Сатирическая и юмористическая журналистика 1860-х ГГ.

Серьезно о смешном
Один из самых серьезных публицистов рубежа XIX–XX вв. Василий Розанов так коротко охарактеризовал развитие русской сатирической печати: «Наша литература началась с сатиры (Кантемир), и затем весь XVIII век был довольно сатиричен. Половина XIX века была патетична. И затем, с 60-х годов, сатира опять первенствовала. Но никогда не была так исключительна, как в XVIII».
Розанов В. В. Уединенное. Почти на праве рукописи. СПб., тип. А. С. Суворина, 1912. С. 19.
От лубков до язвительных рисунков на бересте протопопа Аввакума, от творчества родоначальника отечественной художественной карикатуры И. И. Теребенева до всплеска сатиры в эпоху Великих реформ, от расцвета иллюстрированных сатирических журналов в Первую русскую революцию до онлайн-выставок карикатур — вот тот долгий путь, который прошла русская карикатура.
«Традиции сатирической журналистики начинаются в нашей стране с „Трудолюбивой пчелы” А. П. Сумарокова, „Трутня” (1769–1770 гг.), „Пустомели” (1770 г.), „Живописца” (1772–1773 гг.) и „Кошелька” (1774 г.) Н. И. Новикова, „Почты духов” (1789 г.) И. А. Крылова»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Судьба первых сатирических журналов, закрытых властями за критику, демонстрирует становление института цензуры в России. Ситуация не меняется и позже: сатирический «Журнал карикатур на 1808 г.» А. Г. Венецианова был запрещен на первом же номере за изображение спящего во время приема вельможи.
Верещагин В. А. Журнал карикатур на 1808 г. СПб., 1911.
Одним из первых юмористических журналов был «Сатирический вестник, удобоспособствующий разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно научать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей» (1790–1792 гг.). Насмешливые и мелкотемные «брачный курс», «объявления от театра щеголей и щеголих», «привоз товаров», «прибавление к ведомостям», письма из разных губерний копировали газетную форму.
Журналы карикатур возникают в России с 1840-х гг.: в газетном формате («Листок для светских людей», 1843–1845 гг.), в альбомном формате («Ералаш», 1846–1849 гг.). Целая полоса «Листка» сверстана в современном для нас виде: обтекание биографическим текстом графической сатиры на издателя «Московского телеграфа» Н. А. Полевого в образе механической чернильницы с человеческой головой.
Тимм В. Ф. Музеум Листка // Листок для светских людей. 1844. № 9.
«М. Л. Невахович, издатель „Ералаша", выбирает другой путь: большеформатные листы карикатур снабжены небольшими подписями. Например, мы видим сатиру на конкурентные методы борьбы за читателя: в книжной лавке подписчикам „Современника” вместе с журналом приказчик в обязательном порядке вручает жареную курицу, а сбоку, иронично прищурившись, за толпой наблюдает один из издателей „Современника” И. И. Панаев. Подпись объясняет, что происходит: „Современное изобретение прилагать к каждой книжке журнала всякую дичь”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Ералаш. 1849. Тетрадь 3. Лист 6.
Здесь же помещена первая опубликованная карикатура на цензора, причем без негативного подтекста. Это рисунок М. Л. Неваховича «Шествие в Храм славы», где среди литераторов видно цензора А. Н. Очкина. Группа писателей и журналистов 1840-х гг. — В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, Ф. В. Булгарин, Н. А. Некрасов и другие — шествует в Храм Славы, а цензор поднимает перед ними шлагбаум.
Невахович М. Л. Шествие в Храм Славы // Ералаш. 1847. Л. 24.
Всплеск сатирических и юмористических изданий пришелся на переломные для страны эпохи — шестидесятые годы XIX в. и начало ХХ в. Правда, современники реагировали на появление этих изданий весьма по-разному. Никита Гиляров-Платонов, публицист и издатель, считал, что подобные журналы способствуют всплеску литературы «скандалов и сплетен, передаваемых из-за угла, полупрозрачных пасквилей, с дагерротипными портретами живых лиц, но с подложными именами». При обсуждении нового закона о печати в 1863 г. он писал:
Ямпольский И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. Л., 1973; Спиридонова (Евстигнеева) Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. М., 1977.
«Широкою рукою раздавались дозволения на издание сатирических журналов, и даже журналов с карикатурами, то есть с пасквилями под формою изображений; таким образом пасквиль получал права гражданства, принимался под охрану закона и под особенное правительственное руководство (ибо программы сатирических журналов, как и всяких других, утверждаются правительством)»
Гиляров-Платонов Н. П., русский публицист, общественный деятель, богослов, философ, литературный критик
Шаховской Н. В. Никита Петрович Гиляров-Платонов // Гиляров-Платонов Н. П. Сборник сочинений: в 2 тт. Т. I. Издание К. П. Победоносцева. М., 1899. С. XXIV.
Во время Великих реформ Александра II ведущими сатирическими изданиями были:
  • «Искра» (1859–1873 гг.) В. С. Курочкина и Н. А. Степанова
  • «Гудок» (1862–1863 гг.) Ф. Т. Стелловского и А. С. Гиероглифова
  • «Будильник» (1865–1918 гг.) Н. А. Степанова
Иллюстрированную историю «Искры» можно прочитать здесь: Лемке М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. А редакционный код «Искры» вы увидите в прикрепленном файле.
К юмористическим журналам относились:
  • «Весельчак» (1858–1859 гг.)
  • «Оса» (1865–1866 гг.)
  • «Маляр» (1871–1878 гг.)
  • «Стрекоза» (1875–1918 гг.)
  • «Шут» (1879–1914 гг.) и пр.
«Заноза. Журнал философский, политический, экономический, социальный, ученый, литературный и всяких российских художеств и безобразий с историческими и нравоучительными картинками» (1863–1865 гг.) М. П. Розенгейма славился большими карикатурными приложениями.
Еженедельный журнал «Пчела. Русская иллюстрация» (1875–1878 гг.), был посвящен искусству, литературе, политике и общественной жизни. В «Пчеле» было два отдела — литературный и художественный, много рисунков, репродукций, портретов, карикатур и пр. Подобное сочетание представляли и художественно-юмористический журнал с карикатурами «Осколки» (1881–1916 гг.).
«В художественном отделе „Осколков” печатались рисунки, репродукции, карикатуры, ноты. В литературном отделе помещались фельетон (с конца 1881 г. журнал стал издавать известнейший русский фельетонист Н. А. Лейкин), зарисовки и сценки (в 1880-х гг. здесь было опубликовано более двухсот рассказов А. П. Чехова), разделы по общественным вопросам, музыке и театру, столичной и провинциальной жизни, шарады, юмористические стихотворения и пр.»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Обличительная литература
В 1860-х гг. пошел пик обличительной литературы — критики местных недостатков в юмористических журналах и лубках, не замахивающихся на что-то серьезное. Осуждение произвола местных властей или взяточничества, самодурства или беззакония где-нибудь на уровне околоточного надзирателя многим радикально настроенным публицистам казалось мелочью, но попробуем увидеть важность таких робких попыток:
«Немая страна приучалась к слову, страна канцелярской тайны — к гласности, страна крепостного рабства — роптать на ошейник»
Герцен А. И., публицист, писатель, издатель газеты «Колокол»
Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 тт. Т. XVIII. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1864–1865 гг. М., 1959. С. 239.
Понять без подписи нельзя, или Особенности русской карикатуры
Как правило, отечественная карикатура шла с подписью (в Европе, наоборот, карикатура была чаще всего без слов). Например, Л. Динцес замечал о ведущем сатирическом журнале 1860-х гг.:
Так называемая обнаженная карикатура с ее схематизацией образа и выявлением основной изобличаемой черты, т. е. изобразительно-независимая карикатура, которая понятна сама по себе без сопровождающего текста, помещается в «Искре» сравнительно редко
Неопубликованные карикатуры «Искры» и «Гудка» 1861−1862 гг. М.-Л., 1939. С. 18.
В большинстве русских сатирических и юмористических журналов, в универсальных газетах и журналах, помещающих карикатуры, соблюдалось правило их публикации с пояснительным текстом.
Сатирическая графика увеличивала объемы (от трех-четырех кадров на странице до большеполосных рисунков на весь разворот), штрихи и полутона, множество мелких деталей, коллажи; включала зооморфные (т. е. люди в виде зверей) и антропоморфные (одушевление неодушевленных предметов) изображения, абстрактные и конкретные образы; варьировала стили (от реализма до абстрактных изображений) и тематическую направленность (социальную, политическую)
Цветность карикатур началась примерно с 1880-х гг. в юмористических журналах. К ряду первых полностью цветных русских журналов отнесем «Будильник» (с конца 1870-х гг. он стал выходить с полноцветной хромолитографированной обложкой), «Шут», «Развлечение», «Осколки», «Задушевное слово». Полностью иллюстрированными в красках были «Москва» (1882–1883 гг.), «Волна» (1884–1886 гг.), «Радуга» (1883–1888 гг.). Запоминающимися по цвету и художественности рисунка был «Русский сатирический листок» (1882–1889 гг.), где, кстати, дебютировал ставший известным позже А. И. Куприн.
Карикатура могла идти отдельным рисунком, могла быть диптихом — рисунком из двух частей; триптихом — из трех и т. д.

Чемоданов М. М. /Путник и голоса духов/ // Гусли. 1881. 13 декабря.
Знаменский М. С. Хозяйство городских властей. Хозяйство сельских властей. Хозяйство учителя // Искра. 1860. № 15.
Уникальным явлением можно считать дореволюционные комиксы. Типичные заявления современных исследователей забывают русский дореволюционный опыт. Столетие русского комикса отметили в 1998 г., отталкиваясь от серии открыток-комиксов, изданных типографией Р. Голике в 1898 г.
Александров Ю. Десять лет сто лет назад // Русский комикс. Сборник статей. М., 2010. С. 7.
«Попытки внедрения этого жанра были <…> связаны с работами Н. Радлова, Л. Юдина, Б. Малаховского и нескольких других советских иллюстраторов».

Лахин А. А. Комикс как издание: особенности и судьба на современном российском рынке // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема. Воронеж, 2014. С. 132.
«Но, во-первых, надо вспомнить протокомиксные формы — иконы с клеймами, лубок, детские книжки с картинками и настольные игры. А во-вторых, почему бы не определить комиксом серии рассказов в картинках, которые печатались в русских тонких журналах со второй половины XIX в.?»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Например, в «Искре» 1868 г. 26 номеров было отведено под карикатурный роман «Дым» — пересказ романа И. С. Тургенева в интерпретации художника. Таким же образом Волков «пересказал» «Отцов и детей» Тургенева и «Войну и мир» Л. Н. Толстого, выведя в эпилоге самих авторов литературных шедевров.

Историю журнальных комиксов в России часто ведут с 1887 г. — тогда в «Задушевном слове» для старшего возраста появились
рассказы в картинках. Но другие примеры комиксов, затерянных в журналах конца XIX — начала XX вв., почти неизвестны. Можно привести примеры перепечатанных из зарубежных изданий (например, Гейне Т. Т. «Сон редактора»). Хотя и существовал давний способ обхитрить цензора, приписав выходные данные иностранного журнала, но немало есть и оригинальных рисованных историй.
Волков А. М. Дым (карикатурный роман) // Искра. 1868. № 8–45.
Волков А. М. Отцы и дети (эпилог) // Искра. 1868. № 20; Волков А. М. Война и мир (иллюстрированные заметки) // Искра. 1868. № 16).
  • Прерванные мечты // Задушевное слово. 1887. № 29. 16 мая. С. 48
  • Козленок отомстил // Задушевное слово. 1887. № 33. 13 июня. С. 112
  • Преступление и наказание // Задушевное слово. 1887. № 35. 27 июня. С. 144
  • Как кажется и как бывает на самом деле // Задушевное слово. 1887. № 47. 19 сент. С. 336 и др.
Фантазия в 12 картинах. Из сатирич. журн. Simplicissimus) // За 7 дней. 1911. № 27. 9 сент. С. 16, 18.
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, не рассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1858 г. и продолжается до 1894 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK