ПЕРВЫЕ ЧАСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ

Кто же из них первый?
Открыв почти любой учебник по истории русской журналистики и долистав до главы или параграфа «Первые частные журналы», вы почти наверняка будете читать про журналы Александра Петровича Сумарокова и Сухопутного шляхетного корпуса. Но тут-то и кроется секрет.
Те журналы, которые считаются первыми частными периодическими изданиями России, были основаны в 1759 г. А журнал «Le Cameleon Littéraire», про который либо не знают, либо умалчивают, выходил уже в 1755 г.
Про «Литературный хамелеон» (так переводится название журнала, вышедшего в 1755 г.) Марией Николаевной Поповой еще в 1920-х гг. были выпущены брошюра и статья, но в основном современные учебники про этот журнал не рассказывают. Может, конечно, причина такого молчания в том, что журнал 1755 г. выпускался подданным Франции?
БЫл ли «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ХАМЕЛЕОН» первым?
Поделиться в соцсетях
Давайте рассмотрим таблицу и решим, можно или нельзя считать это издание первым частным журналом нашей страны:
Название
«Le Cameleon Littéraire»
Год выхода
1755
Место выхода
Санкт-Петербург, типография Академии наук
Издатель
Барон Теодор Анри де Чуди
Язык издания
Французский
Барон де Чуди, заподозренный во Франции в шпионаже в пользу России, выпускал журнал для образованного русского читателя, сообщал о европейских культурных новостях, поддерживал репутацию русских ученых, в восторженных тонах писал о Петре Великом и Вольтере, переводил Ломоносова (правда, Михаил Васильевич был сильно недоволен этим переводом)… Круг читателей «Литературного хамелеона» был очень невелик (да и откуда было взяться тогда в России большой читательской аудитории?).
Французский полномочный министр в Варшаве (позже он станет французским посланником в Петербурге) Франсуа-Мишель Дюран де Дистрофф язвит в адрес и барона де Чуди, и его журнала: «Судьба не отняла у него пристрастие к письменности, и он издает периодический листок, который рассылает тем, которые стараются попасть в милость к его покровителю». Покровителем был, конечно, Иван Иванович Шувалов, который дал бывшему актеру французской труппы в Петербурге место своего секретаря, помог в издании журнала и, скорее всего, привлек к работам по созданию Московского университета.
Исследователь жизни барона называет «Литературный хамелеон» так: это «первый литературный журнал в России, на страницах которого стали печататься не только произведения издателя, но и сочинения французских и русских авторов (Г. Теплов)».
«Думаю, некорректно называть издаваемый французским подданным Le Cameleon Littéraire первым русским частным журналом, но то, что он был первым частным журналом России, — безусловно»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
А если мы вообще зададимся вопросами, почему так важны первые частные издания России и есть ли разница между изданием государственным (выпускаемым официальными структурами и/или официальными лицами) и частным (выпускаемым отдельным человеком, частным лицом), то возьмем ответ в исследовании Пушкинского Дома по поводу «Трудолюбивой пчелы» и «Праздного времени»:
«Значение этих изданий в истории русской журналистики состояло прежде всего в том, что они показали возможность существования периодических органов без правительственной опеки и чиновничьего руководства»
Левин Ю. Д., советский и российский литературовед. Источник фото
Левин Ю. Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII века // Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1967. С. 35.
«Завистливый гордец, холодный Сумароков»
Тот, кого так нелестно охарактеризовал шестнадцатилетний Пушкин в послании к Жуковскому, с четырнадцати лет был кадетом Сухопутного шляхетного корпуса, очень рано потянувшимся к стихосложению.
Больше 150 сумароковских песен сохранилось в русских песенниках: от чувствительных «Прости, моя любезная, мой свет, прости / Мне сказано назавтрее в поход ийти» до язвительных «Больше не падки мысли на взятки». Песни переписывались от руки, а оды, громогласно поздравляющие с Новым годом императрицу, печатались на лучшей бумаге с полным указанием имени автора — это и был настоящий поэтический дебют. Сегодня странновато читать столь концентрированную лесть:
Вспомним, мудро как ты и управляешь,
В совершенство все, зрим, тобой приходит,
В лучший цвет твоя мудрость нас приводит...
Да и сам автор потом не любил вспоминать эти оды как детские и неуклюжие. Но были там строки, в которых отразился сумароковский характер — прямолинейный и неуживчивый:
Иль неволей мне будет промолчати?
Но смолчать нельзя!
Вспыльчивый характер Александра Петровича Сумарокова был известен многим. Екатерина II, например, несдержанного поэта и драматурга характеризовала так: «Сумароков без ума есть и будет». А для него было важно не сдерживать порывы — ни в борьбе за поэтическое лидерство, ни в памяти о славном прошлом России, ни в житейских переплетениях.

Посмотрите отрывок с А. П. Сумароковым из сериала
«Михайло Ломоносов», (6-я серия, 3:00)
Служба, дворцовые перевороты, новые объекты для торжественных од, поэтические турниры с Ломоносовым и Тредиаковским (что предпочтительнее: ямб или хорей? Кого изобразить в «Тресотиниусе»?) и женитьба — вот этапы начала карьеры Сумарокова. Чуть было все не обрушилось в последние годы правления Елизаветы Петровны, но поэт не выдал Екатерину Алексеевну, будущую Екатерину II, в предполагаемом заговоре: «Любит история повторы да переплетения: двоюродного деда Александра Сумарокова склоняли к предательству Петра, но и пытками не сломили, потомок Ивана Сумарокова тоже не предал своего патрона и не навлек беду на великую княгиню». Но все-таки главным делом для Сумарокова стал российский театр.
Абрамзон А. Александр Сумароков. История страстей. М., 2015. С. 45.
«А я театр основал <…> ради прославления моего времени и моего имени»
Сумароков А. П., драматург, литературный критик, писатель. Источник фото
Сумароков и театр
Абсолютно невозможно, говоря про Сумарокова, умолчать о театре. Даже его вклад в журналистику меркнет перед царством кулис и Мельпомены. Сначала с кадетами Шляхетного корпуса, а затем и с первыми русскими актерами из ярославской труппы Федора Волкова Сумароков проложил путь первому отечественному публичному (т. е. для всех, а не только для царского двора) театру.

«Русский для представления комедий и трагедий театр» был учрежден Елизаветой Петровной в день именин первого директора этого театра, А. П. Сумарокова, 30 августа 1756 г. Александр Петрович создал именно государственный театр, разработал систему его руководства, учил актеров, добывал деньги, писал драмы и комедии, скандалил с высшими мира сего, если те требовали выпускать неготовую пьесу, «он был первым русским театральным педагогом, режиссером и сценографом».
Сумароков был настолько первопроходцем во множестве жанров (первые русские драмы, трагедии, комедии, водевили, оперы, балеты, оды, элегии, эклоги, идиллии, сатиры, басни и т. д.), что ему приписывают первенство и в журналистике. Составитель юбилейного сборника считает, что Сумарокова «не без основания можно назвать и первым русским журналистом: основанный им журнал „Трудолюбивая пчела“ начал борьбу за воспитание просвещенного гражданина и стал прообразом более поздних просветительских изданий Н. И. Новикова и пр.»
Александр Петрович Сумароков. 1717–1777. Жизнь и творчество. Сборник статей и материалов / сост. Е. П. Мстиславская. М., 2002. С. 5.
Почему первым русским частным журналом считается именно «Трудолюбивая пчела»?
«Трудолюбивая пчела»
«Праздное время, в пользу употребленное»
Возьмем художественную книгу патриарха истории русской журналистики, посвященную Сумарокову, и прочтем:
«Без малого 60 лет, со времени выхода в конце 1702 г. первой газеты „Ведомости”, правительство — непосредственно и через Академию наук — держало монополию на печатное слово. Сумароков первым нарушил принятый порядок и начал выпускать журнал от своего имени. <…> Журнал получил имя „Трудолюбивой пчелы”»
Западов А. В., советский и российский литературовед, писатель. Источник фото
Западов А. В. Забытая слава. М., 1965. С. 166–167.
Книга книгой, но календарь говорит совсем другое: «Праздное время» вышло 2 января 1759 г., «Трудолюбивая пчела» — в конце января этого же года. Оба журнала петербургские, оба частные, но почему же «Пчела» победила «Время»?
«Человек, всегда в важных размышлениях и важных делах упражняющийся, разум свой отягощает и, щадя времени употребить на отдохновение, больше его теряет, нежели сохраняет»
Сумароков А. П., драматург, литературный критик, писатель. Источник фото
Сумароков А. П. О больших беседах // Трудолюбивая пчела. 1759. Май. С. 316
Помимо устоявшейся точки зрения, которая закрепилась в литературном каноне (сумароковское издание важнее, т. к. имело оппозиционный характер, а раз важнее, то и будет первым), есть еще языковая причина исторического поражения журнала Сухопутного шляхетного корпуса: словосочетание «праздное время» в титуле.
Праздность сама по себе и раньше воспринималась негативно:
Праздность есть ужасное гнездо, в котором выводятся все пороки. <…> Праздные люди не находят себе ни в чем утешения, изыскивают для себя всевозможные забавы, которые им очень скоро становятся несносны, скучны и неприятны
Что-нибудь от безделья на досуге. 1798. Суббота I. С. 13.
Однако словосочетание «праздное время» не несло в себе отрицательного значения, являясь в XVIII—XIX вв. всего лишь синонимом свободного времени.
Что-нибудь от безделья на досуге. 1798. Суббота I. С. 13.
Но слово «пчела» для читателя старой Руси было весомее: еще в Московское государство проник древнегреческий сборник «Melissa» («Пчела»), и по его подобию в древней Руси была своя «Пчела» — сборник выдержек из Библии, изречений о пороках и добродетелях, фольклора. Наконец, пчела вызывала ассоциации с трудом, что для русского менталитета было важнее отдыха (свободного времени). Да и огромный по тем временам тираж «Пчелы» — 1 200 экз. — вызывал неподдельное уважение...
«Трудолюбивая пчела», 1759 г.
Пропагандистский характер отечественной журналистики с момента зарождения во главу угла ставил политическую составляющую, публицистичность текстов, поэтому издания без злободневных, полемически заостренных черт воспринимались как «литературщина» или, как считает П. Н. Базанов, «как самая низшая отрасль, предназначенная для духовных мещан»
Досуговая журналистика в России / Под ред. Л. Р. Дускаевой, В. И. Шароградского. СПб., 2009. С. 6.
В «Праздном времени, в пользу употребленном» полосы наполнялись размышлениями на нравственные, вечные темы («О беседах и книгах», «О чести», «О ревности», «Человеческая жизнь подобна опасному путешествию» и др.), в отличие от «Трудолюбивой пчелы». И эта разница привела к тому, что и современники, и исследователи уверенно полагали, что «по своему общественному и литературному значению журнал Сумарокова стоит выше «Праздного времени».
Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М., Л., 1952.
«ЧТО ПОЛЬЗЫ ПОДДАННЫМ, ЧТО ЕСТЬ У НИХ ЦАРИ»
Неплохо сказано для России 1770-х гг., не находите? Но на самом деле это усеченная цитата из первой русской героической поэмы «Россиада»:

Что пользы подданным, что есть у них цари,
Коль страждет весь народ, попранны алтари,
Злодейство бодрствует, а правда угнетенна;
Не царь порфирою, порфира им почтенна!

«Россиада» М. М. Хераскова
Имя Михаила Матвеевича Хераскова сейчас мало что говорит неспециалистам, хотя любой из русских людей сможет хоть что-то вспомнить про Ломоносова, Сумарокова, Новикова, Карамзина… Попробуем немного восстановить справедливость, ведь имя крупнейшего русского поэта XVIII в. и человека, внесшего серьезный вклад в развитие нашей журналистики, забывать негоже.
«А вы знаете, что, закрывая „Трудолюбивую пчелу”, Сумароков пожаловался на Хераскова и его сторонников, так и не принявших сторону Александра Петровича? На самом деле Сумароков пытался возглавить литературное общество Москвы той эпохи — не вышло. И не вышло из-за Хераскова — адъюнкта, а позже директора Московского университета»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Выпускник Сухопутного шляхетного корпуса в Петербурге, начавший под сумароковским влиянием писать стихи, Херасков быстро из-под этого влияния выходит, хотя стихи остаются с ним навсегда. Карьера молодого поэта пошла в гору при подготовке коронационного маскарада Екатерины Второй «Торжествующая Минерва». Херасков не выбирает, какой из крупных поэтов-соперников ему дороже, на чью сторону встать: Ломоносова или Сумарокова. И эта примирительная позиция позволила сплотиться вокруг Хераскова группе уже его единомышленников.
Кроме того, Херасков и как представитель Московского университета (а значит, человек, у кого под рукой есть типография), и как член масонской ложи всегда готов поддержать писательскую молодежь. И что же? Благодаря Хераскову в журналистику вошли Новиков и Карамзин. А оттуда к кому ниточки тянутся, помните?

«Литературный вкус Жуковского формировался именно под влиянием Хераскова <…>; напомним и о том, что одним из первых стихотворений Жуковского стало послание к Хераскову 1799 г.». А от Жуковского и Карамзина проведете линию сами? Хотя пушкинский круг уже считает Хераскова поэтом забытым.

М. М. Херасков. Источник фото
Ивинский Д. П. М. М. Херасков и русская литература XVIII — начала XIX веков. М., 2018. С. 146.
Тем не менее подытожим: «Прямое и косвенное влияние Хераскова и его круга (прежде всего Новикова и И. П. Тургенева) на русскую литературную жизнь простирается вплоть до пушкинского времени. В сфере этого влияния оказались Богданович, Муравьев, Карамзин и даже Жуковский, Батюшков, Пушкин».
Ивинский Д. П. М. М. Херасков и русская литература XVIII — начала XIX веков. М., 2018. С. 194.
Почему же мы, в общем-то, забыли Михаила Матвеевича? А получилось так (если совсем коротко), что, поддержав Карамзина, Херасков дал зеленый свет новой литературной эпохе — сентиментализму. А сам остался последним представителем классицизма…
И совсем напоследок — про московские частные журналы 1760-х гг., четыре из которых связаны с именем Хераскова и его единомышленниками. И это тоже тот самый весомый вклад в развитие нашей журналистики, который оказался почти забыт.
Название
Время выхода
Периодичность
Круг авторов
Темы
«Полезное увеселение»
1760–1762 гг.
Первые два года еженедельно, затем ежемесячно
  • М. М. Херасков (изд.)
  • Литературный кружок Хераскова
Защита добродетели, обличение пороков, увеселение общества, поддержка Петра III
«Свободные часы»
1763 г.
Ежемесячно
  • М. М. Херасков (изд.)
  • Литературный кружок Хераскова
Защита добродетели, обличение пороков, прославление Екатерины II
1763 г.
Ежемесячно
  • И. Ф. Богданович (изд.)
  • Кн. Е. Р. Дашкова (под вопр.)
  • Часть литературного круга Хераскова
Культ разума, отказ от политических тем
«Доброе намерение»
1764 г.
Ежемесячно
  • В. Д. Санковский (изд.)
  • Часть литературного круга Хераскова
Политическая лирика, анекдоты, переводы
«Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствия»
1762 г.
Трехмесячник
  • И. Г. Рейхель (изд.)
  • Д. И. Фонвизин
Только переводы в основном по политической экономии, есть по истории литературы
Ссылки и сноски
Обратимся к текстам. Попробуйте сравнить статьи Ломоносова и Дашкова и найдите один из паролей, который вам так нужен.
1702 г.
1759 г.
1769 г.
1789 г.
1791 г.
1796 г.
1826 г.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK