ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
1870−1890-Х гг.

Либеральная газета 1880-х гг. о свободе печати
Газета «Порядок», выпускаемая в Петербурге в 1881–1882 гг. Михаилом Матвеевичем Стасюлевичем, историком, издателем ведущего либерального журнала «Вестник Европы», постоянно вела полемику с «Московскими ведомостями» М. Н. Каткова и «Русью» И. С. Аксакова, в т. ч. о необходимости правового порядка в России (синоним конституции) и свободе печати.
Всего в «Порядке» было напечатано 305 оригинальных и перепечатанных статей, корреспонденций, фельетонов, так или иначе относящихся к теме свободы слова. Можно смело утверждать, что эта тема была главной, сквозной на страницах «Порядка».
Первая передовая статья «Порядка», носившая программный характер, объясняла появление новой газеты надеждой на лучшее положение печати в России; в качестве первого слова указывалось на необходимость предоставления провинциальной печати тех же свобод, какие по закону 1865 г. имела столичная пресса. Отношение к цензурной практике было видно по употреблявшимся в «Порядке» выражениям «произвол цензоров», «опустошения красного карандаша», «преследование любой свежей мысли», «освобождение от цензурных пелен» и др.
Порядок. 1881. №  1. 1 января. С. 1.
Порядок. 1881. №  7. 8 января. С. 3; №  10. 11 января. С. 1; №  58. 28 февраля. С. 1.
Порядок. 1881. № 44
Порядок. 1882. № 8
115 сообщений относились к юридическому положению отечественной прессы. Лейтмотивом выступлений «Порядка» была мысль о том, что отсутствие законов приводит к произволу; свобода печати возможна лишь при действительном праве прессы обсуждать все явления общественной жизни, а «цензура вовсе не основное начало государственных учреждений в России»; в «Письмах о политике» Е. И. Утина высказывались мысли о взаимосвязи политической несвободы общества и подневольном состоянии печати.
Порядок. 1881. №  60. 2 марта. С. 2.
Е. У. Письма о политике // Порядок. 1881. № 34. 4 февраля. С. 1.
«Теме тяжелого положения провинциальной печати было посвящено 84 материала. Общие вопросы свободы печати и слова разрабатывались в 36 публикациях. Редакция констатировала сложившиеся взгляды властей на оппозицию почти как на бунт, желание правительства видеть печать лишь своим эхом. Самобытность русской печати трактовалась как способность молчать на самые злободневные темы»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
В историческом плане «Порядок» вспоминал пострадавшего от цензуры А. С. Пушкина; «Записку об увольнении крепостных крестьян» В. Ф. Одоевского, в которой он высказывался за печатную гласность; приводились воспоминания об отношении Ф. М. Достоевского к цензуре; сообщалось о рукописных газетах Франции XVII–XVIII вв., избегавших нападок цензуры.
Порядок. 1881. № 98. 9 апреля. С. 1; № 187. 10 июля. С. 1; № 33. 3 февраля. С. 2; № 214. 6 августа. С. 4.
Духовной цензуры в России касались пять материалов, иностранной — четыре, драматической — два, по одной публикации было посвящено цензуре министерства народного просвещения и цензурированию музыкальных сочинений. 57 статей освещали положение печати в мире. Среди них большая доля известий была прислана из Франции (30), затем шла информация из Германии (9), Англии (6), Болгарии (3), Турции (2), Румынии (2), Австрии (1), Сербии (1), Португалии (1).
Сопоставление положения печати в мире приводило либеральный «Порядок» в отчаяние:
Если свобода печати и обеспечение ее законом и судом могут успешно держаться даже в Сербии и Болгарии, вышедших, можно сказать, прямо из хаоса, то было бы истинным унижением для нашей общественности и государственности, если бы возможное и полезное, по преимуществу, человеческое учреждение оказалось немыслимым только у нас
Порядок. 1881. № 97. 8 апреля. С. 1.
Газета, основанная как официоз М. Т. Лорис-Меликова (официоз — это частное издание, которое проводит взгляды правительства), проповедующая ярко выраженные конституционные взгляды, не могла ожидать ничего хорошего после смены царствования. Накануне убийства Александра II, как будто предчувствуя дальнейшую судьбу всех либеральных начинаний, «Порядок» писал: «Печать ежеминутно осязает возможность встретиться с прежним взглядом».
М. М. Стасюлевич, выпустив газету «под такое время, когда и опытнейшему журналисту нелегко вести свое дело, если только он хочет вести его с каким-нибудь достоинством», оказался страстотерпцем цензуры. «Порядку» запрещали розничную продажу, печатание частных объявлений, были и специальный циркуляр по газете, и арест номера, и внушения издателю, и приостановка издания.

Порядок. 1881. № 58. 28 февр. С. 1
Порядок. 1881. №  58. 28 февраля. С. 1.
М. М. Стасюлевич — А. В. Головнину. 12 марта 1881 г. // М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Под ред. М. К. Лемке. Т. I. СПб., 1911. С. 529.
За день до остановки, приветствуя возрождение «Голоса», «Порядок» предрекал близость времен, «когда и для печати будет установлено более легальное положение и более правильное отношение со стороны администрации к печатному слову и вообще к умственной жизни России». Но Стасюлевич этого времени не дождался. Формальным поводом для приостановки «Порядка» на полтора месяца послужил напечатанный 8 января отчет о заседании Московской городской думы.
Порядок. 1882. №  6. 7 января. С. 1.
Поняв, что издавать газету, мечтающую о европейской свободе, в изменившихся условиях ему все равно не дадут, Стасюлевич принял решение о закрытии издания. И. С. Тургенев писал ему:
«Вчера же я прочел известие о том, что Дамоклов меч, столь долго висевший над „Порядком” — обрушился наконец на него. Понять это невозможно; остается сожалеть — не о „Порядке”, а о правительстве, которое сослепу бьет своих лучших друзей»
Тургенев И. С., русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик, переводчик
И. С. Тургенев — М. М. Стасюлевичу. 23 января 1882 г. // М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Под ред. М. К. Лемке. Т. III. СПб., 1912. С. 201.
Либеральный круг издателей и редакторов
Либеральных изданий в России второй половины XIX в. было немало. Если говорить о количественных показателях, то их было больше, чем консервативных и демократических вместе взятых. Большинство частных журналов и газет либо целиком исповедовали либеральные взгляды, либо были готовы с какими-то из этих позиций согласиться.
«А редакционную атмосферу, конечно, создавали и поддерживали руководители изданий — издатели (те, кто вкладывали капиталы в журнал или газету) и редакторы (те, кто отвечали за содержание выпусков, подбор авторов, общение с цензурой, типографией, почтой и т. д.)»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Либеральные издатели и редакторы
«Это очень большая тема. Наверное, всех руководителей русских либеральных изданий даже перечислить невозможно, не то что рассказать про них подробно. Но попробуем вспомнить в текстах и видео самых заметных, а про остальных можно узнавать постепенно»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Можно (и нужно!) вспомнить Михаила Матвеевича Стасюлевича, издателя «Вестника Европы» и «Порядка»; Акима Львовича Волынского, издателя-редактора «Северного вестника»; редакторов «Русских ведомостей» Николая Семеновича Скворцова и Василия Михайловича Соболевского, а также многих других, чьим идеалом была Россия правовая и богатая; Россия, где был ценен и нужен каждый ее гражданин.
А. Л. Волынский. Фотография с автографом
М. М. Стасюлевич. 1859. Фотография
Вукол Михайлович Лавров (1852–1912 гг.)
Русская мысль. 1892. № 3
«Когда приходит время экзамена, несчастный студент обязательно начинает путаться в бесконечных русских: „Русский вестник”, „Русская мысль”, „Русское богатство”, „Русское слово”… А между тем эти издания очень разные, и, чтобы перестать тонуть в них, надо просто вглядеться в лица сотрудников. Возьмем, например, „Русскую мысль”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Вукол (имя вроде бы невероятное, а на самом деле греческое) Лавров должен был остаться хлеботорговцем с законченными тремя классами городского училища Ельца, а стал издателем одного из ведущих московских журналов «Русская мысль». Какой-то заехавший в Елец студент подтолкнул любознательного купеческого сына к самообразованию.
После подавления восстания 1863 г. в Польше из сострадания к полякам Вукол Лавров самостоятельно выучил польский язык и постепенно стал одним из лучших переводчиков произведений польской литературы в России. Отец поручал юноше проведение многих деловых операций, и «во время одной из своих деловых поездок Вукол Михайлович, заехав в Москву, случайно попал на вечер к А. И. Кошелеву, в избранный кружок московских литераторов. Этот вечер оказал решающее влияние на всю дальнейшую судьбу Вукола Михайловича. Он вернулся к себе домой с твердо принятым решением посвятить свою деятельность изданию журнала».

Лавров В. М.
Ред./акция/. В. М. Лавров / некролог / // Русская мысль. 1912. Книга II. С. XX–XXI.
С 1880 г. вместе со славянофильским публицистом и критиком Сергеем Андреевичем Юрьевым Вукол Лавров начал издание «Русской мысли». Лавров был не только издателем, но и редактором, и переводчиком. По редакционным воспоминаниям, Лавров был готов открыть двери журнала даже тем, кого почему-то не признавала журнальная среда: «Так было с Лесковым, долгое время остававшимся обреченным на литературное одиночество». Кроме того, Лавров приглашал не только крупные литературные авторитеты (Льва Толстого, Якова Полонского, Антона Чехова и др.), но и начинающих писателей. Купеческий сынок из Орловской губернии стал настоящим москвичом, знающим и любящим историю, литературу, театр, московские старинные улочки. Он был дружен с дирижером Николаем Рубинштейном и прекрасно умел слушать музыку.

Редакция «Русской мысли». Фотография Д. Асикритова. Москва. 1893. Сидят слева направо: И. И. Иванюков, М. Н. Ремезов, A. П. Чехов, B. М. Лавров. Стоят слева направо: В. А. Гольцев, И. Н. Потапенко, М. А. Саблин
Ред./акция/. В. М. Лавров / некролог / // Русская мысль. 1912. Книга II. С. XXII.
От казенщины Вукола Лаврова просто трясло. Столицу Российской империи, как истовый москвич той эпохи, он называл болотистой, футлярной, бюрократической и холодной, а чиновники и бюрократы были главною его мишенью. К ним относился онъ с брезгливостью, доходящей до ненависти, отстаивая всякое живое проявление свободной мысли, в какую бы область она ни заносилась — жизни, литературы, музыки, сцены, безразлично
Соколов П. Москвич. Посвящается памяти Вукола Михайловича Лаврова // Исторический вестник. 1916. № 9. С. 715.
Блестящий московский репортер Владимир Гиляровский зачислял журнал Вукола Лаврова в лагерь «рыцарей со страхом и намеком», т. е. готовых пострадать за идею не ради наживы, и много рассказывал про хлебосольство и добродушие издателя-редактора «Русской мысли»: Гиляровский В. А. «Москва газетная». «Двадцать три года я тащу свою тяжелую колесницу и если осмысливаюсь называть ее триумфально, то лишь потому, что шествие обратило на себя внимание таких великих и благородных ратников добра и правды, как Вы, мой дорогой друг», — писал как-то Вукол Лавров Антону Чехову, с кем его связывали многолетние деловые и приятельские отношения (Пижевская Н. Пересиливший цензуру).

Лавров Вукол Михайлович
И из этого письма мы с вами можем понять, насколько важен и тяжел был издательский путь В. М. Лаврова. Но один бы он не вытащил эту колесницу. Сначала рядом с Лавровым был Сергей Юрьев, а затем долгие годы Виктор Гольцев.
Виктор Александрович Гольцев (1850–1906 гг.)
«С ранней молодости я поставил себе определенные политические задачи и, насколько сам могу судить, я неуклонно шел к намеченным целям», — мало кто из публицистов мог так честно признаться самому себе в мемуарах, а Виктор Александрович Гольцев имел на это полное право.
Секиринский С. С. В. А. Гольцев: «Мой девиз — труд и политическая свобода» // Российский либерализм. Люди и идеи / под общей редакцией А. А. Кара-Мурзы. М., 2007. С. 295.
«Молодой студент юридического факультета Московского университета знал, что такое нужда. В Туле были проблемы с одеждой, чтобы пойти в гимназию; в Москве были проблемы с едой и хоть каким-то заработком. Студент начал читать социалистическую литературу, бывать на тайных заседаниях подпольных обществ, познакомился с тем, кого позже назвал „революционером-ренегатом”, — Львом Тихомировым»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Народнические знакомства Гольцева и формирующиеся оппозиционные взгляды не прошли мимо внимания тайной полиции; он был взят под негласный присмотр.
После университетской магистратуры хорошего студента отправили в двухгодичную командировку за границу — так в Российской империи готовились к профессорской должности. Учился Гольцев в Париже, Вене, Лейпциге… Неожиданно для автора письмо Гольцева с осуждением тактики подготовки революции и предложением добиваться введения конституции опубликовал «Вперед!» Лаврова с едкими примечаниями от редакции.

В. А. Гольцев. Фотография 1893 г. с автографом
В письме есть фразы, которые не устроят демократический журнал:
Толкать народ к кровавой расправе — опасное и едва ли хорошее дело. Я имею в виду не возможность поражения, разгрома, весьма правдоподобных, а именно неприготовленность массы ни к чему иному, кроме натиска, вероятность появления на обломках старого — цезаря или нескольких цезарей
Письмо В. А. Гольцева П. Л. Лаврову // Памяти Виктора Александровича Гольцева. Статьи, воспоминания, письма / под ред. А. А. Кизеветтера. М., 1910. С. 136.
«Но эта публикация 1876 г. говорит, во-первых, о выборе Гольцевым либерального, спокойного пути развития России; а во-вторых, здесь он впервые ставит тот псевдоним, который и будет характеризовать его дальнейший образ мысли: „Русский конституционалист”»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
После одного из публичных выступлений молодого ученого в Россию отправился донос о социалистических взглядах Гольцева. И публикация у Лаврова, и участие в народнических кружках в Москве, и донос сыграли свою роль позже, когда Гольцеву не разрешили преподавать ни в одном из российских университетов. Только в самом конце царствования Александра II ему удалось прочесть один курс «Учение по управлению», но с началом царствования нового императора опальному доценту снова пришлось уйти в отставку. Прочтите пример из гольцевского курса, и вы поймете, почему в эпоху контрреформ ему отказали в праве преподавания:
Самоуправление и свобода совести, слова, печати — составляют основное условие для правильного развития и личности, и государства
Гольцев В. Государство и самоуправление (историко-юридические очерки) // Русская мысль. 1882. Книга IV. С. 180.
Профессором Виктор Гольцев не стал, но профессорский стиль — спокойный, взвешенный, научно обоснованный — стал свойственен его публицистике. Редактором «Русской мысли» он стал с 1885 г. (и оставался им до 1906 г.); много писал и в других либеральных газетах и журналах той эпохи. Его взгляды — необходимость конституции, требование свобод слова, расширение крестьянского землевладения, развитие русского самоуправления, «культурное государство» — влияют на выпускаемый им журнал.

Гольцев В.А. Фотография Е. Овчаренко
«Русской мысли», даже с точки зрения властей, разрешалось больше, чем другим изданиям: как объяснял цензор Гольцеву:
Потому что ваш журнал читают одни благонамеренные люди
Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Изд. 2. М., 1993. С. 209Гольцев В. Государство и самоуправление (историко-юридические очерки) // Русская мысль. 1882. Книга IV. С. 180.
Огромное число корреспондентов Гольцева (от Николая Чернышевского до Антона Чехова, от Льва Толстого до Ильи Репина), критическая деятельность, многолетние редакторские и лекционные труды сделали Виктора Гольцева одним из самых заметных либеральных деятелей России конца XIX в.
Петр Боборыкин, называя самой рельефной гольцевской чертой убежденность, вспоминал:
«Гольцев сделался здесь, в Москве, уже лет пятнадцать-двадцать назад, одним из самых выдающихся пробудителей общественного чувства и протестующей мысли. Не было ни одного начинания в сфере литературы, прессы, земского движения, просветительной инициативы, не устраивалось никакого сборища, обеда, вечера, публичного чтения, поминок или чествования с освободительным характером, где бы он ни принимал живого участия, где бы он ни был председателем, устроителем, оратором или руководителем»
Боборыкин П. Д., русский писатель, драматург, журналист, публицист, критик
Боборыкин П. Д. Убежденный человек (памяти В. А. Гольцева) // Русская мысль. 1906. №  12. С. 117−118.
Николай Лесков считал Виктор Гольцева человеком умным, образованным и с определенными политическими взглядами; Василий Розанов говорил, что практическая защита народных интересов Гольцевым и другими публицистами «выше всяких похвал».
Летопись литературных событий в России конца XIX — начала ХХ века. Выпуск 1. 1891−1900. С. 121, 434.
«Долгие годы проведения журнала сквозь цензурные рифы и постепенное понимание несбыточности конституционных надежд в самодержавной России в какой-то мере подрезали гольцевские мечты, но, отвечая на анкету своего журнала, Виктор Гольцев не изменял идеалам молодости»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
«Где бы я желал жить?» — «В России, но только свободной»;
«Что я всего более ненавижу?» — «Деспотизм»;
«Реформа, наиболее мною чтимая в истории?» — «Освобождение крестьян в России»;
«Мой девиз?» — «Труд и политическая свобода…»
Секиринский С. С. В. А. Гольцев: «Мой девиз — труд и политическая свобода» // Российский либерализм. Люди и идеи / под общей редакцией А. А. Кара-Мурзы. М., 2007. С. 297.
У некоторых лонгридов курса есть продолжение. Это истории, не рассказанные в основном треке курса, дополнительные ролики и материалы, экскурсии, квизы и ключи, которые нужно собрать, чтобы получить сертификат.
1840 г.
1850 г.
1858 г.
1860 г.
1870 г.
1894 г.
1855 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1870 г. и продолжается до 1890 г.
Действие этого лонгрида начинается в 1870 г. и продолжается до 1890 г.
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
С использованием гранта Министерства просвещения Российской Федерации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK