Образ цензора в русской поэзии 1860−1870-х гг.

Вторая половина XIX в. характеризуется всплеском поэтических раздумий, сатир, эпиграмм о цензуре и цензорах. Подобный количественный рост можно объяснить относительным смягчением цензурных условий, возросшим значением поэзии для общества и широким обсуждением вопросов свободы слова в 1857–1865 гг., на ход которого большое влияние оказали рукописные издания и эмигрантская публицистика. Если среди аналитических произведений первой половины XIX в., рассуждающих о назначении цензуры, резко выделяются пушкинские «Послания», то во второй половине столетия наиболее весомый вклад принадлежит произведениям Н. А. Некрасова.
«Вступительное слово „Свистка“ к читателям» (1863 г.), «Газетная» (1865 г.), цикл «Песни о свободном слове» (1865−1866 гг.), «Человек сороковых годов» (1866−1867 гг.) и др.
В 1855 г. Некрасов обратился к поэту и цензору А. Н. Майкову:
Давно ли воспевал он прелести свободы?
А вот уж цензором… начальством одобрен,
Стал академиком и сочиняет оды,
А наставительный все не кидает тон...
Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 1. Л., 1981. С. 458.
А. Н. Майков
А. Н. Майков (1821–1897 гг.) был цензором Комитета цензуры иностранной с 1852 г., затем его председателем (1882–1897 гг.). Майков, на себе испытавший и мертвенность чиновничьей работы, и цензурные строгости, был, по утверждениям современников, на службе довольно тих и незаметен. «Состав комитета иностранной цензуры блистал известными литературными именами. Председателем комитета был Майков, цензорами — Я. П. Полонский, в то время романист граф Салиас, А. С. Любовников, известный своими переводами с иностранных языков», — вспоминал Н. Мардарьев. Фамилии подчиненных, достаточно свободомыслящих, говорят и о начальнике.

Портрет А. Н. Майкова. В. Г. Перов. 1872 г.
Былое. Обзор периодической печати // Наша старина. 1916. № 7−8. С. 573.
С окончанием мрачного семилетия состав цензурных комитетов заметно обновляется. Среди лиц, поступивших на службу в Московский цензурный комитет в 1855 г., был и Н. Ф. фон Крузе (1823–1901 гг.). Типичная биография чиновника (Харьковский университет, канцелярская служба в Петербурге, постепенное повышение в чинах) и не слишком привычный для чиновника образ мыслей. «Страстный поклонник просвещения и литературы», «он совершенно не скрывал своих либеральных убеждений».
Городецкий Б. М. Памяти Н. Ф. фон Крузе // Исторический вестник. 1901. № 10. С. 260.
Аничкова Е., Княжнин В. Дела и дни Н. А. Добролюбова // Современник. 1911. № 11. С. 274−275.
«В 1857 г. за помещение К. С. Аксаковым в «Молве» статьи «Опыт Синонимов: Публика — Народ» цензуровавший ее Н. П. Гиляров-Платонов получил выговор, а «Молва» была прекращена братом, И. С. Аксаковым, из-за цензурных притеснений. Не знавший всех подробностей Н. А. Добролюбов, приписав это неудачное цензорство фон Крузе, совместно с Некрасовым сочинил нечто вроде плача на закрытие газеты»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
«Молва» гласит: о Крузе милый!
О Норов, скаредный хромец!
Без Крузе свет мне стал могилой,
Без Крузе гибну я вконец
Аничкова Е., Княжнин В. Дела и дни Н. А. Добролюбова // Современник. 1911. № 11. С. 275.
А. С. Норов
А. С. Норов (1795–1869 гг.) в момент написания стихотворения являлся министром народного просвещения. Таким образом, даже в ошибочном, по сути, произведении явно прослеживается отношение автора к цензору, и мы можем составить некое представление о личности фон Крузе. Добролюбов предугадал события: по распоряжению Александра II Крузе был отставлен, но только через год, в связи с публикацией речи В. А. Кокорева и общим направлением «Русского вестника». Московский обед 28 декабря 1857 г. был посвящен царским рескриптам, даровавшим возможность приступить к составлению проектов об освобождении крестьян. Представитель купечества Кокорев, не успевший произнести речь на самом торжестве, передал ее в «Русский вестник».

Авраам Сергеевич Норов (1795−1869). Гравюра П. Бореля по фотографии С. Левицкого
Текст речи вызвал крайне неоднородную реакцию в обществе: оценки колебались от «блестящая, справедливая» до «призывающая изменить весь государственный строй». Статья была запрещена к перепечатке. Однако цензор фон Крузе в объяснительной записке не оправдывался, а наступал:
Литература только тогда и полезна, когда выражает личные мысли или мысли общества, а если она заключается в тесную рамку официальности и будет высказывать лишь то, что думают и знают несколько лиц, стоящих во главе управления <…> в таком случае, к чему будет годна литература?
/Н/. Московский обед 28 декабря 1857 года и его последствия // Русская старина. 1898. № 1. С. 60.
В декабре 1858 г. неугодного цензора от должности отстранили. И, несмотря на тайное предписание не делать подписок, в Москве, Петербурге и других городах прокатилась волна денежных сборов для помощи отставному цензору. В адрес фон Крузе поступили приветственные адреса от 59 петербургских литераторов, 36 саратовских писателей… 8 апреля 1858 г. на квартире Некрасова был обед, данный в честь фон Крузе, на котором хозяин приветствовал бывшего цензора стихами:
Впервые чрез тебя до бедного народа
Дошли великие слова:
Наука, истина, Отечество, свобода,
Гражданские права
Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 2. Л., 1981. С. 45.
В его честь писал А. Н. Майков:
Хвала, наш цензор Крузе!
Он крылья развязал российской музе
Семевский М. И. Знакомые. СПб., 1888. С. 129.
В его честь писал и Н. Ф. Щербина:
Пугая стаю ястребиную,
С реки цензурной он слетел…
Щербина Н. Ф. Избранные произведения. Л., 1970. С. 279.
И. А. Гончаров
Гончаров был членом цензурного комитета (1856–1860 гг.), членом Совета по делам книгопечатания (1863–1865 гг.), членом Совета Главного управления по делам печати (1865–1867 гг.). Проведенный в цензоры усилиями А. В. Никитенко, который надеялся добиться смягчения цензуры, Гончаров помогал товарищу министра народного просвещения Вяземскому в составлении записки об этом смягчении. Добиться задуманного не удалось, и Гончаров оказался в довольно двусмысленном положении относительно своих литературных коллег.

Иван Александрович Гончаров (1812–1891)
Е. А. Штакеншнейдер, помогавшая писателю в цензурировании иностранных книг, вспоминала:
Его наши новые люди не любят… Кажется, за то, что он цензор
Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки. М., Л., 1934. С. 210.
Известны жалобы, что Гончаров даже не принимал редакторов для объяснений. В качестве примеров недовольства его службой можно привести и статью в «Колоколе», и эпиграмму Щербины, написанную в 1858 г.:
О ты, кто принял имя слова!
Мы просим твоего покрова:
Избави нас от похвалы
Позорной «Северной пчелы»
И от цензуры Гончарова
Русская эпиграмма XVIII–XIX вв. М., 1988. С. 214.
Впрочем, едкость этой эпиграммы хорошо объясняет Штакеншнейдер:
«Злобы настоящей не было. Была щекотливость мелкого самолюбия. <…> Настоящая злость не ужилась бы в Главном управлении по делам печати, и настоящая брезгливость не позволила бы облечься в тот вицмундир и в те чины, над которыми так неистово глумились»
Штакеншнейдер Е. А., российская писательница, мемуаристка
Прим. Е. С. Сонина. Щербина с 1866 г. служил в Главном управлении по делам печати.
Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки. М., Л., 1934. С. 401.
А. А. Мазон вспоминал:
«Гончаров <…> был цензор просвещенный, гуманный, всегда старавшийся найти способы мягкого воздействия на авторов, не прибегая к крутым мерам»
Мазон А. А., французский славист, профессор, член Академии надписей и изящной словесности
Мазон А. А. Гончаров как цензор // Русская старина. 1911. Т. 145. № 3. С. 472.
Современники отмечали постоянную готовность цензора Гончарова помочь писателям; его обычную снисходительность и добродушие; но вместе с тем и желание уйти от ответственности, боязнь инициативы, излишнее стремление «проконсультироваться» с Советом по делам печати. Гончаров, не любивший, когда ему напоминали о его цензорских обязанностях, с горечью признался однажды: «Для меня служба — насущный хлеб старика».
Мазон А. А. Гончаров как цензор // Русская старина. 1911. Т. 145. № 3. С. 472.
Гончаров был членом различных цензурных ведомств во время «правления» непривычно либерального министра народного просвещения — с 1862 по 1866 гг. этот пост занимал А. В. Головнин (1821–1886 гг.). Но ни мягкий цензор, ни сам министр не могли пойти против сложившихся устоев. В 1861 г. в рукописных списках ходили песни В. С. Курочкина. В одной из них, использующей перевод песни Беранже „La censure”, имя Головнина упоминается рядом с именем Е. В. Путятина (1803–1883 гг.), бывшего министром народного просвещения в 1861 г.:
Над цензурою, друзья,
Смейтесь так же, как и я,
Ведь для мысли и для слова,
Откровенно говоря,
Нам не нужно никакого
Разрешения царя!
Если русский властелин
Сам не чужд кровавых пятен,
Не пропустит Головнин
То, что вычеркнул Путятин
Курочкин В. С. Стихотворения. М., Л., 1962. С. 152−153.
Таким образом, Курочкин говорил о преемственности в цензурной политике высших эшелонов власти, несмотря на кажущееся либеральным время (особенно по сравнению с недавно прошедшим мрачным семилетием).
Я. П. Полонский
В том же 1861 г. поэт и цензор Я. Полонский (1819–1898 гг.) написал автобиографические строки: «Ведь я у цензуры слуга крепостной». С 1860 г. поэт стал секретарем Петербургского цензурного комитета, с 1896 г. — членом Совета по делам печати. Место младшего цензора предложил ему Ф. Тютчев, бывший в то время председателем Комитета цензуры иностранной. Полонский долго сомневался, не решаясь поступить на место, служение которому шло вразрез с его убеждениями, и согласился только под влиянием Некрасова. «В качестве цензора, — писал Мардарьев, — Яков Петрович был большим сторонником свободы обращения в русском обществе произведений иностранной литературы».

Яков Петрович Полонский (1819–1898)
Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954. С. 239.
Былое. Обзор периодической печати // Наша старина. 1916. № 7–8. С. 574.
Сам Полонский считал себя в сто раз менее строгим цензором, чем автоцензоры-редакторы и издатели, недолюбливавшие его за эту должность. Довольно необычно из уст цензора услышать такой тост:
Господа! во имя правды и добра, —
Не за счастье буду пить я, — буду пить
За свободу мне враждебного пера!
В защиту слова. СПб., 1905. 2-е издание. С. 207.
Полонский считал, что казна напрасно тратит на него 2 500 руб. в год, так как все, что иностранная литература пишет о России, — лишь слабый отголосок того, что говорится почти в каждой образованной русской семье. Мысль о бесполезности своей службы он выразил в стихотворной форме, записав в 1879 г. в альбом своему сослуживцу П. А. Вакару следующие строки, позднее ошибочно приписанные Тютчеву:
Давно известная всем дура,
Неугомонная Цензура
Кой-как питает нашу плоть…
Благослови ее Господь!
ОР РНБ. Ф. 1000 (Собр. отд. пост.). Оп. 4. Ед. хр. 112. Л. 9 (10).
Коллега Полонского Тютчев (1803–1873 гг.) во время своего цензорства — в 1868 г. — пишет эпиграмму по поводу предостережения газете И. С. Аксакова «Москвич»:
Печати русской доброхоты,
Как всеми вами, господа,
Тошнит ее — но вот беда,
Что дело не дойдет до рвоты
Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 206.
Родство Тютчева с И. Аксаковым, женатым на его дочери Анне, обыгрывал в 1857 г. Н. Щербина:
Подписав решение
В «предостережение»
Мужу милой Анны,
Выйдешь, как из ванны
Эпиграмма и сатира (из истории литературной борьбы XIX в.). Т. 2. М., Л., 1931. С. 441.
В целом сложившееся общественное представление об этой службе было крайне негативным, что наиболее полно воплотилось в стихотворении Некрасова «Газетная», опубликованном в «Современнике». В докладе Комитету цензор В. Я. Фукс отмечал: «В этом стихотворении изображено в оскорбительном виде существующее, а следовательно, сохраняемое силой закона звание цензора». За публикацию этого и других произведений журналу было вынесено предостережение. Что же там было опасного? За сатирическим портретом тощего, глухого человечка с цензорским атрибутом — красным карандашом — следовал страстный памфлет:
1865. №  8.
Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 410.
<…> А свобода, а земство, а гласность!
(Крикнул он и очки уронил).
Вот где бедствие! вот где опасность
Государству… Не так я служил!
О чинах, о свободе, взятках
Я словечка в печать не пускал <…>
Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 200.
«Цензор, „черкавший“ рукопись по три-четыре раза, изменявший авторский смысл на противоположный, отыскивающий „канупер“ („так он вредную мысль называл“) даже у В. Скотта, — такой образ цензора-палача заклеймил красовских, фрейгангов, коссовичей, душивших свободную мысль России»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Не случайно «Газетная» появилась в 1865 г. Именно в это время вышли новые Временные правила о печати «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати». Положение столичной печати — с отменой предварительной цензуры — заметно облегчилось, что прослеживается и в стихотворениях, посвященных отдельным цензорам.
Мы в шестьдесят четвертом годе
В век золотой перенеслись;
То было ль видано в народе,
Чтоб автор с цензором сошлись?
Сочинения графа П. И. Капниста. М., 1901. С. CXVIII.
Так писал поэт, автор исторических пьес Н. П. Жандр, обращаясь к графу Капнисту. П. И. Капнист (1830–1898 гг.), поэт, главный редактор «Правительственного вестника», с 1855 по 1860 гг. был цензором Московского цензурного комитета, с 1865 г. — правителем канцелярии Главного управления по делам печати. Его доклад Александру II, содержащий подробную характеристику литературного движения 1860-х гг., служил руководством для цензоров. И, как видно из сохранившихся воспоминаний, граф Капнист был цензором мудрым и снисходительным.
Но времена менялись; правительство постепенно ограничивало дарованные печати свободы; выразителем эпохи становился не лояльный, а жесткий в следовании букве всевозможных поправок к закону цензор. Такой фигурой в начале 1870-х гг. становится М. Н. Лонгинов.
Я не ищу похвал текущих
И не гонюсь за славой дня,
И Лонгинов веков грядущих
Пропустит, может быть, меня,
— размышлял А. Апухтин.
Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991. С. 201.
М. Н. Лонгинов
М. Н. Лонгинов (1823–1875 гг.), библиограф, историк литературы, был начальником Главного управления по делам печати в 1871–1874 гг. Эта личность выделяется в цензурной истории России своим «перерождением». Живя в начале 1860-х гг. в Москве и состоя секретарем «Общества любителей российской словесности», Лонгинов, по воспоминаниям, «числился тогда в либералах… Он строго критиковал современные административные порядки, восставал против стеснения печати, говорил о необходимости развития самоуправления, — словом, высказывался как раз против того, что сам применял впоследствии, когда получил власть».

Михаил Николаевич Лонгинов (1823–1875)
Воропонов Ф. Ф. Сорок лет тому назад // Вестник Европы. 1904. № 6. С. 766–767.
О Лонгинове писали многие. Апухтин в эпиграмме «По поводу назначения М. Н. Лонгинова управляющим по делам печати» (1871 г.), П. В. Шумахер в стихотворении «Российская муза. Памяти Лонгинова» (1879 г.), где муза, проведя ночь в участке, наутро идет проситься в цензоры… Но самым известным, безусловно, было «Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинизме» А. К. Толстого (1872 г.). Стихотворение Толстого было вызвано слухами о запрещении Лонгиновым одной из книг Дарвина.
Способ, как творил создатель,
Что считал он боле кстати —
Знать не может председатель
Комитета о печати.
Некрасов в письме к Тургеневу называл это стихотворение знаменитым посланием, которое все знают.
Наука проникает в умы и сознание людей «без инструкции цензурной», «не спросясь у комитета»:
Брось же, Миша, устрашенья,
У науки нрав не робкий,
Не заткнешь ее теченья
Ты своей дрянною пробкой!
Толстой А. К. Избранное. М., 1986. С. 146–148.
Быть может, адресату послания и не удалось «заткнуть» науку, а вот печать — увы… В 1880 г. Г. К. Градовский раскрыл тайну правления Лонгинова:
Известно, что в течение трех лет, благодаря М. Н. Лонгинову, не появилось ни одной новой газеты, ни одного нового журнала
Градовский Г. К. К истории русской печати // Русская старина. 1882. № 2. С. 495.
Каким образом удалось Лонгинову добиться этого? Оказалось, что в самом начале службы он сделал общий доклад министру внутренних дел Тимашеву и, пользуясь этим, три года не докладывал министру о просьбах, касающихся открытия нового издания. Просителям же отказывалось именем высшего начальства…
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1865 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1865 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK