Демократическая журналистика 1870–1890-х гг.

Недовольные существующим строем
Во все эпохи и во всех странах всегда будут люди, недовольные существующим порядком. Если государство уважительно относится к мнению каждого, то люди, желающие серьезных перемен, организуют мирную оппозицию и будут цивилизованно спорить с властью — на митингах, в печати, в парламенте. Если же власть прибегает к репрессиям, не желая допускать свободы слова и печати, то часть оппозиционно настроенных граждан уедет из страны (эмигрирует), часть останется в стране и попытается объединиться, а наиболее резко настроенные будут планировать революционные потрясения.
О печальных закономерностях нашей страны писал еще русский эмигрант первой половины XIX в. Николай Тургенев:
«В такой стране, как Россия, тайные общества неизбежны; только люди, жившие в ней, могут правильно представлять затруднения, которая встречает там всякая новая мысль. Чтобы спокойно и свободно выражать свои мысли, там необходимо замкнуться в тесном кругу лиц, подобранных с большой осторожностью»
Тургенев Н. И., русский экономист и публицист, активный участник движения декабристов
Тургенев Н. И. Россия и русские. Первое русское издание. Часть I. М., 1907. С. 57.
По сценарию подавления свободы слова и, как следствие, роста оппозиционных настроений и пошли события в России второй половины XIX в. Отмена крепостного права в 1861 г. всколыхнула Россию. С одной стороны, в стране было упразднено рабство. С другой, дворянство разорялось, не справившись с новыми экономическими условиями; крестьянство по-прежнему жило в основном в нищете, не получив бесплатного полевого надела…
В стране формировался новый слой людей, серьезно недовольных сложившимися условиями. В основном это были разночинцы.
Кто такие разночинцы?
Слово «разночинцы» со временем меняло смысл. В XVIII в. так называли тех, кто не был ни дворянином, ни лицом духовного сословия, не платил подушную подать. Со второй половины XIX в. разночинцами определяли небогатых дворян, священников, купцов, мещан после получения ими образования. В 1864 г. Александр Герцен так охарактеризовал их:
«Среда пестрая, хаотическая, среда брожения и личного выработывания, среда алчущая и неудовлетворенная, она состоит из всего на свете — из разночинцев и поповских детей, из дворян-пролетариев, из приходских и сельских священников, из кадет, студентов, учителей, художников; в нее рвутся пехотные офицеры и иной кантонист, писаря, молодые купцы, приказчики»
Герцен А. И., публицист, писатель, издатель журнала «Колокол»
Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. XVIII. М., 1959. С. 244.
Постепенно для определения человека разночинцем стало мало университетского или институтского образования. Если бывший студент начинал изучать народную жизнь, отказывался от роскоши, считал простой народ лучше и даже выше аристократов, то он пополнял ряды тех, кто, как считал Герцен, должен «спасти народ русский от императорского самовластия и от него самого».
Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. XVIII. М., 1959. С. 243.
Как выглядели разночинцы?
Разночинцев можно было узнать по образу жизни и внешнему виду. Как вспоминала писательница Елизавета Водовозова:
Каждый должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу, обыкновенно исполняемую прислугою, делать по возможности самому — одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством. Мужчины в это время начали усиленно отращивать бороду: они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» и «чинодралов», не хотели официального штемпеля.

Женщины вместо пышных разноцветных платьев с оборками, лентами и кружевами одевали простое, без шлейфа, черное платье, лишенное каких бы то ни было украшений, с узкими белыми воротничками, стригли волосы, — одним словом делали все, чтобы не походить, как говорили тогда, на разряженных кукол, на кисейных барышень
Водовозова Е. Н. На заре жизни. М., 1964. Т. 2. С. 37.
Русская литература довольно быстро отреагировала на новые веяния. «Отцов и детей» Ивана Тургенева помнит любой школьник, но можно назвать, например, еще повесть Антона Чехова «Моя жизнь». Герой повести, сын городского архитектора, уходит из дома и пробует разные рабочие занятия:
То, что вы называете общественным положением, составляет привилегию капитала и образования. Небогатые же и необразованные люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Т. IX. Рассказы, повести. 1894–1897. М., 1977. С. 193.
Многие из разночинцев впоследствии стали народниками.
Что такое народничество?
Это сложный вопрос, на который исследователи отвечают по-разному. Приведу ответ барнаульского ученого Юрия Зеленина: «Народничество в широком смысле слова является сложным социокультурным феноменом России, включающим в себя несколько взаимосвязанных аспектов:
  1. Умонастроение и идеологию
  2. Широкое общественное движение, прошедшее путь от студенческих кружков до массовых политических партий
  3. Особое явление русской национальной культуры, проявившееся во многих произведениях литературы, искусства и науки»
Широкое распространение слово «народники» получило со второй половины 1870-х гг.
Зеленин Ю. А. Опыт периодизации истории российского народничества // Народники в истории России. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Воронеж, 2013. С.107.
Чего хотели народники?
Прежде всего, социальной справедливости и равенства. Народники, как понятно из названия, больше всего на свете любили и даже идеализировали народ, мечтая о лучшей доле для крестьянства. Крестьянин же не понимал такого «господского» стремления и не верил разночинцу, который пытался лечить крестьянина и учить крестьянина.
«Поэтому для народников очень важным было сближение с народом, чтобы, добившись его признания, постепенно готовить революцию, т. е. свергнуть тот строй, который эксплуатирует русского мужика»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Важно, что народники не пытались применять чужеродные европейские формы. Они были уверены, что на основе издавна существующей крестьянской общины возможно построить социализм, минуя капиталистический этап развития. Лев Тихомиров, революционер, ставший позже консерватором, вспоминал:
Эта новая идея состояла именно в «народничестве». Мы раньше были «пропагандистами» и «развивали народ», прививали ему «высшие» идеи. Новая идея состояла в открытии, которое впоследствии развивалось в «Основах народничества» Каблица (Юзова), но гораздо лучше изложена в программе кружка Натансона, да отчасти вошла в программу «Народной воли».

Решено было, что народ русский имеет уже те самые идеи, которые интеллигенция считает передовыми, т. е. он, народ, отрицает частную собственность на землю, склонен к ассоциации, к федерализму общинному и областному. Учить его было нечему, нечему и самим учиться. Требовалось только помочь народу в организации сил и в задаче сбросить гнет правительства, которое держит его в порабощении
Тихомиров Л. А. Воспоминания /вступ. статья В. Н. Фигнер. М., Л., 1927. С. 86.
Николай Бердяев писал:
Белинский не хочет блаженства для себя, для одного из тысячи, если братья его страдают. Н. Михайловский не хочет прав для себя, если мужики не имеют прав. Все русское народничество вышло из жалости и сострадания. Кающиеся дворяне в 70-е годы отказывались от своих привилегий и шли в народ, чтобы ему служить и с ним слиться
Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ веков. YMKA-PRESS. Paris, 1971. P. 89.
Говоря про кающихся дворян, Бердяев имел в виду распространившийся взгляд исторической вины образованных классов перед трудовым народом (потомки крепостников хотели загладить вину порабощения перед бывшими крепостными). Впервые выражение «кающиеся дворяне» ввел теоретик легального народничества Н. К. Михайловский. Вы могли узнать образ кающегося дворянина в Левине («Анна Каренина» Л. Н. Толстого). Особенно явственно эта мысль сформулирована в четвертом историческом письме Петра Лаврова:
Каждое удобство жизни, которым я пользуюсь, каждая мысль, которую я имел досуг приобрести или выработать, куплена кровью, страданиями или трудом миллионов. Прошедшее я исправить не могу, и, как ни дорого оплачено мое развитие, я от него отказаться не могу: оно именно и составляет идеал, возбуждающий меня к деятельности. <…> Зло надо исправить, насколько можно, а это можно сделать лишь в жизни. Зло надо зажить. Я сниму с себя ответственность за кровавую цену своего развития, если употреблю это самое развитие на то, чтобы уменьшить зло в настоящем и в будущем
Лавров П. Л. / Миртов. / Исторические письма. Лиографированное издание. [М., 1884]. С. 75−76.
Лавров П. Л. Миртов. Исторические письма. Литографированное издание. М., 1884
Лавров П. Л. / Миртов. / Исторические письма. Лиографированное издание. [М., 1884]. С. 75−76.
Народнические организации
От студенческих кружков, изучающих социалистические работы, народники довольно быстро перешли к объединениям, готовым на решительные действия. Стоит вспомнить:
  • «Ад» Николая Ишутина (первое покушение на Александра II было совершено участником этого общества Дмитрием Каракозовым)
  • «Чайковцев» (объединение многих кружков с целью пропаганды и подготовки «хождения в народ»)
  • «Народную расправу» Сергея Нечаева и др. После ужаснувшего русского общество «Катехизиса революционера» С. Г. Нечаева, после убийства студента Иванова нечаевщина стала символом безграничной жестокости и фанатизма, а для Федора Достоевского послужила толчком к написанию «Бесов»
Через много лет заключенный в Петропавловскую крепость Сергей Нечаев будет пропагандировать охрану и писать прошения на высочайшее имя на стенах камеры. Как реагировала русская пресса на дело Нечаева, можно, например, узнать здесь.

Перевалова Е. В. С. Г. Нечаев и «нечаевское дело» в оценке газеты «Московские ведомости».
Затем происходит формирование более крупных организаций:
Конечно, сегодня сложно досконально представить те дни и героев тех идей. Но на помощь приходят современные средства воспроизведения действительности. В 1973 г. вышел учебный фильм «Герои „Народной воли”», в 1995 г. был снят фильм «Михаил Бакунин. Прощание», а в 2002 г. английский драматург Том Стоппард написал трилогию «Берег утопии», где действующие лица — Герцен, Белинский, Тургенев, Чаадаев, Бакунин, Чернышевский и др.
Народническая пропаганда

Проповедовать свои взгляды народники стремились не только устно («хождение в народ»), но и с помощью печатных изданий. Наиболее известными листовками в 1860-х гг. были:

  • «Великорусс»
  • «К молодому поколению»
  • «Молодая Россия»
Самая «кровавая» из этих прокламаций — «Молодая Россия» — была написана Петром Заичневским во время ареста и передана им товарищам для распространения. Призывы пролить реки крови даже невиновных во имя непонятного светлого будущего вызывали осуждение не только обычных граждан, но и радикально настроенных Николая Чернышевского и Михаила Бакунина. Достоевского испугал фанатизм, Герцен призвал не восторгаться террором.

П. Г. Заичневский, российский революционер-народник, один из идеологов якобинского направления в народничестве, автор прокламации «Молодая Россия»
Помимо листовок, народники выпускали свои журналы и газеты на территории России (легальная и подпольная печать) и за границей (эмигрантская печать). Сколько выходило нелегальных изданий в XIX в., до сих пор точно неизвестно. Но в специальном библиотечном каталоге зафиксировано 2 460 нелегальных книг и 120 периодических изданий.
Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века: книги и периодические издания. 2-е изд. М., 1981−1982.
Из легальных демократических изданий самым заметным был журнал «Отечественные записки», который в 1884 г. был закрыт. Как вспоминал Евгений Феоктистов:
В течение долгого ряда лет этот журнал усердно занимался — насколько позволяли условия цензуры, необычайно, впрочем, к нему снисходительной, — проповедью социалистических учений и пользовался большим почетом среди самых отъявленных врагов существовавшего порядка вещей. <…> В. К. Плеве, занимая должность директора Департамента полиции, рассказывал мне, что при обысках у анархистов и их пособников находили обыкновенно очень мало книг, но между ними непременно красовались «Отечественные записки»
Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. М., 1991. С. 233.
Почему так долго власти терпели легальный журнал, подрывающий основы строя? Феоктистов так высказывался в отношении министра внутренних дел:
Граф Толстой колебался отчасти потому, что Салтыков был некогда его товарищем — оба они воспитывались в Александровском лицее, — а главным образом опять-таки из опасения возбудить неудовольствие в обществе
Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. М., 1991. С. 233.
Главным заграничным издательским центром русских нелегалов 1870–1890-х гг. была Швейцария (прежде всего, Женева).

В конце XIX в. больше всего запрещенной в России литературы издавали Фонд вольной русской прессы и «Группа старых народовольцев». Подпольные журналы, выходившие в России, ориентировались не столько на вкусы и запросы читательской аудитории, сколько на технические возможности и уровень незаметности изданий.
Формат «Земли и воли» почти совпадал, например, с «Огоньком» или «Всемирной панорамой» (20,5 × 30 см в 1878 г.), да и формат «Народной воли» был почти идентичным (21 × 28,5 см в 1881 г.). Подробнее об издательской деятельности народников и не только:

Журналистика русского зарубежья XIX — XX веков / под ред. Г. В. Жиркова
Прочесть статьи самых известных народников можно здесь:
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, не рассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
Требуется пароль
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1860 г. и продолжается до 1890 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1860 г. и продолжается до 1890 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK