писал рецензии и фельетоны»
Некрасов Н. А., русский поэт, прозаик и публицист, издатель журнала «Современник»
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. XV. Книга I. Письма. 1863−1872. СПб., 2000. С. 95.
Его чуткий подход к авторам сотрудники вспоминали через много лет:
«Раз в писателе признают дарование, считают его желательным вкладчиком в журнал, знают, каких он взглядов и симпатий, — совершенно лишнее подвергать его, по поводу всякой новой вещи, все новым и новым испытаниям. Так, напр., всегда вел себя Н. А. Некрасов как издатель-редактор журнала. Никакого умничанья, никаких придирок или вторжения в то, что вышло из-под вашего пера»
Боборыкин П. Д., русский писатель, драматург, журналист, публицист, критик и историк литературы
Боборыкин П. Д. Убежденный человек (памяти В. А. Гольцева) // Русская мысль. 1906. № 12. Декабрь. С. 116.
Но были и проблемы, конечно. Например, печально знаменитый «раскол в нигилистах» (см. о нем подробнее: Корнацкий Н. Н. «Раскол в нигилистах»: итоги и перспективы изучения // Клио. 2015. № 4).
как Некрасов ушел из «Отечественных записок»?
С 1841 г. Николай Некрасов трудился в «Отечественных записках» А. А. Краевского. Его дебют здесь — публикация повести «Опытная женщина» (1841. № 10). Дебют для нуждавшегося во всем молодого литератора прошел не слишком удачно:
«<…> а денег за нее просить совещусь, потому что предварительно об этом не говорил»
Некрасов Н. А., русский поэт, прозаик и публицист, издатель журнала «Современник»
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. XIV. Книга I. Письма. 1840–1855. СПб., 1998. С. 41.
Крупнейший исследователь Некрасова Б. В. Мельгунов считал, что Некрасов в 1841 г. напечатал и другие (неподписанные) тексты в журнале Краевского. С 1843 г. Некрасов печатает в «Отечественных записках» и рассказы, и стихи, и рецензии, и фельетоны; его влияние в редакции постепенно растет.
Мельгунов Б. В. Некрасов-журналист. Л., 1989. С. 13.
В 1846 г. Виссарион Белинский, Николай Некрасов и Иван Панаев после долгих поисков уходят от Краевского к себе, т. е. из «Отечественных записок» во взятый у П. А. Плетнева «Современник». Разгорелся большой скандал. Фаддей Булгарин раньше публичного оповещения о смене редакционного состава поторопился сообщить:
Все статьи, как всем известно, писали для «Отечественных записок» гг. Белинский (главный сотрудник журнала до половины 1846 г.), Некрасов, Панаев и молодые литераторы. Теперь все эти бывшие постоянные сотрудники «Отечественных записок» решительно оставили журнал и перешли в редакцию «Современника»
Северная пчела. 1846. № 224. 3 октября. С. 895.
Андрей Краевский в пику ушедшим и Булгарину публикует отдельной брошюрой «Объяснение по нелитературному делу»: «Гг. Некрасов и Панаев никогда не были постоянными сотрудниками „Отечественных записок”, а иногда или весьма редко печатали статьи свои в этом журнале (преимущественно в отделе словесности), всегда подписывая под ними имена свои» (СПб, 1846).
Белинский, Некрасов и Панаев выступили с ответной брошюрой «По поводу „Нелитературного объяснения”»:
«Это не совсем справедливо: г. Панаев, с самого основания „О. з.", то есть с 1839 по 1846 год, помещая повести свои исключительно в этом журнале, сверх того, иногда составлял статьи о французской литературе, и статьи эти являлись в „О. з.” без подписи его имени. Г-н Некрасов с 1843 года принимал участие в „Библиографической хронике”, и вообще статей г. Некрасова, не подписанных его именем, в „О. з.” несравненно больше, чем подписанных»
Некрасов Н. А., русский поэт, прозаик и публицист, издатель журнала «Современник»
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. XIII. Книга I. Материалы редакционно-издательской деятельности. СПб., 1997. С. 8.
Скандал набирает обороты. Булгарин перепечатывает в «Пчеле» обращение трех авторов. Краевский ехидничает, мол, Белинский-Некрасов-Панаев уже сотрудничают с печально известным Фаддеем… В общем, любая ссора, даже литературная, мало привлекательна. Но хотелось бы, чтобы вы запомнили следующие строки Краевского, написанные им в 1846 г. (и вспомнили их, когда мы станем говорить про 1868 г.).
«Ни одна статья гг. Белинского, Панаева и Некрасова не будет напечатана в „Отечественных записках” до тех пор, пока этот журнал издается нами»
Краевский А. А., журналист, педагог, редактор-издатель журнала «Отечественные записки»
Библиографические и журнальные известия // Отечественные записки. 1846. № 12. С. 119.
Как понять фразу Петра Плетнева «"Современник" —
те же "Отечественные записки"»?
В русской журналистике XIX в. это были два самых главных журнала. Более того, и в начале ХХ в. эти названия оставались на слуху. Максим Горький вместе с Александром Амфитеатровым пытались восстановить «Современник» (1911−1915 гг.); первая волна русской эмиграции выпускала в Париже журнал «Современные записки» (1920−1940 гг.), соединив два ключевых названия.
«Поэтому неудивительно, что Некрасов, перейдя в 1846 г. в „Современник”, попытался преобразовать его по лучшим, как ему казалось, образцам. Если вы возьмете в руки оба журнала, вы сразу увидите массу совпадений: внешний вид (верстка, формат, объем); имена многих авторов, содержание. Даже бывший цензор „Отечественных записок” А. В. Никитенко стал ответственным редактором „Современника”…»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Некрасов этого и не скрывал. В письме к издателю Н. М. Щепкину он прямо писал:
«Русь-матушка велика: скоро ли дойдет до нее, что „Отечеств. записки” переменили квартиру и, приодевшись и приумывшись, хотят явиться к ней под именем „Современника”»
Некрасов Н. А., русский поэт, прозаик и публицист, издатель журнала «Современник»
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. XIV. Книга I. Письма. 1840−1855. СПб., 1998. С. 61.
Это понимают и другие: Герцен, например, называет «Современник» побочным сыном «Записок». Ощущение конкуренции только усиливает видимую схожесть журналов. Профессор Московского университета, историк К. Д. Кавелин, признавался: «Разницы в редакции не было, в сущности, никакой. <…> Это те же „Отечественные записки” в другой обложке».
Кавелин К. Д. Воспоминания о В. Г. Белинском // Виссарион Григорьевич Белинский в воспоминаниях современников. Л., 1929. С. 118.
Но постепенно, конечно, журнал Некрасова и Панаева начинает леветь (т. е. приобретать демократический оттенок), и связано это с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
Николай Некрасов: «Современник», часть I
Николай Некрасов: «Современник», часть II
Некрасов и Тургенев
Может быть, самым близким человеком Некрасову был И .С. Тургенев, такой же, как и наш герой, страстный охотник. Их сближало многое: дворянский круг, воспитание, дружба с Белинским, писательство, хобби, даже «двойной» роман. То Иван Сергеевич звал Николая Алексеевича в Спасское-Лутовиново поохотиться, то Николай Алексеевич приглашал Ивана Сергеевича в Карабиху побродить по ярославским лесам… Они вместе работали в «Современнике» почти полтора десятка лет. Чернышевский вспоминал, что Тургенев чаще бывал у Некрасова, чем у себя дома. Некрасов опекающе-нежно любил Тургенева даже в его недостатках и слабостях:
Люблю его характер слабый,
Когда, повесив длинный нос,
Причудливой, капризной бабой
Бранит холеру и понос,
И похвалу его большую
Всему, что ты ни напиши,
И эту голову седую
При моложавости души
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. I. Стихотворения. 1838−1855. 1853. СПб., 1981. С. 120.
Но дружба все-таки прервалась. Постепенно отношения Тургенева с ведущими авторами журнала — Чернышевским и Добролюбовым — становились все более натянутыми. Некрасов пытался примирить обе стороны. Но грянул разрыв. В 1860 г. журнал «Русский вестник» напечатал роман Тургенева «Накануне». Добролюбов подготовил статью-отклик «Когда же придет настоящий день?». Цензор Владимир Бекетов заранее показал добролюбовский текст Тургеневу, и тот сразу написал другу:
«Убедительно тебя прошу, милый Н., не печатать этой статьи: она кроме неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка — я не буду знать, куда деться, если она напечатается. — Пожалуйста, уважь мою просьбу»
Тургенев И. С., русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик, переводчик
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 тт. Т. IV. Письма. 1859−1861. М., 1987. С. 163.
Добролюбов на просьбу Некрасова отказаться от рецензии выдвинул ультиматум: если рецензия не будет напечатана, он уйдет из «Современника». Тургенев ответил еще резче: «Я или Добролюбов».
Некрасов не совсем понимает, что прошлого уже не вернуть:
«Что Тургенев на всех нас сердится, это неудивительно — его подбивают приятели, а он-таки способен смотреть чужими глазами. <…> Он ни в чем не выдерживает долго — и придет еще к нам (если уж очень больно не укусим)»
Некрасов Н. А., русский поэт, прозаик и публицист, издатель журнала «Современник»
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. XIV. Книга 2. Письма. 1856−1862. СПб., 1999. С. 149.
И все-таки Некрасов выбрал Добролюбова, хотя и потерял друга.
…Одинокий, потерянный,
Я как в пустыне стою.
Гордо не кличет мой голос уверенный
Душу родную мою.
Нет ее в мире. Те дни миновалися,
Как на призывы мои
Чуткие сердцем друзья отзывалися,
Слышалось слово любви
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. II. Стихотворения. 1855−1866. 1860. Л., 1981. С. 94.
Н. Н. Мостовская, много лет исследовавшая этот конфликт, признавала: «Сложные отношения Тургенева и Некрасова приобрели еще при их жизни (начиная с 1860 года) характер скандальной легенды. Разобраться в ее истоках и временных наслоениях непросто».
Мостовская Н. Н. И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов (проблема творческих взаимоотношений). Диссертация в форме научного доклада … докт. филол. н. СПб., 1999. С. 3.
Некрасов тяжело переживал разрыв. Спустя 14 лет после ссоры он посвящает стихотворение Тургеневу, где называет его «друг моей юности (ныне мой враг)». Меньше чем за полгода до смерти Некрасова бывшие друзья встретились.
Встреча послужила для них и прощением, и прощанием. Тургенев в один из редких приездов в Петербург (в основном он жил в 1870-х гг. в Буживале, пригороде Парижа) узнал с неизлечимой болезни Некрасова и не стал, конечно, припоминать старые дрязги
Стихотворение в прозе «Последнее свидание» (1878 г.) написано уже после смерти Некрасова:
«Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною. Я отправился к нему, вошел в его комнату… Взоры наши встретились»
Тургенев И. С., русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик, переводчик
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 тт. Т. X. Повести и рассказы. 1881−1883. Стихотворения в прозе. 1878−1883. Произведения разных годов. М., 1982. С. 146.
Некрасов о Чернышевском
Пророк (1874)
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе

Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. III. Стихотворения. 1866−1877. Л., 1982. С. 154.
Понять, почему Н. Г. Чернышевский был очень важен для Некрасова и как они влияли друг на друга, вы сможете, если прочтете статью основателя Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова в Петербурге и кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета В. Е. Евгеньева-Максимова «Некрасов и Чернышевский» (1930 г.).
«А разобраться в знаменитом романе Николая Гавриловича вам поможет телеспектакль 1971 г. „Что делать?”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Некрасов о Добролюбове
Памяти Добролюбова (1864 г.)
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 тт. Т. II. Стихотворения. 1855−1866. Л., 1981. С. 173.
История взаимоотношений Некрасова и Добролюбова хорошо описана в статье Г. В. Краснова:
«Н. А. Некрасов и Н. А. Добролюбов» (1989 г.).
Отношение к Некрасову в XXI веке
«Вот оно, наше ремесло, — сказал поэт. — Когда я начал свою литературную деятельность и написал первую свою вещь, то тотчас же встретился с ножницами; прошло с тех пор 67 лет, и вот я, умирая, пишу свое последнее произведение, и опять-таки сталкиваюсь с теми же ножницами»
Белоголовый Н. А., врач, общественный деятель, писатель, публицист, литератор, автор мемуаров
Горнфельд А. Г. Защита слова в русской лирике // В защиту слова. Сборник. СПб., 1905. С. 215.
Речь шла о поэме «Пир на весь мир». При смерти Николай Алексеевич столкнулся с цензурой, после смерти — с огромной славой, а потом — почти забвением. О Некрасове, как о поэте, до сих пор спорят, «ночевала ли поэзия» в его стихах, по выражению Тургенева, или нет. Но то, что Некрасов вслед за Пушкиным создал новую литературную речь, — бесспорно. Он ввел новые слова и сюжеты в литературу, применил непривычные для русского слуха поэтические трехстопные размеры.
«В пору моих гимназических лет о Пушкине даже не вспоминали — не то, чтобы его читать. Некрасовым же зачитывались до одурения, знали каждую его строчку, ловили каждый стих. <…> В нем удивительно много великорусского: таким „говором”, немножко хитрым и нахальным, подмигивающим и уклончивым, не говорят наверно ни в Пензенской, ни в Рязанской губерниях, а только на волжских пристанях и базарах»
Розанов В. В., русский религиозный философ, литературный критик и публицист
Розанов В. В. Уединенное. Почти на праве рукописи. СПб., тип. А. С. Суворина, 1912. С. 19, 31.
Представить, в какой эпохе жил и работал Николай Некрасов, вам поможет фильм Игоря Волгина «Из истории российской журналистики. Некрасов».
«В сентябре-октябре 2016 г. на Google-платформе я провела опрос на основе анкеты К. И. Чуковского 1919 г. Все желающие могли ответить на десять вопросов, сформулированных Чуковским и связанных с их отношением к Некрасову, и рассказать про свой возраст, род занятий, пол»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Всего ответило 112 человек от 12 до 66 лет. Ответившие проживают в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Архангельске, Казани, Пскове, Ярославле, Гродно и Бостоне. Больше всего поступило ответов от студентов, преподавателей, сотрудников музеев и журналистов.
Среди ответов преобладали признания в любви к творчеству поэта и ярко выраженное незнание его текстов. Единицы смогли выйти за рамки школьной программы. Редкостное единодушие проявилось в ответах на вопросы, связанные с влиянием некрасовских стихов на современное творчество (в основном нет).
Среди ответов — массовое несогласие с критикой И. С. Тургенева в адрес некрасовского поэтического дарования, осуждение якобы существовавшей безнравственности поэта и уверенность в искренности народолюбия Некрасова
Многие ответы современников начала XX в. (А. Ахматовой, Н. Гумилева, А. Блока, Д. Мережковского, С. Городецкого и пр.) совпадают с ответами современников начала XXI в.
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, не рассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1855 г. и продолжается до 1866 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1855 г. и продолжается до 1866 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK